С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) значение всеобщих выборов 2) принципы предвыборной кампании 3) требования к кандидатам на выборную должность 4) участие в выборах — право или обязанность? Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков | |
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным | |
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию | |
Ответ неверный или отсутствует | |
Максимальный балл |
С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
|
|
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов: 1) основная форма участия в политике; 2) выборы показывают расстановку политических сил; 3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам; 4) помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества. | |
Указаны три позиции | |
Указаны две позиции | |
Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный | |
Максимальный балл |
С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть названы следующие принципы: 1) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий; 2) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов; 3) невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании | |
Названы три принципа | |
Названы два принципа | |
Назван один принцип, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | |
Максимальный балл |
С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
|
|
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампаний; 2) указание о том. как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении; 3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов. | |
Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм | |
Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример | |
Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример | |
Ответ неверный или отсутствует | |
Максимальный балл |
С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации И получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) названы две формы избирательной активности граждан: - всеобщие выборы; - референдум; 2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу. | |
Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними | |
Названы две формы избирательной активности - | |
Ответ неверный или отсутствует. | |
Максимальный балл |
С6. В тексте отмечается что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что - в этом случае возрастает количество участвующих в голосовании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе, - отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправданным экономическим потерям; в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что - в условиях демократии каждый человек сам решает, каким правом ему пользоваться, а каким нет; - среди тех, кто не является в день голосования к избирательным урнам, немало граждански незрелых людей, формально проголосовав, они вряд ли бы положительно повлияли на результаты выборов. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) | |
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента | |
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента | |
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует | |
Максимальный балл |
|
|