12.1 Сопротивление судна в различных условиях.
Сопротивление при движении судна на чистой воде без учета сопротивления воздуха можно определить по формуле R=Rтр+Rотс, где Rтр- сопротивление трения, Rотс- остаточное сопротивление.
Составляющую сопротивления можно определить:
Rтр=(СRm+Cш)· ,
где СRm-коэффициент сопротивления трения, зависит от вязкости жидкости и числа Рейнольца для эквивалентной гладкой пластины. Его можно расчитать по формуле Прантля-Шлихтинга.
СRm= ,
Re= ,
ν- кинематический коэффициент вязкости, который принимают для =4̊ С, и он будет равен 1,57·10-6 м2/с;
Сш - коэффициент шероховатости, для транспортных судов его принимают
(0,4-0,5)·10-3;
- площадь смоченной поверхности корпуса. Для транспортных судов с большим значением коэффициента общей полноты площадь смоченной поверхности определяется по формуле Семеки.
=Ω0+Ωвч ,
Ω0 – площадь смоченной поверхности голого корпуса,
Ω0=LT[2+1,37(δ-0,274) ]=85·6[2+1,37(0,739-0,274) ]=1886 м3 ,
Ωвч- площадь смоченной поверхности выступающих частей. Для одновинтовых судов:
Ωвч =(0,025...0,03) Ω0=0,025·1886=47,15м2 ,
Ω=1886+47,15=1993 м2;
Rотс=СR0
СR0 – коэффициент остаточного сопротивления, которое определяется по формуле
СR0=CR(δ, .
Расчет сопротивления и буксировочной мощности ведем в таблице 12.1. По результатам расчета строим графики буксировочной мощности от скорости движения судна на рисунке 12.1.
Таблица 12.1 -Расчет сопротивления и буксировочной мощности
№ п/п | Обозначения, формулы | Размерность | Численные значения | |||||
0,6 v | 0,7 v | 0,8 v | 0,9 v | v | 1,1 v | |||
Скорость v | м/с | 3,39 | 3,96 | 4,52 | 5,08 | 5,65 | 6,22 | |
Числа Рейнольдса ; Re·10-6 | — | |||||||
Коэффициент трения ; | — | 1,96 | 1,92 | 1,88 | 1,85 | 1,83 | 1,81 | |
Надбавка на шероховатость | — | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | |
Сопротивление трения | кН | 27,7 | 37,1 | 47,7 | 59,6 | 72,7 | 87,1 | |
Числа Фруда | — | 0,12 | 0,14 | 0,17 | 0,18 | 0,20 | 0,22 | |
(по рис. 11.2 – 11.4) | — | 1,4 | 1,55 | 1,6 | 1,75 | 2,05 | 2,65 | |
(по рис. 11.5) | — | 1,02 | 1,02 | 1,02 | 1,02 | 1,02 | 1,02 | |
(по рис. 11.6) | — | |||||||
(по табл. 11.1) | — | 0,91 | 0,76 | 0,76 | 0,9 | 0,87 | 0,92 | |
; | — | 1,31 | 1,20 | 1,24 | 1,61 | 1,81 | 2,49 | |
Остаточное сопротивление | кН | 15,3 | 19,2 | 25,9 | 42,5 | 59,3 | 98,5 | |
Полное сопротивление | кН | 43,1 | 56,2 | 73,6 |
Для судов ледового плавания ICE 3 необходимо вычислить дополнительное к сопротивление воды чистые ледовые сопротивления при движении в битых льдах.
Суда категории ICE 3 допускаются к самостоятельному плаванию в мелкобитом разреженном льду, сплоченностью 5-7 баллов, толщиной 0,7м.
Расчет сопротивления обломков будем вести по формуле Зуева
Rчл=ρлgBh2(0,13 +1,3Frh+0,5 )(2-S’)S’2 ,
где ρл –плотность льда (0,9-0,92) т/м3,
h- толщина льда (0,7м),
Frh- число Фруда по толщине льда,
Frh= ,
S’- сплоченность льда 0,7.
Расчет ледового сопротивления ведем в таблице 12.2
Таблица 12.2 Расчет сопротивления и буксировочной мощности во льдах
Наименование | 0,6v | 0,7v | 0,8v | |||
скорость | v,м/с | 3,39 | 3,96 | 4,52 | ||
сопротивление воды | R,кН | 43,1 | 56,2 | 73,6 | ||
число Фрудо по толщине льда | Frh | 1,29 | 1,51 | 1,72 | ||
чистое ледовое сопротивление | Rчл,кН | 30,2 | 55,9 | 61,8 | ||
ледовое сопротивление | Rл,кН | 30,2 | 98,93 | |||
буксировочная мощность | Nб,кВт | 335,6 |
По результатам расчетов строим зависимости буксировочной мощности от скорости движения.
Рисунок 12.2 График буксировочной мощности и сопротивления во льдах
12.2 Предварительный расчет гребного винта для выбора главного двигателя.
При скоростях хода до 30 км/ч для водоизмещающих судов обычного типа наивысшим КПД обладают гребные винты.
Они наиболее просты в конструктивном отношении, поэтому их целесообразно устанавливать на проектируемом судне.
При выборе числа движителей Х целесообразно руководствоваться данными прототипа и выбрать одновальную установку.
Предварительный расчет винтов ведем в следующей последовательности:
1. Определяем коэффициент взаимодействия гребного винта с корпусом судна.
Коэффициент попутного потока для винта в ДП
ψ=0,50δ-0,05=0,50·0,739-0,05=0,3195
Коэффициент засасывания
t=0,6 ψ(1+0,67 ψ)= 0,6·0,3195(1+0,67·0,3195)=0,2327
2. Устанавливаем предельный диметр винта, пользуясь приближенной зависимостью.
Dв=(0,7...0,75)T=0,75·6=4,5 м
3. Находим необходимый упор Р и скорость в диске винта υр.
Р= = =172,04 кН
υр= υ(1-ψ)=5,654(1-0,3195)=3,848 м/с
4. Оцениваем целесообразность применения направляющей насадки для
гребного винта.
Оценить целесообразность насадки можно с помощью коэффициента нагрузки
по упору.
σ= = =1,43
Так как σ<2, то не требуется установка направляющей насадки. Поэтому на судне устанавливаем открытый гребной винт.
5. Прежде чем выбрать расчетную диаграмму, необходимо установить число
лопастей и дисковое отношение. Для одновинтового судна число лопастей должно быть не менее 4.
Выбираем 4 лопасти.
Если коэффициент упора диаметра >2, то число лопастей должно быть 3.
υр =4,5·3,848 =1,34
Так как , то выбираем 4х лопастные гребные винты.
При выборе дискового отношения θ необходимо исходить из двух условий: из условия прочности и отсутствия кавитации.
Из условий прочности θ
θ≥0,24(1,08- ) ,
где d0- диаметр ступицы =0,18Dв,
z- число лопастей=4,
=0,09- относительная толщина лопасти при относительном радиусе лопасти0,7,
m- коэффициент, учитывающий условия работы винта, равен 1,75 для судов ледового плавания,
=6·104 кПа – допускаемое напряжение для транспортных судов,
θ≥0,24(1,08-0,18) = 0,367 =0,4
Из условий отсутствия кавитации:
θ≥ ,
где p0 - давление в потоке на бесконечности,
p0=ратм+ρghв
ратм=10 кПа,
hв=Т/2=3 м,
pv - давление насыщенных паров =2,3 кПа,
p0=10+1,025·9,8·3=40,14 кПа,
θ≥ =0,204=0,20.
После расчета дисковых отношений выбираем большее и по нему подбираем расчетную диаграмму с ближайшим большим дисковым отношением θ=0,4.
6.Дальнейший расчет требуемой мощности и частоты вращения гребного винта производим по алгоритму в таблице 12.3.
Таблица 12.3 Расчет элементов винта при выборе энергетической установки
№ п/п | Расчетная величина, размерность | Численные значения | |||||
0,6 D в | 0,7 D в | 0,8 D в | 0,9 D в | D в | 1,1 D в | ||
1. | Диаметр винта D в, м | 2,7 | 3,15 | 3,6 | 4,05 | 4,5 | 4,95 |
2. | Коэффициент упора-диаметра | 0,802 | 0,936 | 1,069 | 1,203 | 1,34 | 1,470 |
3. | Относительная поступь (с расчетной диаграммы) | 0,39 | 0,45 | 0,525 | 0,56 | 0,62 | 0,66 |
4. | КПД винта (с расчетной диаграммы) | 0,43 | 0,47 | 0,52 | 0,55 | 0,58 | 0,62 |
5. | Шаговое отношение (с расчетной диаграммы) | 0,86 | 0,92 | 40,98 | 1,05 | 1,1 | |
6. | Пропульсивный КПД | 0,485 | 0,53 | 0,586 | 0,620 | 0,654 | 0,699 |
7. | Частота вращения , 1/с | 3,6 | 2,71 | 2,036 | 1,697 | 1,379 | 1,778 |
8. | Расчетная мощность одного главного двигателя , кВт | ||||||
9. | Мощность одного главного двигателя с запасом 15 % , кВт; - коэффициент запаса мощности |
7.По результатам выполненного расчета строим зависимости
N*=1,15N=f(n),Dв=f(n) и выбираем двигатель.
Выбираем двигатель по каталогам как ближайший по расчетной мощности и частоте, где N=1380 кВт, n=1,4 1/c.
Выбран дизель-редукторный агрегат MAN L 28/38 A с мощностью N=1745 кВт, и оборотами n=141 об/мин.
12.3 Проектировочный расчет открытого гребного винта, обеспечивающего достижение заданной скорости хода при полном использовании мощности СЭУ.
Окончательный расчет гребного винта производим по алгоритму приведенному в таблице 12.4.
В таблице 12.4 расчетная мощность (мощность на гребном винте) определяется:
Np= · (2- ),
где Nр=0,95·1715(2-1,15)=1385 кВт,
-кпд валопровода,
- кпд передачи,
- коэффициент запаса мощности =1,15=15%.
Таблица 12.4 -Расчет элементов оптимального гребного винта и достижимой скорости хода
№ п/п | Расчетная величина, размерность | Численные значения методом последовательных приближений | ||
1. | Скорость хода, м/с | 5,65 | ||
2. | Расчетная скорость в диске винта , м/с | 3,848 | ||
3. | Коэффициент задания | 1,113 | ||
4. | Относительная поступь (с расчетной диаграммы) | 0,28 | ||
5. | КПД винта (с расчетной диаграммы) | 0,42 | ||
6. | Шаговое отношение (с расчетной диаграммы) | 0,55 | ||
7. | Диаметр винта , м | 5,85 |
Если найденное значение диаметра винта больше предельного, то расчет в таблице прекращается, и начинается по алгоритму в таблице 12.5.
Таблица 12.5 Расчет элементов оптимального гребного винта и достижимой скорости хода при диаметре винта больше предельного ()
№ п/п | Расчетная величина, размерность | Численные значения методом последовательных приближений | ||
…. | ||||
1. | Скорость хода, м/с | 5,654 | ||
2. | Расчетная скорость в диске винта , м/с | 3,848 | 3,935 | |
3. | Относительная поступь | 0,364 | 0,372 | |
4. | Коэффициент момента | 0,1796 | 0,018 | |
5. | КПД винта (с расчетной диаграммы) | 0,5 | 0,514 | |
6. | Шаговое отношение (с расчетной диаграммы) | 0,6 | 0,65 | |
7. | Пропульсивный КПД | 0,564 | 0,579 | |
8. | Сопротивление движению , кН (определяется по кривой сопротивления) | |||
9. | Мощность на валу одного двигателя , кВт; - коэффициент запаса мощности |
Мощность в первом приближении меньше мощности установленного двигателя, поэтому переходим ко второму приближению. И скорость во втором приближении рассчитывается по формуле , и повторяем расчеты.
Вывод: второе приближение является окончательным, и оптимальные параметры винта следующие:
диаметр винта = 4,5 м;
относительная поступь =0,372;
кпд винта =0,51;
шаговое отношение =0,65;
пропульсивный кпд =0,58;
сопротивление движению R=142
мощность на валу одного двигателя Ne=1715 кВт.
12.4 Чертеж гребного винта
Для гребных винтов транспортных судов обычно применяют форму спрямленной поверхности лопасти, разработанную Троостом. Ее несимметричная саблевидная конструкция, имеющая небольшое отклонение в сторону, противоположную направлению вращения, способствует уменьшению вибрации корпуса судна.
Необходимые данные для расчетов в таблицах 12.6, 12.7 и 12.8.
Исходной величиной, определяющей форму контура, является наибольшая ширина лопасти bm, расположенная на относительном радиусе, определяемом по формуле ̅r = =0,6.
Аппроксимируя оригинальный график Трооста получим
bm= = =1.
Т а б л и ц а 12.
, мм | Выходящая кромка | Линия наибольших толщин | Входящая кромка | Выходящая часть | Входящая часть | Ширина лопасти | ||||
, мм | , мм | , мм | , мм | , мм | , мм | |||||
0,3 | 33,0 | 22,5 | 52,5 | |||||||
0,5 | 41,0 | 22,5 | 57,8 | |||||||
0,7 | 46,5 | 8,5 | 51,0 | |||||||
0,8 | 48,0 | -1,0 | -10 | 41,5 | ||||||
0,95 | 40,5 | -15,0 | -150 | 12,5 |
Т а б л и ц а 12. 7
Наибольшая толщина | Ординаты сечений в % от длины входящей части лопасти | |||||||||||||
лопасти | ||||||||||||||
, мм | , мм | y, мм | y, мм | y, мм | y, мм | y н, мм | d н, мм | |||||||
0,3 | 98,0 | 93,2 | 84,7 | 70,5 | 36,0 | 37,8 | ||||||||
0,5 | 97,6 | 92,0 | 81,6 | 64,0 | 25,5 | 29,0 | ||||||||
0,7 | 97,3 | 88,4 | 74,2 | 52,0 | - | 22,0 | ||||||||
0,8 | 96,4 | 85,6 | 70,5 | 48,3 | - | 20,5 | ||||||||
0,95 | 95,8 | 85,0 | 69,5 | 48,2 | - | 20,0 |
Т а б л и ц а 12.8
Наибольшая толщина | Ординаты сечений в % от длины выходящей части лопасти | |||||||||||||
лопасти | ||||||||||||||
, мм | , мм | y, мм | y, мм | y, мм | y, мм | t, мм | s, мм | |||||||
0,3 | 97,0 | 86,8 | 71,0 | 49,4 | 14,5 | 13,0 | ||||||||
0,5 | 96,8 | 85,6 | 68,0 | 43,0 | - | 12,5 | ||||||||
0,7 | 96,8 | 84,9 | 66,6 | 41,4 | - | 14,3 | ||||||||
0,8 | 97,0 | 85,4 | 67,2 | 43,0 | - | 15,7 | ||||||||
0,95 | 97,6 | 88,0 | 71,6 | 48,0 | - | 18,8 |
На чертеже гребного винта рисунок 12.3 изображены продольный разрез, нормальная проекция, и контур спрямленной поверхности лопасти с нанесенными на него профилями сечения.
На продольном разрезе показываем боковую проекцию лопасти и ее медиальное сечение - условный разрез по линии наибольших толщин.
Для построения медиального сечения выбираем условную относительную толщину лопасти.
= 0.40-0.055, принимаем= 0,045.
е0=0,2025м.
Затем проводим образующую лопасти, наклоненную в корму под углом от 6̊ до 12̊.
Эту величину выбирают так, чтобы между концами лопасти и корпусом судна был обеспечен зазор от (0,12-0,18)Dв.
Наклон образующей задается линейным размером mR на конце лопасти. Принимаем 6̊.
mR=0,105 =0,105 =0,236
Толщину концевых кромок лопастей еR принимают согласно Правил[1]- не менее 0,005Dв=0,005·4,5=0,0225м.
Затем строим нормальную боковую проекцию лопасти. Эскиз кривой винта приведен на рисунке 12.3.
p= ,
где Н- шаг винта=0,65. Тогда p= =0,46м.