Шкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ) — психодиагностический инструмент самоотчёта (рефлексии), созданный для оценки выражения самим индивидом своих собственных фундаментальных эмоций и/или комплексов эмоций. ШДЭ как методика представляет собой список (перечень) общеупотребительных (массовых) определений (суждений), которые, в то же время, стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные общие категории эмоций (обобщённых переживаний).
С помощью данной (первой) целостной шкалы можно оценивать целый ряд эмоций человека. Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор отдельных шкал для оценки особенностей эмоциональных переживаний (частота, с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта» личности). Эта модификация целостной шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30-ти прилагательных, – по 3-ри для каждой из 10-ти фундаментальных эмоций (наличие у людей т.н. фундаментальных эмоций – суть научной концепции К. Изарда), характеризующих психические эмоциональные состояния человека.
|
|
По первому варианту данной тестовой методики (по первой шкале), требуется от индивида оценить по пятибалльной шкале интенсивности (силы, выраженности) степень точности, с которой каждое слово (понятие) описывает то, что он чувствует (испытывает) в настоящее время (в данный момент времени). Каждое суждение опросника оценивается респондентом по отношению к самому себе от нуля до пяти баллов. Чем выше балл, тем больше суждение оценено респондентом в качестве «подходящего» по отношению к нему. Подчеркивается, что испытуемый должен оценить своё психическое эмоциональное состояние в настоящее (текущее) время или – в данный момент времени.
По второму варианту данной методики, индивида просят проанализировать определённый период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить (по той же пятибалльной шкале интенсивности переживания) ту частоту, с которой он испытывал каждую перечисленную (определенную) эмоцию (чувство) в течение этого времени. Подразумеваемый период времени может составлять от одного года до «всей предшествующей жизни». Цель второго варианта методики (второй шкалы) – определить, как часто некто (какой-либо испытуемый) переживает каждую из фундаментальных (базовых) эмоций. Причем, частота переживания данной эмоции рассматривается как показатель выраженности соответствующей «эмоциональной черты». Система балльной оценки испытуемым своих эмоциональных состояний та же, что и в первом случае.
Возможно единовременное проведение двух вариантов (двух шкал) данной тестовой методики.