Основная часть

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

Тема

Дипломатия Российской империи

Работу выполнила

Старикова Мария Игоревна

Оглавление.

1. Введение……………………………………………………………стр.1-3

2. Основная часть………………………………………………………………….стр.4-16

2.1. Хронологические рамки российской дипломатии…………...

2.2. Предыстория российской дипломатии………………………..

2.3. Дипломатия эпохи Петра I……………………………………..

2.3.1. Дипломатические учреждения и методы дипломатической работы при Петре I………………………………………….

2.3.2. Основные этапы дипломатии петровской эпохи………...

2.3.3. Пётр I – дипломат………………………………………….

2.4. Коллегия иностранных дел в послепетровское время. Русская дипломатия в период 1726 — 1762 гг………………………….

2.4.1. Государственная Коллегия иностранных дел при преемниках Петра I …………………………………………………………

2.4.2. Внешняя политика России в этот период………………….

2.5. Дипломатия эпохи царствования Екатерины II (1762-1796)…

2.6. Внешняя политика при Павле I………………………………….

2.7. Дипломатия Александра I………………………………………..

2.7.1. Крупнейшие внешнеполитические события правления Александра I……………………………………………………

2.7.2. Дипломаты времён Александра I……………………………

2.8. Дипломатия Николая I…………………………………………….

2.9. Дипломатия Александра II……………………………………….

2.10. Дипломатия Александра III………………………………....

2.11. Дипломатия Николая II……………………………………....

3. Заключение……………………………………………………….стр.17-19

4. Список использованной литературы…………………………..стр.20

5. Приложения……………………………………………………… стр.21-35

1. Введение.

Данная тема является интересной и необычайно важной, ибо история российской дипломатии – это история целой эпохи в судьбе России – эпохи, начатой Петром I и законченной Февральской революцией 1917 года, всё последующее развитие российской дипломатии так или иначе связано с предыдущим этапом, логически развивает его достижения, критически использует предыдущий опыт или всецело опирается на него.

В целом данный вопрос считаю достаточно изученным, особенно полно и всесторонне освящена эпоха Петра I и успехи его дипломатии, оценён и проанализирован вклад царя и его сподвижников в формирование основ российской дипломатии, в создание её фундамента. Много внимания исследователи уделили периоду правления Екатерины II, Александра I, особенностям дипломатии Николая II. При анализе внешней политики Александра II, Александра III, Павла I испытывала трудности при подборе материала.

Общую информацию по рассматриваемому вопросу можно получить, используя обобщённые материалы Дипломатических словарей: (1.http://enc-dic.com/diplomat/Petr-I-840.html; 2.http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/976/%D0%9F%D0%81%D0%A2%D0%A0

3. Дипломатический словарь: В 3 Т. / Гл. ред. Громыко А. А. – М., 1985.).

Основу для понимания истории рассматриваемого периода дали учебники истории: История России XVIII-XIX веков. Под ред. Милова Л.В. (М.: Эксмо, 2006. — 784 стр.) и История государства Российского: жизнеописания, XIX век. Первая половина / Сост.: Опалинская М. А., Синегубов С. Н., Шевцов А. В. (М., 1997 – 783 стр.)

Материалы для анализа эпохи Петра I я взяла из книги Н.Н. Молчанова «Дипломатия Петра Великого» (Издательство Международные отношения.- М.,1991 г., 448 стр.). В работе профессора Н.Н. Молчанова освещается внешняя политика и дипломатия России в период петровских преобразований.

Наиболее интересными мне показались материалы книги Б.Н. Григорьева «Повседневная жизнь царских дипломатов в XIX веке» (М.: Молодая гвардия, 2010.- 521 стр.). В ней на основе разнообразного архивного материала характеризуется период расцвета дипломатии Российской империи и даются портреты дипломатов.

Для характеристики событий Отечественной войны 1812 года, Крымской войны и внешнеполитического курса России этих периодов наиболее значимыми считаю материалы из книги Н. С. Киняпиной «Внешняя политика России первой половины XIX в.» /(Москва: Высшая школа, 1963. - 287 стр.)

Цель моего исследования - показать взаимосвязь развития дипломатических структур и становления российской дипломатии с превращением России в европейскую державу, во влиятельный политический фактор в международных делах.

Задачи:

1. Проанализировать процессам становления новой дипломатии Российской империи конца XVII – XVIII в.

2. Дать характеристику российской дипломатии XIX – начала XX в.

3. Назвать имена выдающихся российских дипломатов.

4. Показать взаимосвязь истории дипломатии Российской империи и дипломатии последующих лет, дипломатии сегодняшнего дня.

Основная часть.

2.1. Хронологические рамки дипломатии Российской империи.

«Росси́йская импе́рия (рус. дореф. Россійская Имперія; также Всеросси́йская импе́рия, Росси́йское государство или Росси́я) — государство, существовавшее в период с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году».[1]

Таким образом, хронологические рамки российской дипломатии охватывают период с 1721 года по 1917 год.

2.2. Предыстория российской дипломатии.

Была ли дипломатия в допетровской России? Как строился внешнеполитический механизм государства того времени?

Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
в России происходило одновременно с укреплением централизованного государства (XV-XVII вв.).

В Московском княжестве особое место занимала Боярская дума(дипломатические вопросы: составление документов по посольским делам, приём иностранных дипломатов, ведение переговоров), соприкасалась с посольскими делами и Казна (Казенный двор - учреждение по внешним связям, хранилище дипломатических документов, место приёма послов).

В правление Василия III возник частный совет государя — Ближняя дума, её члены стали личными представителями царя во время переговоров с иноземными дипломатами вплоть до XVII века.

С XV - первой половины XVI в.в. в дипломатических сношениях России отмечено участие представителей нового сословия: дьяков и их помощников- подьячих (Приложение, таблица 1, стр.21), появляются новые учреждения — приказы, среди них - приказ по внешним делам — Посольский приказ (Приложение, таблица 2, стр. 21-22); упоминаются ранги дипломатов (Приложение, таблица 3, стр.22). В XVII в. учреждаются первые постоянные дипломатические представительства России в Швеции (1634 г.) и Речи Посполитой (1673), появляются все виды дипломатической документации (Приложение, таблица 4, стр.22) и разрабатывается система её хранения (Приложение, таблица 5, стр.22-23).

Посольский приказ - один из центров культурной жизни государства своего времени (Приложение, таблица 6, стр.23), породивший ряд талантливых дипломатов (Приложение, таблица 7, стр.23-24).

Русское государство в XVI- XVII веке, отстаивая свои интересы, заняло в Европе почетное международное положение (Приложение, таблица 8, стр.24-26).

Таким образом, в допетровской России были талантливые дипломаты, была дипломатия, но формирование того, что мы сейчас называем дипломатической службой, то есть государственной службой внешних сношений и системой постоянных дипломатических представительств, произошло в петровские времена.

2.3. Дипломатия эпохи Петра I.

2.3.1. Дипломатические учреждения и методы дипломатической работы при Петре I.

Внешнеполитическая деятельность при Петре I требовала реорганизации учреждения, ведавшего международными сношениями, создания новых дипломатических кадров.

При Петре вся дипломатическая служба реорганизуется по западноевропейскому образцу, образуются постоянные дипломатические миссии, в важнейших европейских и некоторых внеевропейских странах появляются русские консулы для охраны торговых интересов царских подданных (Приложение, таблица 9, стр.26), постоянные иноземные представительства. В начале XVIII века рядом с Посольским приказом появляется при Петре «походная Посольская канцелярия», в 1716 г. в ней введен коллегиальный порядок решения дел, и она сама переименована в «Посольскую коллегию».

В 1720 г. была образована особая Коллегия иностранных дел(работала под непосредственным контролем царя и при его участии). (Приложение, таблицы 10, 11,12,13, стр.26-28).

В царствование Петра вырастает новое поколение умелых и тонких дипломатов, способных действовать с ловкостью и тактом (Приложение, таблица 14, стр.28-29). «Воспитание плеяды талантливых русских дипломатов также являлось одной из заслуг Петра. Виднейшие русские дипломаты петровского времени…не только не уступали своим западноевропейским коллегам, но и значительно превосходили их в дипломатическом искусстве. Все они обладали широтой взглядов, умением учитывать сложную международную обстановку, умением с честью и достоинством защищать интересы своего государства».[2]

2.3.2. Основные этапы дипломатии петровской эпохи.

Петр унаследовал от XVII века две сложнейшие проблемы: турецкую и шведскую. Разрешение и той и другой означало выход к морю: Черному и Балтийскому.

Первые годы царствования Петра были посвящены черноморской проблеме. Взятие Азова и постройка Таганрога обеспечили России господство на Азовском море. «Великое посольство» 1697–1698 гг., в котором Петр участвовал инкогнито, имело задачей добиться продолжения войны и привлечения новых союзников. Ввиду невозможности пробиться к Черному морю, Россия обратилась к старому плану «северного союза» против Швеции (Приложение, таблица 15, стр. 29).

Важным внешнеполитическим мероприятием последних лет правления Петра Великого стал поход 1722 – 1723 годов в Закавказье(1724 год- заключение мира с Россией, признание её территориальных приобретений; признание Россией права Турции на западное Закавказье).

2.3.3. Пётр I – дипломат.

Петра I отличала способность к стратегическому мышлению. Он начал осуществлять основные линии русской политики по отношению к Швеции, Турции, Персии, Польше и другим государствам, участвовал в переговорах, выполняя функции и посла, и министра иностранных дел, встречался с иностранными послами, ездил за границу с дипломатическими целями и лично заключал договоры (в Раве - 1698 г. в Амстердаме -1717 г.).

Особенность стратегии Петра - умение сосредоточиться на одной проблеме, решить её всеми усилиями дипломатии, политическая добросовестность и верность обязательствам, способность быстро перестраивать основания своей внешней политики:. «Государям надобно вести себя добросовестно, - писал он, - ибо, хотя б интерес того не требовал, но данное обязательство надлежит хранить, понеже кто кредит потеряет, все потеряет... Лучше можно видеть, что мы от союзников оставлены будем, нежели мы их оставим, ибо гонор пароля дражае всего есть».[3]

Во времена царствования Петра I дипломатическая служба стала государственной. Провозглашение Петра I императором 22 октября 1721 г. было внешним выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Акт этот не сразу был признан европейской дипломатией. При жизни Петра только Голландия и Швеция официально признали этот титул.

2.4. Коллегия иностранных дел в послепетровское время. Русская дипломатия в период 1726 — 1762 гг..

2.4.1. Государственная Коллегия иностранных дел при преемниках Петра I.

После смерти Петра I структура Государственной коллегии иностранных дел России сохранялась почти без изменений до 60-х годов XVIII в.

Основные перемены (с 20-х по 60-е гг. XVIII в.) заключались в изменении степени ее зависимости от появлявшихся при высочайшем дворе специальных органов управления (кабинетов и советов). Сохранялось внимание монархов к деятельности Коллегии, интерес к внешнеполитическим делам.

Разработка внешнеполитической программы и деятельность российской дипломатии елизаветинской эпохи связана с именем умного, проницательного политика и опытного дипломата, канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина (в основе его политической системы союз России с Англией и Австрией для противодействия возраставшему могуществу Пруссии и Франции и для наступления на Турцию).

После вступления России в Семилетнюю войну, 14 марта 1756 г., было объявлено о создании Конференции при высочайшем дворе (обсуждение международной политики периода войны, осуществление внешнеполитического курса России).

После смерти императрицы Елизаветы указом Петра III от 28 января 1762 г. Конференция упразднялась. 20 мая 1762 г. создан Императорский совет. Он осуществлял руководство внешней политикой России и был ликвидирован вскоре после восшествия на престол Екатерины II.

Таким образом, коллегиальная организация управления внешней политикой, установленная в XVIII веке, была отменена только в XIX веке.

2.4.2. Внешняя политика России в этот период.

Проблема взаимоотношений со Швецией была решена при Петре I. Оставались две другие: польская и турецкая. Они и являлись стержневыми вопросами русской внешней политики в течение всего XVIII века.

Судьбу дипломатии этого времени определяли вопрос «европейского баланса» (равновесия), стремление играть решающую роль в общеевропейских делах, стремление поддерживать и укреплять международный престиж, приобретенный Россией при Петре I.

Русская дипломатия с разной долей успеха проявила себя на международной арене. (Приложение, таблица 16, стр.30). Главные этапы её деятельности связаны с важнейшими событиями в жизни Европы и России.

2.5. Дипломатия эпохи царствования Екатерины II (1762-1796).

Особая страница русской дипломатии – период правления Екатерины II. Деятельность русской дипломатии в период между 1726 и 1762 г.г. была связана с решением основных проблем внешней политики, которые стояли перед Россией с конца XVII века. Семилетняя война расколола всю Европу на два лагеря.

Во главе ведомства иностранных дел стоял один из образованных и умных государственных деятелей того времени — Н. И. Панин. Активное участие во внешней политике государства принимала сама Екатерина: «Екатерина энергично вмешивалась во все важнейшие события международной жизни, но в то же время твёрдо отражала все попытки иностранных держав вырвать у неё инициативу… она с большим искусством умела обеспечить преобладание России».[4]

Вопросы, которыми занимались русские дипломаты в эпоху Екатерины II, были самыми разнообразными, необычайно важными, нередко трудными и неразрешимыми, иногда принципиально новыми (Приложение, таблица 17, стр.30), при этом внешняя политика имела ряд особенностей (Приложение, таблица 18, стр.31). Период царствования Екатерины II ознаменован многими достижениями русской дипломатии (Приложение, таблица 19, стр.31).

2.6. Внешняя политика при Павле I.

Во время его правления курс внешней политики был весьма неопределённым, одна из причин – частая смена руководителей внешней политики России. Доказательства противоречивости курса Павла – основные события внешней политики страны (Приложение, таблица 20, стр.32).

Но и эта эпоха оставила после себя имена ярких дипломатов, талантливых людей, заботившихся о судьбе России в мире: И. А. Остерман, А.А. Безбородко, А.Б. Куракин, В.П. Кочубей, Н.П. Панин, Ф.В. Ростопчин.

2.7. Дипломатия Александра I.

2.7.1. Крупнейшие внешнеполитические события правления Александра I.

Политику Александра I долгое время определяло стремление освободить Европу от т Бонапарта. Усилия русских дипломатов позволили уменьшить число союзников Наполеона в войне против России.

Война 1812 года - крупнейшее историческое событие правления Александра I. Царь и фельдмаршал Кутузов оказались по разные стороны 2 дипломатических установок. Кутузов считал, что войну нужно закончить там, где она началась, - на границе России, царь был уверен, что нужно освободить Европу от Наполеона. «В Западную Европу Александр вступил уже в ореоле славы русской армии, разгромившей под командованием Кутузова Наполеона. Теперь он проникся твёрдым убеждением в необходимости доведения борьбы с Наполеоном до конца, т. е. до его низложения. В письме к Румянцеву от 24. VI 1813 он писал: "Дипломатам почти нечего делать в эпоху, которую мы переживаем теперь. Только меч должен решить исход событий"».[5]

После поражения Наполеона и его отречения от престола сильнейшей держа­вой в Европе являлась Россия. 1 октября 1814 г. в Вене открыл­ся международный конгресс для определения уст­ройства послевоенной Европы. Не все планы Александра осуществились на этом конгрессе, что можно считать неудачей на дипломатической арене. Недавние союзники преследо­вали на Венском конгрессе различные цели. Основываясь на общих интере­сах, Австрия, Англия и Франция за­ключили тайный союз, направленный против России и Пруссии.

Венский конгресс создал новую систему международных отношений в Европе, основанную на господстве четырёх «великих держав» (России, Англии, Австрии, Пруссии), к которым в 1818 г. присоединилась Франция.

Великие державы выбрали общую цель- борьбу против революций и освобо­дительного движения в Европе. Инициатором подобного объе­динения выступил Александр I., появился Священный союз (14 сентября 1815).

Заслуги Александра I во внешнеполитических отношениях бесспорны: за небольшой период времени он вывел страну из изоляции, добился того, что с империей стали считаться ведущие европейские державы и даже бояться ее возвышения над Европой.

2.7.2. Дипломаты времён Александра I.

Первым министром иностранных дел был граф А. Воронцов (назначенный в 1802 г.), сторонник союза с Англией (в то же время дипломат в Вене, Гааге, Лондоне).

В 1806-1807 гг. министром иностранных дел был А. Будберг (сторонник продолжения войны с Францией).

Министром ИД в 1808-1814 гг. был граф Н.П. Румянцев (член Государственного совета и министр коммерции); при нем был принят консульский устав (1820 г.). К середине XIX в. в России 273 консульства.

Во время Отечественной войны русская дипломатия раскололась на 2 партии: одни выступали за окончательный разгром французских войск за пределами России; другие считали, что русские войска должны остановиться на границе.

В 1816г. министром ИД стал К.В.Нессельроде (возвысившийся во время заграничных походов).

2.8. Дипломатия Николая I.

Политика Николая I в Европе была направлена на:

· обеспечения европейской стабильности и сохранения неприкосновенности западной границы империи;

· сохранение приобретенных ранее территорий;

· укрепление новых границ;

· подчинение Польши, Прибалтики и Финляндии интересам Российского государства (Приложение, таблица 21, стр.32).

«Основные направления внешней политики сохранились с конца XVIII века, когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. Новый российский император поспешил заявить о продолжении внешнеполитического курса своего предшественника. Но впоследствии он дал понять, что при проведении политики в Европе, Россия будет больше полагаться на собственные силы…»[6](Приложение, таблица 22, стр.32)

Во 2-ой четверти XIX в. большее значение, чем в 1-ой четверти, приобрели среднеазиатское и дальневосточное направления.

Основная идея Николая - необходимость борьбы с революциями - во многом определяла его внешнеполитический курс в Европе. «Начало 30-х годов XIX века было насыщено событиями на обоих главных направлениях внешней политики России - европейской и ближневосточной. В 1830-1831 гг. по Европе прокатилась волна революций, которая коснулась и самой России….правительству Николая I пришлось вступить в вооруженный конфликт с Польшей. Самостоятельное существование конституции Польши (в составе Российской империи) было несовместимо со всем укладом мировоззрений Николая I. Создание царства Польского он считал ошибкой Александра I…»[7].

Во главе МИДа продолжал оставаться Карл Васильевич Нессельроде, который накануне Крымской войны не сумел оценить внешнеполитические позиции европейских государств, Россия оказалась в международной изоляции. Крымская война стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России.

Во время правления Николая I Россия увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров, появились талантливые дипломаты, постоянно велись дипломатические битвы за влияние в мире.

2.9. Дипломатия Александра II.

Этот период внёс ряд ярких страниц во внешнеполитическую историю (Приложение 23).

Это время породило ряд талантливых дипломатов, особое место среди них занимает А.М. Горчаков, решительный сторонник реформ в мирных условиях существования реформируемой страны (Приложение 24).

2.10. Дипломатия Александра III.

Внешняя политика России при Александре III характеризовалась поиском России своего места в Европе (среди двух крупных военно-политических блоков: англо- французского, стержнем которого были Англия и Франция, и немецкого, основу которого составляли Германия и Австро-Венгрия); дальнейшим расширением территории России(Приложение, таблица 25, стр.3-34).

2.11. Дипломатия Николая II.

В 90- ые годы XIX в. в связи с усложнением внешнеполитических задач рассматривались проекты структурного преобразования Министерства. Реформа была проведена министром иностранных дел А.П.Извольским (начало – 1906 год). К началу 90-х годов XIX в. за границей функционировало 6 посольств и 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице - консульств Российской империи. К 1913 г. Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. (Приложение, таблица 26, стр.34).

Характер внешней политики России в 90-е гг. XX в. был миролюбивым. Русский царь предпринял исключительный для своего времени шаг (август 1898 г.- всем послам иностранных держав в России был вручен текст обращения с призывом созвать международную конференцию для обсуждения проблем всеобщего разоружения, их цель – установление мира и спокойствия в Европе, усиления господства в Азии). В июне 1899 г. в Гааге была созвана международная конференция, в ней приняли участие 26 стран (приняты конвенции об ограничении вооружений, о введении третейского суда для мирного разрешения международных конфликтов, о законах и обычаях войны – сделаны попытки гуманизации войны). Однако призыв к ограничению вооружений не получил одобрения большинства великих держав и особенно Германии.

Период правления Николая II был связан с войнами (1904 г. Русско-японская война, 1914 г.- Первая мировая война).

Главной задачей МИДа стали обеспече­ние внешнеполитической обстановки, благоприятной для успеш­ного ведения войны, подготовка условий будущего мир­ного договора.

Усталость от войны и тяготы военного времени привели к революции в России. В феврале 1917 г. произошла буржуазно-демократическая революция. На этом закончился этап дипломатии Российской империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: