КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Вопрос о происхождении и развитии человека всегда являлся объектом ожесточенной борьбы материалистических и идеалистических мировоззрений[1].
В настоящее время эта борьба не только не утратила своей остроты, но наоборот в связи с накоплением значительного и весьма разнообразного фактического материала в области эмбриологии, анатомии, физиологии, биологии человека и животных, приобрела особенно тонкие и изощренные формы.
Сходство человека с обезьянами − вопрос вопросов в истории науки и самого человека. Этот вопрос волновал самые светлые умы прошлого, начиная с Аристотеля и Гиппократа. Отдельные признаки этого сходства рассматривались учеными на протяжении долгих лет. Еще в ХVIII веке Карл Ламарк развил учение о том, что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян, например, шимпанзе, в процессе ее приспособления к изменениям окружающей среды. В ХVIII веке эволюционные взгляды разделялись и высказывались лишь немногими натуралистами. Гораздо большее распространение имело учение о так называемой лестнице существ, которая начинается с наиболее низко организованных, а заканчивается венцом творения − Человеком.
|
|
У большинства натуралистов эта идея была чисто метафизической, так как, располагая организмы в иерархической системе, по степени их совершенства, авторы этой системы вовсе не имели в виду родственных отношений между организмами и превращениями одного вида в другой.
Ч. Дарвин, изучая работы К. Ламарка, труды Жан Батист Линнея, развил эволюционную теорию происхождения человека. В его трудах прослеживается мысль об эволюционном переходе из высокоорганизованной обезьяны в человека и образование нового вида путем естественного отбора, изменчивости и наследственности. Исследования Ч. Дарвина явились на самом деле началом построения эволюционного моста между Человеком и остальным животным миром. Однако он, оставаясь на позициях эволюционного трансформизма, не мог вскрыть закономерность качественного перехода от животного состояния к человеческому. Наиболее полную сводку многих признаков сходства приматов в конце XVIII века дали Т. Гексли, Ч. Дарвин. Конечно, это были сведения, соответствовавшие их времени, в основном анатомические, частично эмбриологические и поведенческие, когда те и другие естественные науки только начинали свое развитие, а о генетике не было и речи.
К концу XIX века появились данные и о большом сходстве зародышей и плодов высших обезьян и человека (Данникер). В начале XX века стали поступать доказательства сходства крови человека и других приматов (Нутталь). И.И. Мечников обобщил известные в то время черты родства людей и обезьян. Тем не менее, уже начиная с 60-х годов прошлого столетия и до наших дней не утихают споры вокруг дарвинской эволюционной теории происхождения человека от обезьяны, всячески опровергаются выводы науки о родстве человека с обезьянами.
|
|
Многие антропологи, палеонтологи, биологи и другие теоретики с начала XX века и до нашего времени выдвигали новые теории и концепции антропогенеза, но все же большинство из них, ссылаясь на сходство внешних признаков, внутренних органов, физиологии организма и костей скелета обезьяны и человека, придерживались эволюционной теории происхождения человека из обезьяны. Но кроме сходства наблюдаются также черты расхождения между человеком и обезьяной в сравнительной эмбриологии, анатомии, физиологии и биологии. Зная все эти расхождения, даже наиболее материалистически настроенные естествоиспытатели, ученые не могут еще составить себе ясной картины происхождения человека и не стремятся отрицать родство человека с обезьяной, но все же между обезьяной и человеком образовалось «пустое место».