Схема 21

Когнитивная модель этнической толерантности

Этническая толерантность проявляется в активном осуждении этнических чисток, насильственного переселения народов, любого проявления национализма и шовинизма, ущемляющих интересы других народов. В этом плане этническая толерантность есть основное средство достижения гармонии межэтнических отношений в многоэтнических регионах. В связи с этим исследователи обращают внимание на то, что основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность. Позитивная этническая идентичность в межэтнических отношениях развертывается по схеме «мы – иные – другие», в отличие от негативной этнической идентичности, схема развертывания которой другая: «мы – иные – другие – чужие – враги». Доминирование первой схемы развертывания позитивной этнической идентичности в многоэтнических регионах, во-первых, предполагает активное разрушение тех стереотипов восприятия представителей других этнических групп, которые могли формироваться в течение длительного времени, а во-вторых, создает усло­вия для взаимного уважения этнических групп и формирует готовность к толерантному межэтническому взаимодействию. Когда начинает доминировать вторая схема развертывания негативной этнической идентичности, мы сталкиваемся с проблемами межэтнических конфликтов.

Методологически важное значение при изучении этнической толерантности в многоэтнических регионах приобретает вопрос о теоретическом осмыслении «механизма» становления толерантных ценностных ориента­ции и установок у субъектов межэтнического взаимодействии, прежде всего на уровне межличностных отношений. Исследователи особое внимание уделяют станов­лению у личности установок на взаимодействие с представителя­ми «своей» и «чужой» этнической общности в процессе онтогенеза. Характер межличностного общения с пред­ставителями «своей» этнической общности обеспечивает безопасность и ком­фортность существования, поэтому возникает толерантное отношение при взаимодействии представителей «своего» этнической общности. При этом действуют процессы переноса установок, возникших при взаи­модействии с отдельными индивидами на всех, кто принадлежит к данной общности.

Взаимодействие представителя этнической группы с членами других этнических групп возникает на основе выделения того, что объединяет этого представителя с ними. Обнаружение этнических различий, которые демонстрируют члены «чужой» этнической группы в процессе межэтнического взаимодействия создает условия для формирования у личности такого пове­дения, которое характеризуется настороженностью, отсутствием необходимого изначального доверия. Если такая установка подкрепляется общественным мне­нием, в котором представители «чужой» этнической группы рассматрива­ются как носители негативного, даже враждебного этнического поведения, то у личности может возникнуть негативная этническая идентичность. Она ха­рактеризуется тем, что в ее структуре актуализируются те специфические черты представителей иных этнических групп, которые делают их не только другими, но и чужими настолько, что они не позволяют устано­вить с ними доброжелательных, основанных на поиске компро­миссов межэтнических отношений.

При изучении этнической толерантности необходимо обращать внимание на те факторы, которые блокируют ее формирование в многоэтнических регионах. В первую очередь это – общественное мнение, в котором распространяются разного рода этнические мифы, слухи, представляющие другие этнические группы в негативном свете и затушевывающие позитивные их этнические характери­стики, абсолютизирующие случаи интолерантного этнического поведения отдельных их представителей, что ведет к формированию стереотипа негативного отношения ко всем представителям этих этнических групп.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: