Этапы осуществления психологической профконсультации

1. Первичная профконсультация.

Это форма психологической профориентационной консультации, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, даётся информация о многообразии профессий и т.п. Консультируемому, в контексте профессионального выбора, открывается информация о его познавательных интересах и склонностях (клиенту сообщаются данные предварительного анализа его личностных профессионально значимых качеств). Возможна, основанная на соответствующей психологической диагностике и предметном обсуждении специфики профессий и личностных склонностей консультируемых, групповая форма такого рода психологического профконсультирования.

Результатом первичной профконсультации является повышение степени осознанности, ответственности выбора оптантом («оптант» – термин Е.А. Климова, – человек, профессионально самоопределяющийся, «входящий в профессию») сферы деятельности и профессии. Так же результатом такой консультации является общее профессиональное самоопределение консультируемого и составление совместно с ним примерного плана его профессионального развития (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4).

2. Углублённая индивидуальная профконсультация.

Эта форма профессионального консультирования основывается на глубоком, всестороннем изучении личности клиента, на исследовании его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, типа мышления, особенностей характера, задатков и способностей и пр. Здесь производится комплексная оценка всех базовых личностных свойств и качеств клиента (СМ. ПРИЛ. № 4). Итогом подобного рода психологической консультации выступает формирование краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного детального плана профессионально-личностного развития клиента. Так же, в этих случаях, предполагается проведение ряда повторных психоконсультационных профориентационных встреч с клиентом. Во всех случаях, психолог-консультант, практикующий профориентационное консультирование, обязан чётко разбираться в вопросах общей психологии (знать познавательные процессы и психологию личности), в социальной психологии, в психологии общения и взаимодействия. [82]

Иногда, к психологу-профконсультанту обращаются взрослые (не молодые) люди, которые недовольны избранной сферой профессиональной деятельности, профессией, или той работой (условиями работы), которую им приходится выполнять, и у них возникает желание сменить свою профессию/работу. Нередко бывает так, что человек в целом удовлетворён своей профессией (областью профессиональной деятельности), но его не устраивают условия работы, место работы, оплата труда, и он изъявляет желание их изменить, а при этом, конечно, сильно тревожится по данным вопросам.

В подобных ситуациях, психологу-профконсультанту надо постараться понять, что возможности оказания реальной, полноценной, психологической профориентационной помощи, в данном контексте, уже взрослому (сформировавшемуся) человеку (клиенту) объективно ограничены. В чем же, здесь, психолог-консультант может поспособствовать клиенту? Психолог-консультант может помочь клиенту объективно разобраться в имеющейся ситуации и, с учётом всех социальных обстоятельств профессионального личностного развития клиента, помочь ему принять правильное, разумное и взвешенное решение о его дальнейшей профессиональной самореализации.

Реальная профконсультативная помощь психолога-консультанта клиенту среднего возраста, в вышеназванных условиях, может заключаться в следующем.

1. Клиенту, в подобных обстоятельствах, содержательно необходимо задать следующие основные вопросы:

· Расскажите о своей работе, чем Вы занимаетесь?

· Нравится ли Вам (интересна ли и пр.) сфера Вашей профессиональной трудовой деятельности?

· Увлекают ли Вас Ваши профессиональные рабочие обязанности, чувствуете ли Вы, что профессионально развиваетесь на Вашей работе (в ходе работы), на Вашем рабочем месте?

· Как складываются Ваши личные взаимоотношения с окружающими людьми, коллегами, производственным коллективом?

· Как Вы реально (официально и неофициально), профессионально зависите по работе от окружающих Вас людей, – коллег, начальства?

· Есть ли какие-либо правила, нормы поведения и взаимоотношений, которые сложились в Вашем рабочем коллективе и выполняются его членами (подавляющим большинством членов коллектива)?

· Устраивают ли Вас эти нормы и правила поведения? Выполняете ли Вы их по доброй воле?

2. Провести разностороннее психодиагностическое обследование клиента, рассчитанное на то, чтобы выяснить, имеются ли у клиента нужные задатки и способности, есть ли у клиента пролонгированная (устойчивая во времени) психологическая готовность для освоения новой сферы деятельности, профессии, для смены условий труда и/или места работы.

В целом, для проведения психологической профконсультации, обязательно надо иметь разнообразные методики и тесты для профдиагностирования [83] клиентов, а так же иметь информацию об общих рабочих показаниях и противопоказаниях к разнообразным профессиям (информацию об обязательных требованиях к типичному представителю профессии). Психолог-профконсультант должен знать профессиограммы [84] специальностей, характерных для того региона/района, где он осуществляет свою профессиональную практику.

Обработав результаты профдиагностики и/или личностной психологической диагностики клиента, психолог-консультант, в предметно-тематической беседе, посвящённой профессиональному ориентированию клиента, сообщает ему своё взвешенное заключение о его профессиональных (профессионально-личностных) качествах, – вместе с соответствующими рекомендациями по профессиональному определению клиента и его становлению (формированию) в профессии.

Все рекомендации даются тактично, доверительно ведь, вероятно, решается судьба человека с социальной и профессиональной точек зрения. Попутно, психолог-консультант развивает профессиональную самооценку клиента, – обоснованно указывает ему на профессионально (социально) положительные качества его личности, являющиеся значимыми для определённой сферы трудовой деятельности, направляет и поддерживает клиента в развитии его профессиональных ЗУНов. [85]

ТЕМА № 12. ДИСТАНТНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

У очной формы психологического консультирования, конечно, есть свои неоспоримые преимущества. Порой единственной целью консультирования является уменьшение душевного страдания, вызванного той или иной психологической проблемой. [86] Дистанционно, дистантно же осуществить психологическую поддержку гораздо труднее, чем находясь физически рядом («face to face»).

Действительно, стандартная классическая процедура психологической помощи строится именно на очной, а не на заочной основе. Тем не менее, это, в большей степени, касается именно тех вариаций очного психологического консультирования, когда психолог и клиент встречаются друг с другом достаточно долго. Именно в таком случае и «срабатывают» в полную силу все известные нам положительные эффекты личного очного общения психолога-консультанта и клиента. [87]

Итак, «классическое» психологическое консультирование использует такие «технические приемы», которые предполагают личное «присутственное» взаимодействие консультанта и клиента. Современная же психологическая помощь представлена во всевозможных формах: от консультирования по телефону до чтения рекомендованной кем-то или выбранной по своему желанию литературы. [88]

Дистантное, дистанционное, т.е. осуществляемое на расстоянии, на дистанции психологическое консультирование представлено в различных формах: консультирование посредством обыкновенных традиционных писем, разных аудио и видео посланий, – осуществляемое по обычной почте, телефонное психологическое консультирование, интернет-консультирование (имеет, в свою очередь, несколько разновидностей) и пр. [89]

Абсолютное большинство дистантных консультаций осуществляется по телефону или через Интернет, поэтому мы рассмотрим именно эти виды психологического консультирования.[90]

Прежде всего, мы детально остановимся на «классической» и самой распространённой форме дистантного психологического консультирования – на телефонном консультировании. Для анализа мы возьмём наиболее «давнишнюю» и общественно значимую его форму – консультирование «по телефону доверия».

Телефон доверия (ТД) – это форма психопрофилактической работы, социально-терапевтической психологической помощи, адресованной лицам, находящимся в затруднительных и/или кризисных социальных и психологических (психических) состояниях (условиях, ситуациях).

Первоначально, телефонная психологическая помощь создавалась с целью предупреждения суицидов среди широких слоев населения. В настоящее время, телефон доверия (ТД) выполняет более широкий спектр услуг и используется лицами, переживающими любой вид эмоционального кризиса: проблемы, связанные с семейной жизнью, с адаптацией к новым социальным условиям, проблемы, связанные с психическим здоровьем и психологическим состоянием, проблемы, связанные с взаимоотношениями с окружающими, проблемы, связанные с разнообразными конфликтами на учёбе, на работе и т.д.

На современном этапе развития психологической помощи в России, ТД является самой масштабной психологической службой дистанционного массового консультирования населения. Психологическое консультирование по ТД осуществляется, на сегодняшний день, в рамках практически всех основных подходов к оказанию психологической помощи.

Психологическая помощь по ТД имеет ряд преимуществ для клиентов:

1. Доступность. Большинство ТД работают круглосуточно, поэтому у человека появляется возможность получить психологическую помощь, не встречаясь с консультантом, почти в любое время и почти из любого места.

2. Консультации по ТД традиционно полностью бесплатны (!).

3. Анонимность. Абоненту гарантируется анонимность и конфиденциальность общения.

4. ТД даёт клиенту возможность выговориться, как минимум, не остаться «один на один» со своими чувствами и переживаниями.

5. У клиента есть возможность прервать контакт в любой момент. Этот аспект является очень привлекательным для лиц, гиперчувствительных к своей психологической безопасности.

6. «Эффект доверительности». Это известное свойство телефонной связи – звучащие в непосредственной «ушной» близости голоса клиента и психолога-консультанта слитно образуют собою «задушевное» общение, что весьма способствует быстрому формированию (развитию) доверительной беседы.

7. «Неявность» психологического характера телефонной помощи, – клиент «как бы» просто эмоционально выговаривается и «всё», помощи он как будто бы не получает, поэтому морально никому и ничем не обязан.

8. Комфортность. При всём том, что указано выше, клиент совершенно НЕ обеспокоен тем как он выглядит и что он делает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: