Лекция 4: «физическая культура государств до античной эпохи

(IV ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО Н. Э.)»

В 5-м - 1-м тысячелетиях до нашей эры на территории Азии, древне! и Востока существовали государства, страны, народы которые положили нача- ло формированию древней культуры доэллинской эпохи. К ним относятся государства Древней Месопотамии, на территории которой возникали города - государства населенные шумерами. Междуречье Тигра и Евфрата пять тысяч лет назад было центром мировой культуры, на основе которой формировалась культура Вавилонии, Ассирии, Египта. Ее влияние испытали на себе персы, скифы, парфяне, греки, римляне и другие народы древнего восток; включая Индию и Китай. Шумерская культура и до настоящего времени является уникальным и во многом загадочным явлением.

Во всех этих странах существовало рабовладение, но не в таком же­стком виде, как в Древних Греции и Риме, а в «размытых», в патриархаль­ных формах.

Органичной частью культуры шумеров было физическое воспитание и военно-физическая подготовка, о которых сохранилось очень мало сне дений. На основе отдельных изображений (барельефы, скульптура, рисун­ки) можно предположить о существовании ритуальных и военных танце», состязаний в борьбе, кулачном бое, плаванью, езде на колесницах, акроба­тике. В них принимало участие сельское население, воины, представители господствующих классов. Конечно, на протяжении многих сотен лет со держание физического воспитания менялось, обогащаясь новыми видами н зависимости от социальных потребностей конкретной эпохи. Появились ритуальные праздники, в содержание которых входили различные состяза­ния. Они проводились по разным поводам, в том числе при встрече hoboi n года, в честь побед, богов, на бракосочетаниях и т.п.


По свидетельствам древнегреческого историка Геродота у персов были «воспитательные дома» при дворах сатрапов (наместников провин­ции), в которых обучались дети. В содержание обучения включались фи­зические упражнения (бег, борьба, верховая езда, метание копья, стрельба из лука).

Это одно из самых ранних свидетельств о соединении обучения (об­разования) с физическим воспитанием. В содержание физического воспи­тания юношей у персов включалась охота на крупного зверя, состязания по конному поло и другие виды двигательной деятельности.

В конце 4-го тысячелетия в долине Нила возникло новое государство -Египет. Некоторые источники того времени свидетельствуют о том, что там культивировались в основном те же средства физического воспитания, что и в Вавилонии (бег, борьба, акробатика, охота, фехтование, танцы). По бегу и борьбе проводились состязания, в которых участвовали порой даже цари, фараоны. Всесторонняя физическая подготовка, сила, ловкость, вы­носливость имели существенное значение в борьбе за власть. Постепенно, на протяжении столетий ритуальные танцы отходили на второй план, а на первое место выходили двигательные действия, имеющие прагматическое значение - развитие физических качеств, необходимых при ведении бое­вых действий, двигательных навыков владения оружием (мечами, копьями, щитом).

Расширение масштабов рабовладения в Египте, борьба за власть способствовали распространению физического воспитания среди рабовла­дельцев, которое раньше осуществлялось преимущественно в быту фарао­нов, сатрапов, царей и их ближайшего окружения. Потребности и поиск средств борьбы за власть заставляют устраивать зрелища, празднества, ко­торые для рабовладельцев, претендующих на роль политических лидеров, являются своего рода рекламой. Создаются специальные заведения по под­готовке танцовщиц для массовых выступлений на храмовых празднествах и по другим поводам.

Эти выступления, во-первых, укрепляли престиж, рейтинг хозяев, а во-вторых, по отношению к важным гостям выполняли функции рекреа­ции, отдыха, развлечения. Некоторые историки считают, что в роли гимна-


стов, акробатов, танцовщиц, участниц игр с мячами выступали рабы, «по-
скольку восточный человек не любил двигаться...», а предпочитал созер-
цать движение (Л. Кун). По-видимому, здесь речь идет о богатых рабовла-
дельцах изнеженных роскошью, комфортом, зрелищами порой весьма пи-
кантного содержания. В Древнем Египте имели место состязания в гребле,конном поло, кулачном бое, борьбе, стрельбе из лука, фехтованию на
палицах, бои на лодках на воде. Об этом свидетельствуют воспомиинания
Платона. Проведение состязаний по различным видам единоборств и
групповых соревнований вызвало потребность в присутствии и активно-
сти контролирующих соревновательную деятельность судей, которые
следили за правилами поведения соревнующихся и определяли победителя
или победителей.

Современницей Древнего Египта и чуть «моложе» его (на одну-две тысячи лет) была Древняя Индия (три тысячи лет до нашей эры) в которой так же, как и в странах Древнего востока в начале ее существования и раз- вития основные средства двигательной деятельности определялись по- требностями в труде, ритуальными потребностями и необходимостью во- енно-физической подготовки. Это по преимуществу были ритуальные танцы и упражнения военно-физической направленности. Особенностью развития физической культуры Древней Индии было использование физических упражнений в целях самообороны без оружия. Здесь возникают элементы массажа - методики снятия болевых ощущений с помощью растираний, нажимов, поглаживаний различных частей тела, суставов. На протяжении столетий в Древней Индии формировались философские основы двигательной деятельности оригинального направления гимнастики-«йога». В основе ее содержания лежат движения, ведущие свое начало от магии плодородия. В то же время на ее формирование оказывали влияние и упражнения, связанные с потребностями воина в физической подготовке, которая была достаточно разнообразной. Воинов готовили к ведению бое- вых действий на равнинах (с использованием боевых колесниц и верхом), на воде (на боевых слонах и лодках), в горах, на лесистой местности, где требовалось хорошее владение мечом и щитом. Проводились состязании по самообороне, с оружием и без него, скачки, езда на колесницах. Атле-

тические состязания имели большое военноеивнутриполитическое значе-
ние, поскольку способствовали процессам объединения индийцев по
принципу общины вокруг политических и военных лидеров.
Основным видом вооруженных сил Древней Индии были пехота, ка-

валерия, боевые колесницы и боевые слоны. И каждый вид требовал не [ только общей, но и специальной физической подготовки, определяемой [ спецификой боевых действий каждого вида войск.

Богатые слои населения Древней Индии широко использовали физиче-ские упражнения, игры и танцы в оздоровительных целях, что являлось одной

i

из главных задач йоги. Большое внимание уделялось технике дыхания.

Особенностью идеологии йоги, ее формирования и исполнения было отношение к движению человеческого тела, исходя из представления о том, что оно представляет собой подобие вселенной. Другими словами - в странах ближнего востока и в Западной Европе физические упражнения создавались, исходя из внешних объективных потребностей в развитии фи­зических качеств и двигательных навыков (потребностей труда, военного дела, быта), а философская система йоги исходит из представления субъ­ективного - движение есть форма выражения внутренней сущности орга­низма как «вселенной», реализации его высшего духовного предназначе­ния. Конечная цель движений, двигательной деятельности - физическое и психическое здоровье человека.

Во 2-м веке д. н. э. в некоторых университетах упражнения по систе­ме йоги относились к терапии (массажной и с использованием воды).

Древний Китай. В развитии физической культуры в 3-м - 2-м тыся­челетиях д. н. э. этого государства, как и в других странах Древнего Восто­ка, существенное значение имели потребности военного дела, культовые обряды, забота о здоровье и деторождении в среде богатых людей, обла­дающих властью или стремящихся захватить власть. В этой борьбе за власть существенное значение имели ее наследственные передачи (дина-стичность) и высоко развитые физические способности и двигательные на­выки. Идейной, идеологической основой явились естественно-философские взгляды и познания в области древнекитайской медицины.


На протяжении многих веков в Китае складывались представления о Вселенной, о «первоэлементах» (земля, огонь, вода, воздух), о движении тел а взаимодействии з процессе движения. Виды физических упражнений в основном формировались в связи с потребностями военного дела, труда, ритуальных представлений, медицинской практики. Уже в 3-м тысячелетии д. н. э. в Китае вышла книга, в которой была сделана попытка: дать в опре­деленной системе описание физических упражнений лечебной гимнастики, ритуальных и боевых танцев, пантомимы, которые способствовали разви­тию ловкости, и изобразить в условной форме боевые подвиги воинов.

Лечебная гимнастика, массаж, (тонизирующий и расслабляющий) имели целью не только воздействие на мышцы, связки, суставы, но и на внутренние органы, укрепляя их и совершенствуя их функции. На фоне общего состояния биологических наук и философии это можно было рас­ценить как высокий уровень понимания взаимодействия внутренних орга­нов и систем, и их функций, а также возможностей воздействия на них фи­зическими упражнениями, коррекции дефектов осанки людей разного воз­раста. Идеалом человека считалась физически развитая, волевая личность. которую отличали высокие моральные качества, гуманность, чувство дол­га, умеренность в желаниях.

В процессе проведения праздников, посвященных богам, знамена­тельным датам и событиям, военным походам и победам проводились со­стязания, в программу которых входили борьба, самозащита без оружия, плавание, бег, кулачный бой, поднятие тяжестей. Набор этих видов менял­ся в процессе развития и совершенствования содержательной части состя­заний, но в общих чертах соответствовал тому, что было в современных Древнему Китаю государствах (Индии, Египте, Японии и др.)

В Древнем Китае, в отдельные периоды его исторического развития существовали специальные условия заведения, в которых воспитывались мальчики из богатых семей. Физическая культура Древнего Китая достиг­ла своего расцвета примерно к XT в. д. н. э., в период объединения Китай­ской империи, что создавало условия для развития культуры в целом и фи­зической культуры как ее вида. Функционировали школы, ученики кото­рых занимались традиционными видами физических упражнений и участ-

вовали в состязаниях (в езде на колесницах и стрельбе из лука). Ученики школ занимались и медитацией - сидя неподвижно, воображали, что они осуществляют различные физические упражнения, двигательные действия, направленные на лечение различных болезней, на совершенствование тех­ники дыхательных действий.

Философские основы древнекитайской гимнастики и различных ее видов были сходны с идейными основами индийской системы йогов. Древнекитайский философ Лао Цзы (4-й в. д. н. э.) считал, что равновесие в мире, во всей вселенной регулируется взаимодействием двух противопо­ложных сил. Это положение в несколько измененном виде известно и в на­стоящее время в философии Вьетнама, Китая, Кореи. Это - силы «Инь» и «Янь». Их взаимодействие можно регулировать различными упражнения­ми - успокаивающими и активизирующими. И с самого раннего возраста направить ребенка, подростка на путь физического совершенства.

Иначе говоря, - таким образом, закладывается осознание потреб­ности е использовании физических упражнений, двигательной деятельно­сти в интересах физического и психического здоровья.

В процессе атлетических состязаний за соблюдением правил участ­никами соревнований следили судьи. Судьи и зрители строго осуждали, несоблюдение правил соревнующимися, некорректное их поведение по отношению к противнику.

Не отличались жестокостью, которая была характерна позднее в Древнем Риме, кулачные бои. В поведении и действиях кулачных бойцов ценились не сила ударов и не жестокость их, а умение соперников защи­щаться, уходить от ударов, ставить тем самым противников в неловкое по­ложение. Нападающий в данном случае подвергался осмеянию, ирониче­ским характеристикам и эпитетам, а умело защищающийся, который ловко уходит от непосредственного физического воздействия нападающего, на­граждался аплодисментами и поощрительными выкриками.

Женщины и девушки были отстранены от физических упражнений (за исключением танцев, подвижных игр и упражнений, направленных на фор­мирование красивой, легкой, изящной походки), тем более от состязаний.


Атлетические состязания проводились зачастую на специально под­готовленных для этой цели площадках. В конце 1-го в. д. н. э. и l-го в. на-шей эры в Китае усилилась централизованная власть, уничтожены центры власти местных деспотов. Ограничены возможности проведения атлетиче-ских соревнований особенно с участием представителей простого парила, разрушены места их проведения.

Философия конфуцианства провозглашала человеческую мудрое п., ум, внутреннюю содержательность человека, его физические качества it искусство, красоту двигательных навыков. Физическая культура как пил культуры Древнего Китая в целом продолжила существовать и развивайся в последующие столетия вплоть до настоящего времени,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: