Умственный потенциал человека по Б.Н. Рыжову

По Б.Н. Рыжову, интерпретация структуры продуктивных характеристик деятельности связана с системно-психологическим подходом к проблеме ментальных способностей человека. С позиций этого подхода умственный потенциал человека представляет собой сложную комбинацию различных способностей, обеспечивающую возможность выполнения человеком доступного для него круга умственных работ. Иначе, это интегральная характеристика психической работоспособности в разных видах деятельности, ограничивающая всю доступную для каждого конкретного человека область его возможностей. Графической моделью такой области возможностей может служить пространственная фигура, изображённая здесь, на Рис. 10, «Графическая модель умственного потенциала (психической работоспособности) по Б.Н. Рыжову».

Рис. 10. «Графическая модель умственного потенциала

(психической работоспособности) по Б.Н. Рыжову».

При этом имеется ввиду, согласно Б.Н. Рыжову, что изображённая здесь, выше, фигура представляет собою предел возможной умственной продуктивности (психической работоспособности) для данного человека или его умственный потенциал. Пространство вне изображённой фигуры в данном контексте интерпретируется как область тех умственных продуктов, создание которых оказывается недоступным для данного человека.

Разумеется, предложенный подход будет иметь лишь умозрительный характер, согласно Б.Н. Рыжову, если не окажется подкреплённым соответствующим методическим обеспечением, позволяющим производить практическую диагностику умственного потенциала человека в реальных условиях. Учитывая это, создание адекватного предложенному подходу методического обеспечения представляет собой специальную сложную задачу.

В настоящее время существует множество методов диагностики умственных способностей, полагает Б.Н. Рыжов, включая известные тесты интеллекта Д. Векслера, Г.Ю. Айзенка, Дж. Равена и др. Однако, несмотря на несомненную эвристическую ценность многих предложенных тестовых заданий, отсутствие у большинства их авторов ясного представления о системной структуре умственной деятельности не позволяет их использовать для непосредственной диагностики умственного потенциала. Возможным остаётся только применение части ранее созданного методического инструментария для формирования особой методической процедуры, подразумевающей системную интерпретацию получаемых данных с целью определения на их основе умственного потенциала человека. [51]

Одним из путей формирования такой процедуры может стать метод унифицированного срезового тестирования, считает Б.Н. Рыжов, подразумевающий разработку комплекса нагрузочных проб или заданий, каждое из которых имеет ряд фиксированных уровней удельной сложности создаваемого умственного продукта. При этом для каждого из этих уровней или субтестов должна быть предусмотрена возможность варьирования двух других параметров деятельности – объёма её элементов и темпа системообразования. В ходе тестирования обследуемому предъявляется не менее трёх, различающихся удельной сложностью, субтестов, в каждом из которых даётся по три задания в различном темпе или с различным количеством элементов. Таким образом, возникает возможность получить ряд срезовых замеров продуктивности (см. ниже Рис. 11 «Принцип формирования тестовых заданий для определения умственного потенциала, – по Б.Н. Рыжову»), которые в своей совокупности позволяют достаточно точно очертить область умственной продуктивности обследуемого, и, тем самым, получить представление о его умственном потенциале.

Более простой, хотя и менее точный способ определения умственного потенциала, по мнению Б.Н. Рыжова, связан с интегральной оценкой психической работоспособности. Этот метод строится на основе использования батареи тестов, позволяющих последовательно определить темповые характеристики и объём мнестической деятельности обследуемого, а также уровень решения им сложно-логических (пространственно-образных) задач.

Рис. 11. «Принцип формирования тестовых заданий для определения умственного потенциала, как срезов деятельности, различающихся по параметрам темпа, объёма и удельной сложности образуемой системы».

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 7 раздела № II

1. Охарактеризуйте мышление в качестве психического познавательного процесса.

2. Опишите мышление как процесс психической познавательной деятельности субъекта.

3. Охарактеризуйте обобщённость и опосредованность отражения действительности мышлением.

4. Каким образом происходит опосредованное отражение в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира?

5. В чём состоит опосредованность жизненных явлений мышлением?

6. В чём выражается знаковость, символичность мышления?

7. Охарактеризуйте концепцию Л.С. Выготского о символическом, знаковом, опосредованном развитии и формировании мышления.

8. Опишите мышление в качестве психического познавательного процесса, осуществляющегося путём постановки и решения мыслительных задач.

9. Охарактеризуйте свойства мышления.

10. Осветите целенаправленность как свойство мышления.

11. Объясните темп (ритм) мышления как его свойство.

12. Осветите широту и глубину мышления в качестве сущностных свойств мышления.

13. Опишите типы мышления как качественные характеристики мышления.

14. Охарактеризуйте диадичность (психическую парность) и дихотомию (амбивалентность, двойственность, «противоположность») разнообразных типов мышления.

15. Охарактеризуйте теоретическое и практическое мышление.

16. Охарактеризуйте логическое и интуитивное мышление.

17. Охарактеризуйте реалистическое и аутистическое (углублённое в себя) мышление.

18. Охарактеризуйте продуктивное и репродуктивное мышление.

19. Охарактеризуйте произвольное и непроизвольное мышление.

20. Объясните взаимоисключающую представленность парных амбивалентных типов мышления в каждом мыслительном акте.

21. Опишите виды мышления.

22. Каким образом осуществлялось развитие видов мышления в психофилогенезе?

23. Каким образом осуществляется развитие видов мышления в психоонтогенезе?

24. В чём выражается наглядно-действенное мышление?

25. В чём выражается наглядно-образное мышление?

26. В чём выражается образное мышление?

27. В чём выражается логическое мышление?

28. В чём выражается словесно-логическое мышление?

29. В чём выражается понятийное мышление?

30. В чём выражается творческое мышление и креативность («творческость») личности?

31. Охарактеризуйте мышление в качестве единого психического познавательного процесса, реализующегося посредством частных процессов (подпроцессов) мышления.

32. Охарактеризуйте процессы (подпроцессы) мышления как самостоятельные, но интегрированные с другими процессами (подпроцессами) познавательные формы психической деятельности субъекта.

33. Охарактеризуйте основные процессы мышления в качестве познавательных способов решения субъектом мыслительных задач и осуществления мышления как целостного психического познавательного процесса.

34. Опишите процесс мышления «определение понятий».

35. Опишите процесс мышления «суждение».

36. Опишите процесс мышления «умозаключение».

37. Опишите процесс мышления «индукция».

38. Опишите процесс мышления «дедукция».

39. Охарактеризуйте основополагающие логические операции мышления.

40. Объясните классификацию в качестве логической операции мышления.

41. Объясните конкретизацию в качестве логической операции мышления.

42. Объясните систематизацию в качестве логической операции мышления.

43. Опишите базовые логические операции мышления в качестве методов и приёмов реализации мыслительной деятельности.

44. Объясните синтез как логическую операцию мышления.

45. Объясните сравнение как логическую операцию мышления.

46. Объясните анализ как логическую операцию мышления.

47. Объясните обобщение как логическую операцию мышления.

48. Объясните абстракцию как логическую операцию мышления.

49. Осуществите смысловое соотнесение процессов мышления и логических операций мышления.

50. Содержательно раскройте теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

51. Обозначьте мышление в качестве генерального познавательного, интеллектуального процесса.

52. Опишите интеллект как целостную характеристику основных свойств мышления.

53. Выявите значение интеллекта, его форм и проявлений в познавательной деятельности людей.

54. Охарактеризуйте виды интеллекта как его сущностные параметры.

55. В чём выражается графический интеллект?

56. В чём выражается вербальный интеллект?

57. В чём выражается арифметический интеллект?

58. В чём выражается технический интеллект?

59. Какие ещё вы знаете виды интеллекта? Расскажите о них.

60. В чём состоит модель интеллекта Гилфорда?

61. Что такое «IQ»? Какие вы знаете психодиагностические тестовые методики, «измеряющие» IQ? Расскажите о них.

62. Опишите концепцию В. Вундта о мыслительной деятельности.

63. Опишите концепцию Ж. Пиаже о мыслительной деятельности.

64. Опишите концепцию С.Л. Рубинштейна о мыслительной деятельности.

65. Опишите концепцию А.Р. Лурия о мыслительной деятельности.

66. Опишите концепцию А.Н. Леонтьева о мыслительной деятельности.

67. Опишите концепцию Л.С. Выготского о мыслительной деятельности.

68. Опишите системную концепцию мышления Б.Н. Рыжова.

69. Охарактеризуйте взаимосвязь мышления с другими психическими познавательными процессами.

70. Раскройте взаимосвязь мышления и ощущения.

71. Раскройте взаимосвязь мышления и восприятия.

72. Раскройте взаимосвязь мышления и внимания.

73. Раскройте взаимосвязь мышления и памяти.

74. Раскройте взаимосвязь мышления и воображения.

75. Раскройте особую взаимосвязь мышления и речи.

76. Проанализируйте мышление как системную психическую познавательную функцию, – согласно Б.Н. Рыжову.

77. Осмыслите умственный потенциал человека – по Б.Н. Рыжову.

78. Охарактеризуйте психический познавательный процесс «Мышление» по содержательным аспектам, «заложенным» в Таблице по ППП (См. Приложение к Разделу № 2). Составьте для себя таблицу по указанным конкретным основным параметрам ППП «Мышление».

Рекомендуемая по теме № 7 раздела № II литература

(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)

1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003.

2. Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.

3. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Зинченко В.П. и Мещерякова Б.Г. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Донцова М.В. Психические познавательные процессы. Учеб. - метод. пособие по дисциплине «Общая психология», раздел «Психические познавательные процессы». Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальности 030301 «Психология». – М.: МПСИ, 2007.

7. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М.: МГППУ, 2010.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: