Петербургское соглашение 1881 года

Петербургское соглашение, подписанное 12 февраля 1881 г., открыло более широкие возможности для раз­вития приграничной и караванной торговли между дву­мя странами. В соответствии с ним на расстоянии до 60—65 верст от русско-китайской границы чай прода­вался беспошлинно. Китайский чай, фунт которого сто­ил в среднем 43—55 коп., в последней четверти XIX в. превратился в главный товар, вывозимый из восточно-туркестанских городов в Казахстан.

Ведущую роль в экономических связях с Китаем иг­рали Петропавловск и Семипалатинск.

До заключения Петербургского соглашения в торговых целях р. Или как водная магистраль не использовалась. В соглашении 1881 г. этот вопрос был решен. Генерал-губернатор Семиречен-ской области Г.А.Колпаковский высказался об экономи­ческом значении р. Или в торговле с Китаем. Министер­ство иностранных дел России поддержало эту версию. Измерения глубины реки показали возможность прохо­да судов до китайской крепости Суйдун.

Состоятельный купец г.Верного Вали Ахун Юлдашев и инженер Поклевский при поддержке Колпаковского в 1882 г. купили в Англии крупное судно и при содей­ствии российского консула в Кульдже весной 1883 г. открыли водный торговый путь. Пароход, груженный 20 000 пудами зерна, 4 мая достиг крепости Суйдун и 20 мая возвратился обратно в поселок Или. Открытие прямого водного сообщения с Китаем по р. Или стало знаменательным событием в истории русско-китайских отношений второй половины XIX в.

Преобладающая часть торговых связей Казахстана с Синьцзяном продолжала осуществляться через погра­ничные таможни и города.. Наряду с Ирбитской и Крестов­ской ярмарками в России, в продаже товаров на китай­ском рынке и покупке китайских товаров в Казахстане особо выделялась Каркаринская ярмарка в Семиречье и знаменитая Кояндинская (Ботовская) ярмарка в Цент­ральном Казахстане.

К концу века Россия предпринимает новые шаги для активизации торговли с Китаем. В июне 1890 г., наря­ду с существующим Туркестанским округом, создается Семипалатинский торговый округ для развития приграничной торговли. Открытие нового торгового округа должно было обеспечить контроль над таможнями и поступление пошлины в казну.

Введение в строй 30 августа 1894 г. Сибирской же­лезной дороги подняло торговлю Казахстана с Китаем на новую ступень. Железная дорога способствовала бо­лее быстрой доставке товаров в близлежащие с Китаем районы, в том числе в города Казахстана. Торговые связи, получившие развитие во второй половине XIX в. через казахский край, были взаимовыгодными, способ­ствовали утверждению тесных хозяйственных связей между народами двух крупнейших империй. Несмотря на существование политических трудностей, они откры­вали возможности для последующих контактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: