Одной из них является достоинство человека. Достоинство, с одной стороны, есть нравственная самооценка человеком
своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со стороны других. С другой - это признание обществом социальной ценности, уникальности, неповторимости конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека - это источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами является той предпосылкой, которая дает человеку возможность самораскрыться, самореализоваться как
личности, что ведет в свою очередь к обогащению, совершенствованию всего человечества. В теории прав человека действует презумпция достоинства человека. Суть философии прав человека заключается в понимании, что все люди - члены одной человеческой семьи. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг к другу в духе братства, уважения прав и свобод другого человека. В ст. 1 Всеобщей Декларации прав человека говорится: ≪Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах≫. Права и свободы не дарованы ему ни государством, ни властью, ни кем-либо еще, поэтому их называют естественными правами человека. Достоинство человека, его самоценность не совместимы с рабской холопской благодарностью за то, что ему, человеку, позволили
|
|
воспользоваться какими-то крохами (его же) прав. Они принадлежат ему уже в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. Писаное право, которое вобрало в себя моральные обычные права и запреты, в том числе и права и свободы человека, нормы взаимоотношений называется позитивным правом. Сегодня оно содержится в международных документах и национальных законодательствах всех государств, в том числе и в основном белорусском законе. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) провозглашает: ≪Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства≫ (ст. 2). Естественные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Пока жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. Эти права не должны зависеть ни от
общественного строя страны, ни от каких-либо других обстоятельств. Они естественны, неотъемлемо присущи любому индивиду, где ы он ни жил или ни находился. Право человека на жизнь, запрещение пыток или других форм негуманного, унижающего человеческое достоинство обращения, право на признание правосубъектности
|
|
любого индивида, запрет дискриминации по признакам пола, расы, религии, языка и другие - эти и другие права и свободы должны быть присущи любому человеку в современном мире. Государство обязано обеспечить каждому индивиду реализацию этих прав. Лишая их человека, оно действует противозаконно, даже если ≪узаконивает ≫ в своем внутреннем законодательстве эти деяния, т. к. его действия по отношению к человеку соизмеряются не его национальными законами, а международными нормами и стандартами. Только тогда, когда право и права человека становятся над государством и навязывают ему свои принципы и ценности, обусловленные развитием культуры и цивилизации, государство также становится цивилизованным. В настоящее время права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.