Методика Рене Жиля

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребёнка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также из текстовых заданий. Её направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребёнка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребёнку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребёнок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображённых людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определённого лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причём некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребёнка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и социальным явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают её более легкой для испытуемого, – ребёнка, но и дают возможность относительно большей её формализации и квантификации (качественного анализа). Помимо качественной оценки результатов, эта проективная методика диагностики межличностных отношений детей позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребёнка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребёнка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 такого рода признаков:

1. отношение к матери,

2. отношение к отцу,

3. отношение к матери и отцу как к семейной чете,

4. отношение к братьям и сёстрам,

5. отношение к бабушке и дедушке,

6. отношение к другу,

7. отношение к учителю,

8. любознательность,

9. стремление к доминированию,

10. общительность,

11. отгороженность,

12. адекватность.

Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом её большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих простых измерений и статистической обработки.

II. Установочный блок:

Замотивировать родителей и учителя (классного руководителя детей) на взаимодействие и сотрудничество с психологом при индивидуальной встрече. Побуждение желания у ребёнка (детей) на взаимодействие, с одной стороны, – с психологом и с группой сверстников, с другой стороны, – с родителями и с учителем.

III. Коррекционный блок программы:

1. Коррекция личностно-мотивационной сферы;

2. Работа с родителями;

3. Работа с учителем (преподавателем начальных классов/классным руководителем);

4. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие;

5. Учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе;

6. Коррекционная работа с самим ребёнком, и консультирование родителей направлены, прежде всего, на инициирование у ребёнка собственной активности в поиске способов и возможностей разрешения трудной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: