Петербургское соглашение, подписанное 12 февраля 1881 г., открыло более широкие возможности для развития приграничной и караванной торговли между двумя странами. В соответствии с ним на расстоянии до 60—65 верст от русско-китайской границы чай продавался беспошлинно. Китайский чай, фунт которого стоил в среднем 43—55 коп., в последней четверти XIX в. превратился в главный товар, вывозимый из восточно-туркестанских городов в Казахстан.
Ведущую роль в экономических связях с Китаем играли Петропавловск и Семипалатинск.
До заключения Петербургского соглашения в торговых целях р. Или как водная магистраль не использовалась. В соглашении 1881 г. этот вопрос был решен. Генерал-губернатор Семиречен-ской области Г.А.Колпаковский высказался об экономическом значении р. Или в торговле с Китаем. Министерство иностранных дел России поддержало эту версию. Измерения глубины реки показали возможность прохода судов до китайской крепости Суйдун.
Состоятельный купец г.Верного Вали Ахун Юлдашев и инженер Поклевский при поддержке Колпаковского в 1882 г. купили в Англии крупное судно и при содействии российского консула в Кульдже весной 1883 г. открыли водный торговый путь. Пароход, груженный 20 000 пудами зерна, 4 мая достиг крепости Суйдун и 20 мая возвратился обратно в поселок Или. Открытие прямого водного сообщения с Китаем по р. Или стало знаменательным событием в истории русско-китайских отношений второй половины XIX в.
|
|
Преобладающая часть торговых связей Казахстана с Синьцзяном продолжала осуществляться через пограничные таможни и города.. Наряду с Ирбитской и Крестовской ярмарками в России, в продаже товаров на китайском рынке и покупке китайских товаров в Казахстане особо выделялась Каркаринская ярмарка в Семиречье и знаменитая Кояндинская (Ботовская) ярмарка в Центральном Казахстане.
К концу века Россия предпринимает новые шаги для активизации торговли с Китаем. В июне 1890 г., наряду с существующим Туркестанским округом, создается Семипалатинский торговый округ для развития приграничной торговли. Открытие нового торгового округа должно было обеспечить контроль над таможнями и поступление пошлины в казну.
Введение в строй 30 августа 1894 г. Сибирской железной дороги подняло торговлю Казахстана с Китаем на новую ступень. Железная дорога способствовала более быстрой доставке товаров в близлежащие с Китаем районы, в том числе в города Казахстана. Торговые связи, получившие развитие во второй половине XIX в. через казахский край, были взаимовыгодными, способствовали утверждению тесных хозяйственных связей между народами двух крупнейших империй. Несмотря на существование политических трудностей, они открывали возможности для последующих контактов.