Теоретические методы исследования гидродинамических сил вязкостной природы, действующих на корпус судна, при криволинейном движении с углом дрейфа не позволяет достаточно точно определить величину гидродинамических сил. Поэтому задача определения гидродинамических сил на корпусе судна решается в основном на основе экспериментальных исследований на моделях судов.
Существует достаточно большое число методик определения гидродинамических сил на корпусе судна /4, 5/, /11/, /2, 8/. Эти методики различаются по форме представления гидродинамических характеристик корпуса, по типам судов, по величине кривизны траектории и по величине угла дрейфа.
Для случаев движения судна по траектории умеренной кривизны с малыми углами дрейфа применяется следующая форма определения гидродинамических сил:
(2.18)
где , , , - безразмерные коэффициенты гидродинамических сил, зависящие от , и характеристик судна; - площадь диаметрального батокса, равная ; - коэффициент полноты площади диаметрального батокса.
|
|
В соответствии с законами гидромеханики коэффициенты , , для данного корпуса зависят от угла дрейфа, относительной угловой скорости вращения и критериев гидродинамического подобия. Экспериментально установлено, что число Фруда оказывает заметное влияние только при > 0,25. Число Рейнольдса оказывает влияние на эти коэффициенты только при малых значениях: . Поэтому для натурного судна заведомо применимо явление автомодельности. В практических расчетах управляемости крупных водоизмещающих судов используется допущение о стационарности потока воды, обтекающего корпус. В соответствии с этим допущением пренебрегают влиянием числа Струхаля.
Отмеченные обстоятельства позволяют для крупных водоизмещающих судов определять коэффициенты гидродинамических сил только от угла дрейфа, играющего роль угла атаки, и относительной угловой скорости вращения корпуса. Это в значительной степени облегчает как теоретические, так и экспериментальные способы определения этих коэффициентов.
Гидродинамические силы и момент, действующие на корпус судна при прямолинейном движении с углом дрейфа, называют позиционными. Коэффициенты позиционных сил и момента зависят только от угла дрейфа: ; ; .
Гидродинамические силы и момент, действующие на корпус при криволинейном движении, называют вращательными. Коэффициенты вращательных сил зависят от относительной угловой скорости вращения и от угла дрейфа: ; ; .
Полные значения коэффициентов гидродинамических сил на корпусе равны сумме позиционных и вращательных коэффициентов.
Такое разделение коэффициентов на позиционные и вращательные составляющие обусловлено теоретическими и экспериментальными возможностями их определения. Так, в опытовом бассейне и в аэродинамической трубе возможно определение только позиционных составляющих сил. Вращательные же составляющие определяются на специальных созданных для этих целей экспериментальных установках в ротативных бассейнах, где модели судна создается движение по круговой траектории.
|
|
Разложим зависимости , и в степенной ряд Маклорена с удержанием в разложении членов до 3-го порядка малости / 2 /:
(2.19)
Коэффициенты в разложениях (2.19) называются гидродинамическими коэффициентами корпуса. Их значения подлежат определению. Применяют как теоретические методы, так и экспериментальные. Возможен прямой эксперимент с моделью данного корпуса. Также возможно использование данных систематизированных испытаний моделей судов разных типов в форме эмпирических зависимостей или диаграмм.
В имеющихся источниках приведены инженерные методики определения гидродинамических коэффициентов корпуса, различающиеся по типам судов и по авторским признакам. Выражения (2.19) являются общими и все частные методики со своими оригинальными обозначениями укладываются в эту схему. Область применения выражений (2.19) охватывает малые углы дрейфа и умеренные значения относительной угловой скорости вращения:
│b│ ≤ 0,5; │ │ ≤1,0. (2.20)
Характерный вид зависимостей , показан на рис.2.4. Для этих коэффициентов характерно слабое влияние на них относительной угловой скорости .
Рис. 2.4. Зависимости и .
Характерный вид зависимостей показан на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Зависимости .
Р.Я. Першиц /4, 5, 9/ рекомендует принимать для морских транспортных судов при , ,
(2.21)
Коэффициенты , , отнесены здесь к условной площади диаметрального батокса , где - приведенный коэффициент полноты / /, определяемый по формуле:
. (2.22)
Коэффициенты аппроксимации (2.21) по рекомендации / 2 / можно определить по формулам:
(2.23)
Г.В. Соболев / 11, 2 / для морских транспортных судов при b < 150, < 0,8 предложил для коэффициентов , следующие зависимости:
(2.24)
,
в которых обозначено:
(2.25)
В зависимостях (2.25) обозначено:
- коэффициент полноты диаметрального батокса;
- коэффициент полноты носовой части диаметрального батокса;
- коэффициент полноты кормовой части диаметрального батокса;
- относительная площадь дейдвуда или стабилизатора, равная
;
- относительное отстояние ЦТ площади дейдвуда или стабилизатора от мидель-шпангоута;
- коэффициент, определяемый в зависимости от коэффициента полноты площади мидель-шпангоута и отношения по графику / 11 /.
Коэффициенты , отнесены к площади погруженной части диаметрального батокса .
При применении данной методики следует использовать форму уравнений движения корпуса (2.3).
В.Н. Коган и А.Д. Гофман / 6, 14 / для судов внутреннего плавания рекомендуют зависимость:
(2.26)
Коэффициенты , , отнесены к условной площади
Коэффициенты аппроксимации определяются по формулам:
(2.27)
(2.27)
В формах (2.27) предполагается коэффициент определять по формуле
(2.28)
в которой - площадь кормового подзора.
Зависимости (2.26) справедливы при
.
В условиях мелководья гидродинамические силы на корпусе существенно зависят от относительной осадки (). Влияние мелководья по данным В.И. Когана / 14, 2 / можно охарактеризовать с помощью коэффициентов:
; ; ; ;
Для судов внутреннего и смешанного плавания:
(2.29)
Существуют и другие методики определения , и / 2 /, для случаев движения судна по криволинейной траектории с умеренными значениями и .
Рассмотрим влияние течения на параметры движения судна. Течение характеризуется скоростью и углом в неподвижной системе координат. В общем случае и являются переменными величинами, зависящими от координат x, h, а в некоторых случаях и по глубине водоема. В расчетной практике часто ограничиваются рассмотрением двух расчетных ситуаций, связанных с учетом течения: равномерное течение с =const и =const; круговой канал с заданным радиусом судового хода при =const.
|
|
Для судна, находящегося в однородном стационарном поле течения, в работе считается возможным рассматривать течение как некоторую переносную скорость в уравнениях движения корпуса. Возможен, однако, и гидродинамический подход к учету течения при определении гидродинамических сил и траектории движения.
Рассмотрим вначале случай, когда течение является однородным поступательным потоком. Пусть - параметры движения корпуса, определяемые в связанной с корпусом системе координат; - проекции скорости течения на оси связанной с корпусом системы координат. Тогда параметры движения корпуса судна относительно воды будут определяться следующей совокупностью формул:
;
(2.30)
; .
Очевидно, что гидродинамические силы неинерционной природы следует определять в зависимости от параметров относительного движения корпуса: Также, в зависимости от метода определения гидродинамических сил, следует ввести поправки и к инерционным гидродинамическим силам:
(2.31)
Рассмотрим случай, характерный для течения воды в круговом канале. Движение судна можно рассматривать вдоль линии тока с радиусом . Проекции скорости течения на оси связанной системы координат будут равны:
(2.32)
В зависимостях (2.3) - угол течения на входе в закругление, равный 0 при попутном течении и p при встречном течении.
На закруглении судового хода имеет место изменение угловой скорости вращения судна относительно воды, равное:
(2.33)
В зависимости (2.33) радиус кривизны судового хода Rсх имеет знак (+) при правом повороте и знак (-) при левом повороте.
К гидродинамическим силам на корпусе дополнительно необходимо прибавить силу соскальзывания Кориолиса, равную
|
|
(2.34)
Проведем анализ зависимостей (2.21 – 2.29) коэффициентов гидродинамических сил и момента на корпусе судна от параметров и при знакопеременных их значениях. Это необходимо для расчета зигзагообразных маневров.
Вначале рассмотрим функцию . Эта функция обладает такими свойствами:
1. При движении прямым курсом ()
.
2. При изменении знака угла дрейфа знак позиционного коэффициента не изменяется
.
3. Экспериментальные исследования гидродинамических характеристик корпуса судна показывают, что продольная сила мало зависит от угловой скорости вращения .
Коэффициент поперечной силы обладает следующими свойствами:
1. При движении корпуса на прямом курсе () ввиду симметрии корпуса относительно ДП поперечная сила равна нулю
.
2. Знак позиционного коэффициента изменяется при изменении знака угла дрейфа
.
3. Аналогично, при изменении только знака , вращательный коэффициент изменяет свой знак:
.
4. При одновременном изменении знаков и :
.
Коэффициент момента обладает следующими свойствами:
1. При движении корпуса на прямом курсе () ввиду симметрии корпуса относительно ДП момент равен нулю
.
2. Знак позиционного коэффициента изменяется при изменении знака угла дрейфа:
.
3. Аналогично, при изменении только знака , вращательный коэффициент изменяет свой знак:
.
4. При одновременном изменении знаков и
.
Эти свойства коэффициентов гидродинамических сил на корпусе судна должны бы быть учтены при обработке экспериментальных данных ротативных и других испытаний моделей судов. Есть опасения на этот счет, поскольку испытания моделей часто проводятся только для положительных значений и , что вполне достаточно для расчета циркуляций одного знака и для удовлетворения основных критериев управляемости судна.
С целью проверки отмеченных свойств коэффициентов , для различных судов, подпадающих под указанные методы определения, была разработана программа Rsil.exe и выполнен расчет этих коэффициентов при различных значениях и , в том числе и при отрицательных значениях. Кроме того, осуществлена проверка на монотонный характер изменения коэффициентов в зависимости от и . Рассмотрение результатов этих расчетов показал: данные методы определения коэффициентов гидродинамических сил на корпусе судна в основном (за исключением ситуаций разных знаков и ) корректны относительно перечисленных свойств коэффициентов и могут быть применены для исследования знакопеременных маневров судов.