Постпозитивистская концепция философии науки Карла Поппера

Против критерия верификации активно выступал Поппер, участвующий в заседаниях Венского кружка. Выдвинул другой критерий демаркации, или разграничения, подлинной науки от псевдонауки, в основе которого лежит возможность фальсификации, или опровержения, научных гипотез и теорий.

Несмотря на критику верификации, Поппер разделял тезис позитивистов о том, что философия науки должна заниматься только вопросами обоснования научного знания.

Фундаментальной оппозицией логическому позитивизму явились прежде всего методологические построения Поппера, который предложил радикально новый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и эксперимента отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, а тем более доказательстве их истинности (и то,и другое опыт не в состоянии выполнить просто по своим логическим возможностям по отношению к теориям). Назначение опыта-в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имел большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, только те теории могут вообще считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано ил поздно окажутся опровергнуты.

Карл Поппер (1902-1994) рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но также как систему изменяющуюся и развивающуюся.

Этот аспект анализа науки он представил в форме концепции роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы. Этот идеал доминирует в эпистемологии еще с Эвклида.

Рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, дарвиновский отбор. Рост знаний не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену более лучшими и удовлетворительными. Основным механизмом роста знаний является механизм предположений и опровержений.

Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и устранения ошибок и есть ни что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Рост научного знания — частный случай мировых эволюционных процессов. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм.

К необходимым средствам роста научного знания относятся такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.

3 основных требования к росту знания:

1) Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

2) Она должна быть независимо проверяемой, т.е. должна вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. То есть новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.

3) Хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Тезисы Поппера:

1) Специфическая способность человека познавать, воспроизводить научное знание является результатом естественного отбора.

2) Эволюция представляет собой эволюцию по построению все лучших и лучших теорий. Это Дарвинистский процесс.

3) Устранение прежних теорий, которые оказываются ошибочными.

4) Против БАДЕЙНОГО принципа познания — традиционной теории познания. Отрицает существование непосредственно чувственных данных, ассоциаций и индукции через повторение и обобщение.

5) Необходимой предпосылкой критического мышления является наличие у человеческого языка дескриптивной или описательной функции, которая позволяет передавать информацию о положении дел или о ситуациях, которые могут иметь место или нет.

5) Концепция философии науки Имре Лакатоса.

«Научно-исследовательская программа» - основное понятие концепции науки Имре Лакатоса (1922-1974). Она является основной единицей развития и оценки научного знания. Под НИП Лакатос понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Строго говоря, объектом методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия теорий, т.е. некоторый тип развития.

Каждая НИП, как совокупность определенных теорий включает в себя:

1) Жесткое ядро — целостная система фундаментальных чатнонаучных онтологических допущений, сохраняющаяся во всех теориях данной программы.

2) Защитный пояс — состоящий из вспомогательных гипотез и сохраняющий сохранность жесткого ядра от опровержений, он может быть модифицирован, частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.

3) Нормативные, методологические правила-регулятивы, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования (положительная эвристика), а каких путей следует избегать (негативная эвристика).

Рост зрелой науки — это смена непрерывно связанных совокупных теорий, за которыми стоит конкретная НИП — фундаментальная единица оценки существующих программ. А это важнейшая задача методологии, которая должна давать эти оценки на основе диалектически развитого историографического метода критики.

Иначе говоря, сравниваются и оцениваются не две теории, а теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы. Основными этапами в развитии последний являются прогресс и регресс, граница этих стадий — пункт насыщения. Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена НИП есть научная революция.

Также Лакатос указывает на то, что некоторые величайшие НИп прогрессировали на противоречивой основе. Тут он ссылается на Н. Бора, который в своем принципе дополнительности сумел выразить некоторые реальные диалектические противоречия микрообъектов. Можно сказать, что идея о выявлении и снятии (т.е. разрешении, а не устранении) возникающих в теории противоречий свидетельствует о сильной диалектической струе в концепции Лакатоса о природе научного метода и об источниках и механизмах развития научного знания.

6) Структура научных революций Томаса Куна.

Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Томасом Куном (1922-1995) включает в себя два основных этапа.

1) Это нормальная наука, где безраздельно господствует парадигма.

2) И научная революция — распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами, и наконец победа одной из них, т.е. переход к новому периоду нормальной науки.

Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Причем научное развитие подобно развитию биологического мира представляет собой однонаправлены и необратимый процесс.

Допарадигмальный период характеризуется соперничеством различных школ и отсутствием общепринятых концепций и методов исследования. Для этого периода характерны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы оной из школ.

Конкретизируя понятие «парадигма», Кун вводит понятие «дисциплинарная матрица». Важнейшим элементом ее структуры (наряду с символическими обобщениями, философскими частями и ценностными установками) Кун считает общепринятые образцы, признанные примеры конкретного решения определенных проблем. Этот процесс и обеспечивает функционирование нормальной науки.

Кризис парадигмы есть вместе с тем и кризис присущих ей методологических предписаний. Банкротство существующих правил-предписаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот поиск. Результатом этого процесса является научная революция — полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовместимой со старой.

В ходе научной революции происходит такой процесс, как смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Изменение данной сетки вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний. Ученые — особенно мало связанные с предшествующей практикой и традициями могут видеть, что правила больше не пригодны, и начинают подбирать другую систему правил, которая может заменить предшествующую и которая была бы основана на новой понятийной сетке. В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений, что не было характерным для нормального периода науки.

В период научной революции главная задача ученых-профессионалов как раз и состоит в упразднении всех наборов правил, кроме одного — того, который вытекает из новой парадигмы и детерминирован ею. Однако упразднение методологических правил должно быть не их голым отрицанием, а снятием, с сохранением положительного.

7) Постпозитивистская методология науки П. Фейерабенда

Пол Фейерабенд (1924-1974) исходил из того, что существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Считает необходимым создание такой науки, которая будет принимать во внимание историю. Это путь для преодоления схоластичности современной философии науки. Пролиферация — максимальное увеличение разнообразия взаимно исключающих гипотез и теорий, как необходимое условие успешного развития науки.

Нельзя упрощать науку и ее историю. История науки, и научные идеи, и мышление ее создателей должны рассматриваться как нечто диалектическое — сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как однолинейный и однообразный процесс. Наука, ее история и философия должны развиваться в тесном единстве и взаимодействии.

Считает недостаточным абстрактно-рациональный, т.е. неопозитивистский, подход к анализу науки, развитию знания. Ограниченность этого подхода в отрыве науки от культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается.

Чисто рациональная теория развития идей сосредотачивает внимание главным образом на тщательном изучении понятийных структур, включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений, т.е. социокультурных детерминант развития науки.

Считает односторонним социально-экономический анализ социокультурных детерминант развития науки, так как этот анализ впадает в другую крайность — выявляя силы, воздействующие на наши традиции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних.

Ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие — социальный. Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие.

Изменение, развитие научного знания есть одновременно и изменение научных методов, методологических директив, которые Фейерабенд не отвергает, но и не ограничивает их только рациональными правилами. Его методологическое кредо «ВСЕ ДОЗВОЛЕНО!» означало, что исследователи могут и должны использовать в своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются и заслуживающими внимания.

Резко выступал против неопозитивистского схоластического конформизма с его требованием оставлять все так, как есть. Подчеркивает, что методологические директивы не являются статичными, неизменными, а всегда носят конкретно-исторический характер.

Наука, как сложный, динамический процесс, насыщенный неожиданными и непредсказуемыми изменениями, требует разнообразных действий и отвергает анализ, опирающийся на правила, которые установлены заранее без учета постоянно меняющихся условий истории. Данные истории играют решающую роль в спорах между конкурирующими методологическими концепциями. И кроме того, эти данные служат той основой, исходя из которой можно наиболее достоверно объяснить эволюцию теории, которую нельзя не учитывать в методологических оценках.

8) Постпозитивистская концепция философии науки М. Полани.

Концепция личностного и неявного знания.

Личностное знание — термин, введенный в методологию науки американским философом М. Полани и означающий тот объем неявного знания, которым располагает и использует в своей научной деятельности отдельный ученый. Близок по значению к термину «интуиция ученого».

Неявное знание — информация, используемая в практической и познавательной (в т.ч. научной) деятельности, не имеющая четкого дискурсного и операционного оформления. Хранилищем неявного знания является сфера чувственной и интеллектуальной интуиции, а пользование им сродни искусству и мастерству, которые передаются от учителя к ученику, из рук в руки.

Согласно современной философии науки, любая научная теория (в т.ч. формальная) в существенной степени опирается на специфический для нее пласт неявного знания, являющийся своеобразным проявлением в науке ее когнитивного бессознательного. Любой научный текст всегда является частью, элементом более широкой и менее определенной по сравнению с ним когнитивной реальности (ее контекста), а последний - частью еще более широкой и неопределенной реальности — интертекста.

9) Интернализм и экстернализм

в понимании механизмов научной деятельности.

Экстерналисткий взгляд (внешний) признает решающим движущим фактором развития науки воздействие потребностей общества и прежде всего запросы материально-технического производства, экономики и социальной жизни. Такие взгляды возникли еще в период становления классического естествознания, когда наука была признана важнейшим средством освобождения человека перед силами природы и достижения всеобщего счастья (Ф.Бэкон — «знание — сила», именно сила).

Процесс индустриализации усилил позиции экстерналистов.

Экономический детерминизм — экономика не детерминирует, определяет не только развитие производительных сил, но и развитие политических, нравственных и общественных институтов (Маркс и Лафарг). Основную мысль выразил Ричард Джонс (1790-1855).

Технологический детерминизм - в современную эпоху НТР получает распространение теория, основанная на признании важнейшей роли науки в развития производительных сил общества.

Исторический подход — воздействие принятых в сообществе ученых

Систем ценностей, духовного климата в обществе, востребованности их научных результатов на внутреннее содержание научных исследований.

Главный недостаток экстернализма — недооценка внутренних стимулов развития науки, относительной самостоятельности и независимости развития науки от общества в целом и различных его подсистем.

Интернализм (внутренний) — главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования. Развитие науки можно рассматривать как самоорганизующийся процесс взаимодействия различных форм и элементов научного знания, который не зависит от каких-либо внешних факторов.

Эмпирическое направление — важна рол поиска, установления и обосновния новых фактов, которые составляют эмпирический базис, на котором и происходит развитие науки.

Рационалистическое направление — наука развивается благодаря теоретическим новациям, выдвижению новых идей, гипотез и теорий. Эмпирические факты — только для проверки. Концепция 3-х миров Поппера: физический мир, мир субъективного сознания и мир из продуктов интеллектуальной деятельности людей.

Экстернализм и Интернализм — 2 крайние точки зрения. Экстерналисты не учитывают, что новая научная идя может родиться от идеи, и поэтому не анализируют внутренние стимулы науки.

Интерналисты все сводят к генерированию и разработке новых научных идей, и поэтому недооценивают значения внешних факторов в развитии науки.

Сам процесс развития науки долгое время рассматривался в виде простого приращения научного знания, постепенного накопления новых фактов и объясняющих их законов и теорий, и поэтому называется кумулятивистским.

10) Типы цивилизационного развития и их базисные ценности;

ценности научной рациональности.

Понятие цивилизации впервые возникло в 18 веке во Франции для обозначения общества, в котором господствует свобода, равенство и братство. Позднее в исторической и философской литературе под цивилизацией стали понимать различные культурно-исторические типы обществ, объединявших несколько государств, сходных по историческим условиям своего возникновения и общности культурного развития..

Вместо изучения истории по странам и государствам или же общего деления на древнюю, среднюю и новую истории некоторые исследователи в качестве новой единицы деления предложили изучать ее по культурно-историческим типам. — Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

1) Традиционные цивилизации. Исследования прошлым цивилизаций интересны богатейшим фактическим материалом о жизни, обычаях и самобытной культуре традиционных обществ.

Отличительные особенностями являются крайне медленные темпы развития производительных сил и многовековое сохранение существующих социальных порядков в обществе. Если и были новые виды, то только те, которые не противоречили традиционным. Формы и виды деятельности, изменения социальных порядков, нормы поведения и взаимоотношения людей в обществе — все подчинено традиции, все освящено авторитетом мудрых старейшин, либо религии. Ход времени имеет циклический, повторяющийся характер. Существование древних аграрны обществ растянулось на тысячелетия.

2) Техногенные цивилизации. Стали формироваться в западной Европе в 17-18 веках. Насчитывает всего 4,5 столетия. Темпы развития производительных сил и социальных изменений гораздо интенсивнее традиционных цивилизаций. Быстро развивалась в Западной Европе и начала оказывать свое влияние на сотавшиеся традиц. общества.

Особенности техногенной цивилизации:

1) Ориентация на совершенствование техники производства.

2) По мере роста производительных сил и технического прогресса непрерывно возрастает применение достижений науки в материальном производстве.

3) развитие материального производства, обусловленное научно-техническим прогрессом, радикально изменило социально-экономические отношения в обществе, его культуру и духовный облик. Ослабление религии, переход к раннему капитализму.

4) С развитием техногенной цивилизации непрерывно возрастает значение науки и в материальном производстве, и в духовной жизни общества. Открыты объективные законы реального мира и их применение помогло науке занять доминирующее положение в современной культуре.

Отличия традиционной от техногенной цивилизаций.

Если в техногенной цивилизации важнейшей ценностью считается поиск и открытие новых научных законов и истин, создание новых методов, образцов и способов деятельности, то в традиционной цивилизации все усилия направлены на сохранение в неизменном виде всего накопленного прежнего опыта, способов и видов деятельности.

Другой базисной ценностью техногенной цивилизации является ориентация не на здравый смысл обыденного познания, а на научную рациональность.

Хотя и здравый смысл также нельзя считать иррациональным.

Но он далек от научной рациональности, которая опирается на использование точных понятий и логически выверенных доказательств, а также экспериментальную проверку гипотез и теорий. Именно научная рациональность позволила техногенной цивилизации добиться крупнейших достижений.

11) Характеристика особенностей научного познания и его критерии.

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности — это проблема демаркации, т.е. поиск критериев разграничения научного и ненаучного знаний.

Критерии отличий научного познания:

1) основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления

2) На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвиденье будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3) Непосредственная цель и наивысшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

4) Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов., которые объединяют отдельные знания в целостную систему.

5) Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.

6) Научному знания присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

7) Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний.

8) Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки.

9) В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

10) Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, коллективный субъект.

12) Функции науки в жизни общества и ее роль в обучении и формировании исследователя.

Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы.

Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории, на которой происходит подготовка человека к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности, встреча индивида с наукой.

Целостный процесс образования должен служить интересам общества и личности.

Процесс образования предполагает приобщение к базовым ценностям культуры и объединяет в себе обучение и воспитание.

Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней:

1) предполагает освоение логики учебного предмета

2) совокупности дисциплин данного учебного курса

3) отвечает за формирование содержания на основании пройденных дисциплин

4) ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания по внутреннюю смысловую структуру личности

5) свидетельствует о сущностном ядре личности, как результате интегрального и направленного образовательного процесса.

В настоящее время отмечаются многочисленные негативы современного образовательного процесса, потеря качества из-за приписанных в него отношений коммерциализации.

Главной функцией науки является производство научно-теоретического знания. Многообразные функции науки можно проследить в процессе ее исторического становления. Так, античная наука демонстрировала значимость функций наблюдения, описания и объяснения. Изменения картины мира под воздействием и в результате развития наук указывало на мировоззренческую функцию науки. В современном мире научное знание составляет существенную основу и ядро формирования мировоззрения личности.

Как социокультурный феномен наука всегда опиралась на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Познавательная деятельность была всегда вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной культурная и технологическая функции науки, которые связаны с обработкой и возделыванием человеческого материала, т.е. субъекта практической и познавательной деятельности.

Культурная функция науки несводима только к оценке результатов научной деятельности, которые составляют также и совокупный потенциал культуры. Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания.Индивид застает уже готовыми средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации.

Наука в функции фактора социальной регуляции воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, направленной на умножение производительных ресурсов общества. Она выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития социума.

Наука в функции производительной силы, состоя на службе торгово-промышленного капитала, не может реализовать свою универсальность,а застревает на получении прибыли. Поэтому существуют многочисленные негативные последствия промышленного применения науки в виде экологии.

Наука имеет не только положительные, но и негативные последствия своего развития, что обязывает подвергать ее результаты многократной экспертизе. Часто возникают ситуации, когда наука теряет нравственный и гуманистический смысл.

Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности.

Исследователи обращают внимание на проективно-конструктивную функцию науки, поскольку она предваряет фазу реального практического преобразования.

Так как главная цель науки всегда связана с производством и систематизацией объективных знаний, то основной конституирующей здание науки является функция производства истинного знания.

13. Возникновение науки: преднаука и собственно наука, ее основные периоды.

1) ПРОТОГЕНЕЗ — этап развития, предшествует возникновению того или иного процесса (преднаука).

Протогенез связан с формированием преднауки, представляет собой достаточно длительный этап перехода научному познанию. Преднаука вплетена в современную жизнь, не выходит за рамки обыденного познания, является ответом на запрос практики.

Особенности преднауки:

1) преднаучное знание ориентировано на потребности общества

2) при изучении окружающей действительности пользовались эмпирическими образами, а не теоретическими моделями

3) не использовались логические доказательств для получения знания

Лица, генерирующие преднаучное знание, очерчивались рамками кастовости субъекта.

Этапы развития науки:

1 этап — древняя Греция — возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли.

А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями — абстракциями.

Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

2 этап — Средневековая европейская наука — наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

- научное знание ориентируется на теологизм

- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности.

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).

- Культура постепенно освобождается от господства церкви.

- первые попытки убрать схоластику догматизм

- интенсивное развитие экономики

- лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

- научная мысльначинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

- попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

- начинают преобладать экспериментальные знания

- наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

- начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

4 этап: 20 век — набирает силу неклассическая наука

5 этап: постнеклассическая наука — современный этап развития научного познания.

14) Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Переход к научному знанию связывают с Древней Грецией, когда в ней возникла геометрия как теоретическая система, которая нашла свое выражение в аксиоматической теории Евклида в книге «Начала».

Заслуга Фалеса в том, что он первым положил начало логическим доказательствам теорем в геометрии и тем самым способствовал дедуктивному построению науки.

В последствии большое влияние оказал Пифагор, который активно знакомлся с трудами преднауки и старался получать теоремы при помощи чисто логического мышления, вне конкретных представлений.

Анаксагор заявил, что солнце и звезды не божества, а мертвые камни.

Демокрит на умозрительном уровне допускает, что в мире существуют некие неделимые частицы — атомы.

В 4 веке научная жизнь концентрировалась вокруг Платона и созданной им академии. Положил начало диалектическому методу обнаружения истины через противоречия во мнении собеседника.

В конце 4 века вся греческая математика собрана в трудах гениального систематизатора Евклида и озаглавлена как «Начала».

15) Европейской Средневековье и возрождение: философия = наука.

После упадка античной науки в Западной Европе наступает длительный застой в философии и науке.

Августин обратился к трудам Аристотеля для фальсификации их и использования для обоснования религии.

Развернулась борьба между реалистами и номиналистами.

1) Номиналисты (Росцелин, 1050-1112) — существуют только единичные чувственно воспринимаемые вещи, а общие понятия — это всего лишь имена для обозначения сходных вещей.

2) реалисты (Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский) — универсалии, или общие понятия не только существуют объективно, но и предшествуют единичным вещам.

Номиналисты своей критикой универсалий реалистов способствовали развитию научного знания, анализу эмпирической его стадии и изучению природы.

Уильям Оккам (1285-1349) был поборником теории двойственной истины и крупным представителем номинализма. Благодаря его усилиям было достигнуто окончательное отделение науки от церкви.

«не умножать сущностей без необходимости».

В средневековье относительное развитие получила логика, которая преподавалась в монастырских университетах и школах.

Средневековая логика опиралась на силлогистику Аристотеля.

Одним из известных логиков того времени был Петр Испанский (1210-1277), автор труда «Суммулы», в котором давал учение о суждениях, силлогизмах, ложных умозаключениях и других формах мышления.

Раймонд Луллий известен как создатель первой логической машины, состоящей из 7 концентрических кругов, разделенных на отдельные секторы с записанными на них понятиями. Вращая круги можно было получать разные комбинации выводов и таким образом свести получение дедуктивных заключений к чисто механическому процессу.

16) Становление опытное науки в новоевропейской культуре: научная революция 17 века и эпоха Просвещения.

15-16 века — эпоха Возрождения.

Значительную роль в духовном обновлении западноевропейского общества сыграли идеи реформации.

Рост и расширение ремесел, появление мануфактур, развитие торговли — все это нуждалось в новых орудиях и инструментах, необходимость в развертывания научный исследований, спрос на новые изобретения и открытия, которые можно было получить в результате опытного изучения природы, а не с помощью умозрительных схоластических рассуждений.

Оксфордская школа.

Основатель — Роберт Гроссетест (1175-1253). Последователь философии Августина, но интересовался также изучением явлений природы. Процесс познания рассматривает, подчеркивая, что исходным в этом процессе является опытное познание, которое начинается с исследования явлений и завершается раскрытием их сущности с помощью абстракции.

з этой школы вышел Роджер Бэкон (1214-1292). Выделял три способа познания: рассуждение, авторитет и опыт. И считал опыт наиболее надежным итсочником достижения достоверно научного знания. Был истинным борцом за опытное изучение природы с помощью самостоятельных наблюдений и экспериментов. Высказал много гипотез, изобретатель ряда приборов и механизмов, алхимик.

Галилео Галилей (1564-1642).

Основоположник естественнонаучного метода исследования. Применил эксперимент для опытного изучения природы, но соединил его с математическим описанием. Благодаря математической обработке результатов экспериментов он ввел количественные методы измерения при обосновании и проверке своих теоретических моделей и гипотез. Также широко применял абстракции и идеализации для построения мысленных моделей, важнейшим средством для их создания стал мысленный эксперимент.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Основоположник индуктивного метода, ориентированного на опытное изучение природы. Самым элементарным способом индуктивных рассуждений является полная индукция, которая основывается на простом перечислении всех частных случаев, обладающих определенным общим свойством.

Наиболее распространенной формой стала неполная индукция, когда на основе выявления некоторого наблюдаемого общего свойства у конечного числа случаев делают заключение о его наличия у непроверенных случаев и класса в целом.

Несмотря на эмпирический и механистический характер своей философии, Бэкон во многом способствовал прогрессу научного познания своего времени, выступая страстным защитником идеи применения науки в жизни и практике.

Рене Декарт (1596-1650).

Является представителем рационалистического направления в философии науки и выдающимся математиком, создавшим аналитическую геометрию.

«Рассуждение о методе».

Необходим системный подход к поиску новых истин и для этого достижения есть 3 основных правила:

1) начинать с простого и очевидного

2) из него путем дедукции получать более сложные высказывания

3) действуя при этом так, чтобы не было упущено ни одного звена.

Для этого необходимы две способности: интуиция и дедукция.

Новый взгляд Декарта на математику, как дедуктивную науку о порядке и мере, почти на 2 столетия опередил традиционное представление о ней, как науке о числах и геометрических фигурах.

Существенным недостатком философии природы является ориентация на чисто умозрительный характер е принципов, не учитывающий необходимости их эмпирического обоснования.

Исаак Ньютон (1643-1727)

Он не только привел в систему и завершил построение механики, как гипотетико-дедуктивной системы, но и положил начало классическому периоду развития естествознания. Программа механистического объяснения природы, выдвинутая им, определила развитие естественнонаучной мысли на протяжении 2 столетий.

При исследовании природы опирался не на умозрительные и дедуктивные принципы, а широко использовал экспериментальные способы исследования. Высоко оценивал роль дедукции и математики при изучении природы.

Переход к неклассическому этапу развития естествознания сопровождался усилением ее связей с производством, возникновением прикладных ее отраслей, что способствовало в дальнейшем формированию самостоятельных технических наук. Одновременно с этим происходил процесс дальнейшей дифференциации и профессионализации научной деятельности.

В период с 18-до первой половины 19 века происходит резкий рост профессионализации ученых: они становятся теперь специалистами не отдельных только наук, но даже узких областей таких наук. Большим шагом вперед стало появление научных книг и журналов, личная переписка отошла на второй план.

С развитием производства, переходом к машинной индустрии возникают технические и социально-гуманитарные науки.

Социология и Огюст Конт — 19 век.

17) Научный факт как форма научного знания.

Под фактами (сделанное, совершившееся) в обыденном познании подразумевают явления и события окружающего мира, воспринимаемые непосредственно с помощью органов чувств. В это смысле, их противопоставляют гипотезам и теориям, опирающимся на рациональное мышление.

- факты представляют собой отображение объективно существующих реальных явлений и событий на эмпирическом уровне познания.

- факты могут быть правильно интерпретированы и поняты лишь в рамках теоретического познания

- именно на точном знании фактов строятся все формы теоретического мышления

- проверка научных обобщений, гипотез и теорий осуществляется на основе фактов, полученных с помощью наблюдений, экспериментов и практики в целом.

Таким образом, между фактами и теоретическими построениями существует глубокая диалектическая взаимосвязь. Такую взаимосвязь обычно выражают термином «загруженность» факта теорией.

В истории научного познания существует 2 взгляда на отношение фактов к теории:

1) Сторонники эмпиризма и позитивизма считают единственно надежным источником знания реальные факты действительности.

2) Сторонники чистого рационализма подчеркивают приоритет теории и мышления над фактами.

Точный анализ фактов, их классификация и систематизация играют важнейшую роль при проверке гипотез и теорий.

Обобщение фактов.

Обобщение фактов происходит с помощью индуктивных и статистических методов исследования.

Индукция — способ рассуждения, с помощью которого приходят к общему умозаключению на основе изучения отдельных, частных случаев. В основном индукция носит вероятностный характер.

Самыми известными видами обобщений являются универсальные обобщения, в которых общее свойство или отношение распространяется на весь класс изучаемых предметов и явлений, например, «все металлы — электропроводны».

Статистические обобщения отличаются от универсальных тем, что в них заключение относится не ко всем фактам рассматриваемой области, а только к определенному числу, выражаемому обычно в процентах.

Анализ конкретных фактов и их обобщений служит дальнейшим шагом в процессе научного исследования, способствуя генерированию и формированию гипотез.

Необходимо применять и индукцию, и дедукцию.

18) Научное знание: структура и методы эмпирического знания.

Исходной формой любого эмпирического познания исторически служит наблюдение, поскольку именно с него начинается познание. Логически оно имеет более широкий характер и используется как в обыденном, так и в научном познании.

Научные наблюдения и их особенности:

Наблюдение в науке отличается от обыденного или случайного, тем, что представляет собой целенаправленное, систематическое и организованное восприятие изучаемых предметов и явлений. Связь наблюдения и чувственного познания очевидна.

- Наблюдение над собой — интроспекция.

- Исследователь не только фиксирует факты, но и целенаправленно ищет их.

- Научные наблюдения имеют систематический и упорядоченный характер.

- наблюдения в науке характеризуются также своей целенаправленностью.

Интерсубъективность — результаты наблюдений должны быть воспроизводимы любым другим исследователем и не зависеть от личности субъекта. Иначе велика ошибочность из-за субъектности органов чувств.

Интерпретация данных наблюдения.

1) данные должны быть освобождены от различных наслоений и субъективных впечатлений, т.к. науку интересуют только объективные факты.

2) в качестве данных в науку входят не просто ощущения и восприятия, а результаты их рациональной переработки, включающей стандартизацию данных наблюдения с помощью статистической теории ошибок и осмысления данных в рамках соответствующей теории. Таблицы, графики и диаграммы.

3) подлинная интерпретация данных наблюдения в терминах соответствующей теории проводится тогда, когда они начинают применяться в качестве свидетельств для подтверждения ил опровержения тех или иных гипотез. Релевантность данных к проверяемой гипотезе — возможность или подтвердить ее, или опровергнуть.

Эксперимент как важнейший способ эмпирического познания.

В отличие от наблюдения ученый, когда ставит эксперимент, то сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить точные и надежные результаты.

Характерная особенность эксперимента состоит в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые процессы и явления.

Исследователь может изолировать исследуемые явления от некоторых внешних факторов, либо изменить некоторые условия.

Идея эксперимента, план его проведения и интерпретация результатов в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиск и интерпретация данных наблюдения.

Эксперимент — это правильно поставленный вопрос природе.

Структура эксперимента:

1) Цель эксперимента

2) Контроль над его проведением

3) Интерпретация полученных данных и статистическая обработка.

Необходимо правильные планирование и интерпретация результатов эксперимента.

Эмпирические зависимости и факты.

При анализе фактов необходимо избегать 2 крайностей:

1) не сводить эмпирический факт к непосредственному чувственному восприятию;

2) не рассматривать его как эмпирическое или теоретическое обобщение. Хотя граница между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами является относительной, тем не менее следует четко отделять эмпирические факты от их обобщений и законов.

Эмпирические законы.

Они выражают определенную регулярность в функционировании или поведении эмпирических объектов. Эта регулярность может иметь необходимый и устойчивый характер, когда выделяется например причинная или функциональная связь между эмпирическими объектами. Одно называют причиной, другое — следствием.

Чаще всего эмпирические законы выражают регулярную и необходимую связь между свойствами или отношениями эмпирических объектов, например, между температурой тела и его размерами.

В простейших, стохастических, или вероятностно-статистических эмпирических законах регулярность имеет лишь случайный характер.

Эмпирические факты служат основой для открытия эмпирических законов, а с помощью законов можно объяснить факты. В свою очередь с помощью системы эмпирических законов можно построить эмпирическую теорию, которую часто называют феноменологической.

19) Научное знание: структура и методы теоретического знания.

Абстрагирование и идеализация — начало теоретического познания.

Абстракции возникают на аналитической стадии исследования, когда начинают рассматривать отдельные стороны, свойства и элементы единого процесса.. В результате образуются отдельные понятия и категории, которые служат для формулирования суждений, гипотез и законов.

Абстракция (выделение, отвлечение и отделение) помогает отвлечься от некоторых несущественных и второстепенных в определенном отношении свойств и особенностей изучаемых явлений и выделить свойства существенные и определяющие.

Виды абстракции:

1) Абстракция отождествления — у явлений одного класса выделяется общее свойство, от всех других свойств отвлекаются.

2) Изолирующая абстракция — отвлечение некоторых свойств предметов и рассмотрение их как индивидуальных самостоятельных объектов. Свойство рассматривается как объект.

3) Абстракция потенциальной осуществимости — отвлекаются от реальной возможности построения тех ил иных математических объектов и допускают осуществимость построения следующего объекта при наличии достаточного времени, пространства, материалов.

4) Идеализация — представляет собой предельный переход от реально существующих свойств явлений к свойствам идеальным (идеальный газ).

Факты. Любое научное исследование опирается на факты, но они настолько многочисленны, что без их анализа, классификации и обобщения невозможно не только предвидеть тенденции развития явлений и процессов реальной жизни, но и просто разобраться в них. Позволяют формировать эмпирическую модель.

Гипотеза — определенное предположение (догадка), формулируемая исследователем на основе эмпирической модели с использованием интеллектуального потенциала самого исследователя.

Создаются для пробного решения возникающих в науке проблем и имеют вероятный характер.

Требования, предъявляемые к гипотезам:

1) Релевантность (уместность, отношение к делу) гипотезы — характеризует отношение гипотезы к фактам, на которых она основывается. Если они подтверждают или опровергают гипотезу — она считается релевантной к ним.

2) Проверяемость гипотезы — возможность сопоставления ее следствий с результатами наблюдений и экспериментов. Должна быть принципиальная возможность такой проверки. Но существуют непроверяемые гипотезы: или крайняя форма абстракции или отсутствие существующих в науке средств наблюдения.

3) Совместимость гипотез с уже существующим научным знанием. — принцип вытекает из общеметодологического принципа преемственности в развитии научного познания.

4) Объяснительная и предсказательная сила гипотез. Из двух гипотез большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится большее количество следствий, подтверждаемых фактами.

5) Доминирующим является критерий простоты гипотез. Из двух одинаковых гипотез преобладает та, которая отличается своей наибольшей простотой.

Научные законы — регулярные, повторяющиеся связи или отношения между явлениями или процессами реального мира.

2 вида научных законов:

1)Универсальные и частные законы.

Универсальными принято называть законы, которые отображают всеобщий, необходимый, строго повторяющийся и устойчивый характер регулярной связи между явлениями и процессами объективного мира. «Все тела при нагревании расширяются».

Частные, или экзистенциальные, законы представляют собой либо законы, выведенные из универсальных законов, либо законы, отображающие регулярности случайных массовых событий. Например, все металлы расширяются. Также отличаются от универсальных тем, что перед импликацией стоит экзистенциальный квантор или квантор существования.

2) Детерминистические или стохастические законы.

Различаются по точности предсказания.

Предсказания основанные на детерминистических законах имеют достоверный, точный характер.

В отличие от них, стохастические или статистические законы отображают определенную регулярность, которая возникает в результате взаимодействия случайных массовых или повторяющихся событий. Пример — игральная кость, 1/6.

3) Эмпирические и теоретические законы.

Причина-следствие, их функциональные взаимоотношения. Реализуется при открытие теоретических законов о ненаблюдаемых телах. Тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Научные теории.

По своей структуре научная теория представляет собой систему первоначальных, исходных понятий и основных законов, их которых с помощью определения могут быть образованы все другие ее понятия, а из основных законов логически выведены остальные законы.

В точных науках в структуре теории выделяют обычно исходные, или первичные, понятия, которые считаются неопределяемыми. Все другие понятия вводятся с помощью операции логического определения. Костяком теории служат ее основные законы и фундаментальные принципы. Из них по правилам дедуктивной логики выводят вторичные законы.

Классификация теорий:

1) По адекватности отображения исследуемой области явления различают феноменологические и нефеноменологические (аналитические) теории.

Феноменологические теории — описывают действительность на уровне явлений, феноменов, не раскрывая их сущности.

Аналитические теории — раскрывают сущность явлений.

2) По степени точности предсказаний: детерминистические и стохастические.

Детерминистические дают точные и достоверные предсказания.

Стохастические дают вероятные предсказания, основанные на изучении законов случая.

3) По подходу к явлениям: позитивные и нормативные теории.

Позитивными называются теории, которые относятся к фактическому стоянию дел в мире. Могут быть истинными и ложными, но в них отсутствует личностная оценка..

Нормативные теории всегда предполагают определенную оценку, которая основывается на ценностных ориентациях исследователя.

20) Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

Научная деятельность, как и любая другая, руководствуется, во-первых, вполне определенными целями, которые возникают периодически в результате выдвижения конкретных научных проблем. Во-вторых, она ориентируется на общие ценностные установки познания, важнейшей из которых является достижение объективно научного знания о действительности. В-третьих, наука стремится выйти за рамки непосредственной практики, и она создает модели и теории, которые могут найти практическое применение лишь в будущем. Эти цели и ориентиры находят свое реальное выражение в идеалах и нормах научного исследования. Но на протяжении истории науки они не остаются неизменными, а испытывают существенные изменения, особенно в связи с революциями в науке, радикально меняющими, как идеалы научности, так и нормы научного исследования.

1) Аксиоматический идеал научности - Древняя Греция.

2) Галилей — идеалом стал экспериментальный метод

3) 17-18 века: идеалом стала непогрешимая вера в истинность научных законов

4) к. 19-нач. 20 вв.: неклассический идеал научности, относительность н. истин

5) Современность: постнеклассический идеал научности на основании принципов взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации материальных систем и структур.

В идеалах науки выражаются ценностные ориентации научного познания, которые в свою очередь реализуются через соответствующие нормы, критерии и требования научного исследования и обоснования его результатов.

Идеалы и нормы непосредственно связаны с основными функциями науки:

- систематизация и организация научного знания

- описание и объяснению существующих фактов

- предсказание новых фактов

- обоснование и доказательство полученного знания.

Идеалы и нормы научного объяснения должны способствовать расширению области применения научного закона или теории. Для этого наука стремится перейти от менее общих законов и теорий, к более общим, раскрывающим более глубокие и существенные связи и отношения исследуемых явлений.

Другими важнейшими идеалами научного объяснения служат адекватность и эффективность полученных результатов. Адекватность объяснения достигается с помощью логических, эмпирических и методологических норм исследования. Логические формы требуют, чтобы объясняемый факт был логическим следствием объясняющего его закона или обобщения и тех начальных условий, которые относятся к объясняемому факту.

- Принцип простоты, благодаря которому удается выделить более общие и глубокие предпосылки существующего знания.

- Принцип точности, который облегчает проверку гипотез и теорий, ориентируя исследователей на выражение своих результатов в количественной, математической форме.

- Принцип выявления минимального числа допущений при построении теории, не умножай сущностей

- принцип преемственности в развитии и организации научного знания и объединения его в единую, целостную систему.

С идеалом объяснения тесно связан процесс предсказания новых явлений и событий, который тоже опирается на существование объективных закономерностей.

Принцип достаточного обоснования Лейбница и принцип отсутствия противоречий — тоже основополагающие принципы.

Все перечисленные идеалы и нормы науки находят свое выражение в структуре метода, который доминирует в тот или иной исторический период развития науки. Наибольшее воздействие на формирования метода оказывают нормы исследования, которые направляют и контролируют его ход.

Кроме того, существуют также идеалы и нормы, которые имеют специфический характер и используются либо в отдельных, либо в сходных, взаимосвязанных науках. Нормы и требования экспериментальных наук должны отличаться от норм и требований абстрактных наук.

Что касается исторического характера идеалов и норм, то их уровень в каждый определенный период развития науки изменялся соответственно интеллектуальному климату, существующему в данном обществе, обусловленному потребностями его культуры и социально-экономической жизни.

На первом уровне, когда наука формировалась как самостоятельная область познавательной деятельности, ее идеалы и нормы были ориентированы на выделение среди других способов познания: мифологического, обыденного, стихийно-эмпирического, религиозного. Уже в античной науке строго отделяли доказательное знание, от мнения. Поэтому подлинной наукой греки считали математику. Однако при изучении природы ограничивались простым наблюдением и описанием. С возникновением опытного естествознания в 17 веке формируются идеалы и нормы исследования природы, важнейшим требованием стала проверка гипотез с помощью специально поставленных экспериментов. Вплоть до конца 19 века основные идеалы классической науки не претерпели изменений. В конце 19- нач.20 веков произошла революция в естествознании, классические истины стали иметь относительный характер и возник неклассический идеал науки. В наше время существует постнеклассический идеал науки, опирающийся на принципы взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации разнообразных материальных систем и структур.

21. Научная картина мира, ее исторические формы и функции.

Научная картина мира рассматривается в философии науки как важнейшая часть оснований науки, как ее онтологическая составляющая. Она исследует связь научных теорий и других концептуальных структур с реальным бытием, их соответствием этому бытию.

Реальный мир и мир науки. Термин «мир» употребляется в науке с одной стороны как в широком, мировоззренческом смысле, как мир в целом, а с другой — в узком смысле, как определенная часть или область этого мира. Под миром всегда понимается определенная часть объективно существующего мира.

Реальный, объективный мир, как в целом, так и его части, следует ясно отличать от его идеального образа или картины мира.

Мировоззрение и его основные компоненты.

Под мировоззрением понимают общий целостный взгляд на мир, в котором отображаются воззрения людей на сущность мира, его происхождение и устройство и отношение людей к миру и его оценку.

3 основных компонента мировоззрения:

1) Аксиологическая, ценностная составляющая — Люди оценивают мир и свое общество, высказывают мысли о реформировании и преобразовании.

2) Познавательная (эпистемологическая) компонента направлена на достижение объективно истинного научного знания о мире посредством обоснованных приемов и методов, не только эмпирического, но и рационально теоретического знания.

3) Онтологическая компонента раскрывает, что отображается в различных формах знания в реальном мире.

Исторические формы научной картины мира.

1) Мифологическая и натурфилософская картина мира

2) Стихийно-эмпирическая картина мира — наблюдения + здравый смысл

3) 17 век — естественнонаучная картина мира

4) механистическая картина мира

5) Электромагнитная картина мира

Со временем неизбежно происходит смена научных картин мира, но при этом продолжает действовать принцип преемственности, общий для развития всего научного знания.

Функции научной картины мира:

1) Картина мира как онтология научного знания. Одна из важнейших функций картины мир в науке состоит в том, что она устанавливает связь между научным знанием и тем реальным бытием, которое служит предметом его исследования. Эта функция состоит в том, что научная картина мира формирует представления об объектах, фундаментальных понятиях и принципах, на которые опираются различные понятия и теории науки. Фундаментальные принципы картины мира соответствующей науки выступают как онтологические постулаты, с которыми согласуются ее отдельные теории.

2) Картина мира как систематизация научного знания. Картина мира помогает понять роль и место отдельных теоретических понятий и закономерностей в общей системе научного знания. Зачастую носит эвристический и прогностический характер.

3) научная картина мира как исследовательская программа. Процесс обобщения и систематизации знания, который происходит при формировании научных картин мира, предполагает исследование самых различных форм такой систематизации. Особенного внимания заслуживает обсуждение таких форм развития научного знания, как анализ исторических традиций и особенно выдвижение исследовательских программ. Развитие науки можно рассматривать как реализацию некой исследовательской программы.

22) Основные методы и направления научного исследования;

вопросы их классификации.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

Прежде всего, следует выделить методы духовной, идеальной (научной) и методы практической деятельности.

Что касается методов науки, то оснований для их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. Также методы различаются и по другим основаниям.

В современной науке существует многоуровневая концепция методологического знания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: