Философия средневековой Европы

Пифагор, первый назвавший себя философом, основу мира видел в числе («Все есть число»), считая, что все имеет количественную определенность и все можно объяснить как число или пропорцию чисел.

Структура мировоззрения очень сложна и включает ряд блоков (в соответствии с направленностью мировоззренческого отношения к той или иной области действительности) и уровней (в соответствии с преимущественной формой мировоззренческого отношения).

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции

Демографический фактор (рождаемость, смертность, плот­ность и миграция населения) оказывает существенное давление на социоприродную среду в глобальных масштабах.

Темпы роста населения Земли с развитием цивилизации уве­личиваются, и к началу XXI в. на Земле будет жить 6 миллиар­дов человек. Однако «демографический взрыв» имеет место прежде всего в развивающихся странах, где численность насе­ления увеличивается гораздо быстрее, чем производство средств его существования. Подсчитано, что увеличение населения на 1% требует увеличения затрат из национального дохода на 4%.

Многие демографы видят единственный выход из этого кри­зисного состояния в сокращении рождаемости, в известной мере реанимируя тем самым теорию английского экономиста XVIII в. Мальтуса, согласно которой нищета народа объясняется его «необузданным размножением». Отсюда — запрещение ранних браков, «слишком большого» роста семьи, апология войны, эпи­демий, голода как «разрушительных препятствий» чрезмерно­му возрастанию населения.

Опыт Индии и Китая показал, что сокращение рождаемости путем административных запретов, «планирования семьи» и пропаганды «системы одного ребенка» — паллиатив. В лучшем случае эти меры могут ослабить остроту противоречия между ростом населения и ростом благосостояния. Кардинальное реше­ние демографических проблем стран «третьего мира» возмож­но лишь на основе социально-экономических преобразований при активной помощи всего мирового сообщества. Проблема регулирования народонаселения является актуальной и для России и многих развитых стран Запада. Однако, она связана не с сокращением рождаемости, а с необходимостью ее роста, что требует комплексного подхода к демографическим процес­сам на основе учета характера сложившихся в каждой стране строя и общества.

Панацеи от беды, которыми человечеству грозят глобальные проблемы, нет. Все они должны решаться как путем совершен­ствования человека (ноосферный человек), так и общества в це­лом (создание антропогенной цивилизации).

Агностицизм — философское направление, в соответствии с которым истина о мире недостижима для человека.

Альтруизм — понятие, противоположное эгоизму, когда человек делает что-то не для себя, а для других.

Антиномия – соединение в ходе рассуждения двух прямо противоположных утверждений, каждое из которых может быть в одинаковой мере логически доказано.

Антропоцентризм – обращенность на человека.

Апория – трудноразрешимое или безвыходное положение.

Апперцепция — самосознание; изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство опыта.

Априори — существующее до опыта.

Атеизм – система научно обоснованных взглядов, отвергающих веру в сверхъестественное.

Атман — индивидуальная душа.

Атрибут – необходимое свойство предмета, без которого он перестает быть самим собой.

Бессознательное – действия человека, которые он совершает, не отдавая себе в этом отчета, автоматически.

Благо – все то, что представляет для человека ценность.

Буддизм – отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной жизни.

Бытие- это все то, что существует.

Ведизм – поклонение древнему знанию (ведам).

Вера – отношение к событиям, теориям и.т.д., когда они принимаются за достоверные и истинные без доказательства.

Возрождение – философское направление Западной Европы 14-16 веков.

Волюнтаризм – направление философии, сторонники которого видят сущность действительности человека в ничем не обусловленной воле.

Воля – явление психики, сознания, выступающее как субъективное условие для осуществления той или иной цели.

Вульгарный материализм – философское направление, возникшее в середине 19 века, упрощавшее материализм.

Гедонизм — учение, в соответствии с которым в основе человеческой деятельности лежит стремление к удовольствию.

Гипотеза – еще не доказанное теоретическое построение, предположение.

Герменевтика- метод прочтения и истолкования смысла текстов.

Гносеология — раздел философии, изучающий сущность, способы, формы и цели человеческого познания мира.

Гуманизм – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность.

Даосизм – все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимозависимо

Движение – это всякое изменение вообще.

Дедукция – один из основных способов рассуждения (умозаключения), как движение знания от общего к частному.

Деизм – философское направление, согласно которому Бог не вмешивается в течение природных и общественных процессов, в повседневную жизнь человека.

Догматизм – вещи и явления рассматриваются через призму раз и навсегда принятых убеждений (догм), недоказуемых и данных свыше.

Диалектика – вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторонне, в развитии, с учетом изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Дискурсивный – процесс познания, заключающийся в рассуждении, когда мышление движется от одного понятия к другому, соединяет одно суждение с другим.

Дзэн — направление в буддизме, характеризующееся стремлением к передаче истины несловесным путем.

Долг – моральная необходимость выполнения каких-либо обязанностей.

Дуализм – философское учение, согласно которому материальное и психологическое, телесное и духовное составляют два независимых друг от друга начала.

Дхарма — высший моральный закон, а также добродетель, учение, истина, религия, обычай, право.

Идеализм – материя производна от идеи, ее силы.

Идеология – система общественных взглядов и идей.

Идея – высшая форма познания внешнего мира.

Имманентный — внутренне присущий какому-либо предмету, явлению.

Индукция – один из основных способов рассуждения предполагаемый движение знания от единичных утверждений к общим положениям.

Интерсубъективный — общечеловеческий, свойственный всем людям, как представителям вида Homo sapiens.

Интуитивизм – философское направление, сторонники которого считают, что не мышление, а интуиция дает человеку возможность постигнуть истинную природу вещей.

Иррационализм – философское направление, сторонники которого, настаивают на ограниченности познавательных возможностей мышления и видят высшее познание в интуиции.

Историзм – принцип диалектики, требующий изучать предметы и явления действительности в конкретно-исторических условиях их становления и развития.

История философии – изучение развития философии с точки зрения исторического процесса.

Йога — ограничения, накладываемых человеком на себя с целью достижения освобождения от цепи перевоплощений. Имеет также значение «соединение», «связывание».

Карма — судьба, порождаемая действиями индивидов в предыдущих существованиях.

Категории — способы мыслить мир в его всеобщем развитии. Коллективизм – отношения между людьми, основанные на единстве их коренных интересов, преданность людей общему делу.

Конфуцианство – философия поведения в обществе – сдержанность, послушание старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть.

Космоцентризм – обращенность на природу.

Культура – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.

Легизм – человек управляет жизнью с помощью устанавливаемых им законов, которым необходимо подчиняться.

Логика — раздел философии, посвященный изучению правил мышления

Майя — мир, окружающая природа в противоположность Единому.

Материализм — философское направление, признающее матери первичной, а сознание, идеи — вторичными, результатом развития материи.

Материя — одна из основных философских категорий, означающая реальность, которую человек может воспроизводить своими органам: чувств (в отличие от идеи).

Медитация — прекращение психической деятельности и очищен сознания от всех его форм для обеспечения контакта с Единым.

Метафизика- противоположность диалектики – вещи и явления рассматриваются однозначно, с точки зрения поиска абсолютной истины.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Мистицизм — преобладающее использование мистики как отрасли культуры, основанной на непосредственном единстве духовного и мате­риального.

Мифология – самая древняя форма общественного сознания, возникшая как ответ на вопросы о происхождении мира, его устройстве, месте человека в нем, природных явлениях.

Монизм — учение, признающее одно главенствующее действующее начало или один основной взгляд (от «моно» — один).

Мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение, чувства, суждения, относящиеся к области отношений людей друг с другом и с обществом.

Натурфилософия — направление в философии, изучающее общие принципы развития природы.

Нирвана — состояние слияния с Единым, в котором прекращаются все желания и заблуждения.

Онтология - у чение о бытии.

Отражение – общее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел или систем через внутренние изменения воспроизводить в иной форме особенности других взаимодействующих с ними тел или систем.

Отчуждение – превращение продуктов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто независимое от человека, чуждое ему и господствующее над ним.

Пантеизм – философское учение, утверждающее, что бог и природа тождественны, полностью совпадают друг с другом, составляют единое неразрывное целое.

Парадигма — совокупность основных действий, относящихся к дан­ному разделу знаний.

Перцепция – чувственное восприятие внешних предметов.

Плюрализм – понятие, означающее, что основу действительности составляет множество автономных, деятельных духовных субстанций.

Позитивизм – стремление поставить философию на почву твердого научного знания (О.Конт).

Познание – обшественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной реальности в сознании человека.

Понятие — логическая форма, представляющая собой абстрактное, сущностное, обобщенное представление о предметах.

Прагматизм – философское направление, считающее практическую полезность решающим критерием истинности.

Рационализация — тенденция развития рационального мышления, характеризующегося логичностью (в форме следования законам формаль­ной логики), понятийностью (мышление с помощью понятий), дискурсивностью (способностью разложить какое-либо суждение на части).

Релятивизм — учение об относительности человеческого познания и ценностей.

Рефлексия — философское размышление о наиболее важных вопро­сах жизни.

Ригведа — букв. «Веда гимнов». «Риг» — хвалебный стих, гимн.

Рита — закон Вселенной, которому подчиняются и боги, и люди.

Самосознание – осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и с природой, нести ответственность за принятые решения и действия.

Сансара — круговорот бытия, в который втянуто все живущее; коле­со перевоплощений.

Сенсуализм – направление в теории познания, рассматривающее ощущения в качестве единственного источника наших знаний.

Система философская — такая концепция, которая включает в себя важнейшее из предшествующего философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.

Скептицизм – теория, высказывающая сомнение в возможности познания истины.

Созерцательность – отрыв познания, теоретической деятельности от практического преобразования природы и общества.

Сознание – специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности.

Солипсизм — признание единственной реальностью индивидуально­го сознания собственного Я.

Софистика – выведение с помощью логических трюков ложных посылок, которые обосновываются как истинные.

Спонтанность – самопроизвольность действий, самодеятельность, самоопределение.

Субстанция – первооснова всего существующего, которая обуславливает возникновение и исчезновение конкретных вещей и явлений, а сама ни от чего не зависит, являясь причиной самой себя.

Суждение – всякое высказывание, мнение.

Сциентизм — учение, рассматривающее науку в качестве главного фактора исторического прогресса и средства решения социальных про­блем.

Теология — букв, «учение о Боге»; систематизированное изложение религиозного учения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

Теоцентризм – обращенность на Бога.

Телеология — учение, в соответствии с которым все происходящее имеет свою цель.

Трансцендентальный — изначально присущий рассудку, не приобре­тенный из опыта, но обусловливающий опыт, предшествующий ему.

Трансцендентный — недоступный познанию, находящийся за преде­лами опыта.

Утилитаризм — учение, в соответствии с которым главным критери­ем нравственности поведения служит его полезность для общества.

Феноменология – философскоеучение о феноменах, явлениях.

Философия – теоретическая форма самосознания, тип мировоззрения, основанный на знании, имеющем логичную систему и опирающийся на четкие понятия и категории.

Человек – биосоциальное существо, наделенное разумом, способное к деятельности, в принципе универсальное и свободное.

Ценности – предметы и явления, способные удовлетворять какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям.

Эклектика – произвольное сложение разрозненных фактов.

Экстраполяция — перенос знания с одного объекта на другой.

Эмерджентность — проявление новых свойств у вещей, которых нет у элементов, из которых эти вещи состоят.

Эмпиризм – в основе познания лежит опыт.

Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и че­ловека.

Основные мировоззренческие блоки:

- натурологический (формирует и выражает отношение к природе);

- социологический (формирует и выражает отношение к обществу и его истории);

- гуманитарный (формирует и выражает отношение человека к себе – самопознание и самооценка);

- философский (интегрирует ранее названные блоки в целостность, делая мировоззрение системным).

Основные мировоззренческие уровни:

- э моционально рассудочный (миропредставление) формируется на основе прежде всего индивиуального жизненного опыта и так называемых «расхожих мнений», выражается в форме обыденного знания и эмоционально-образных представлений и оценок;

- понятийно-теоретический (миропонимание) формируется путем овладения общественно-историческим опытом и научными знаниями в процессе прежде всего образования и самообразования, выражается в форме теоретически выстроенных мировоззренческих концепций и идеалов;

- духовно-практический (убежденность) формируется на базе предыдущих посредством выявления в них представлений и знаний, имеющих высокую личностную значимость в плане самоопределения человека и выработки им жизненной стратегии и тактик их реализаций, выражается в форме принципов и норм, определяющих его цели, поведение и деятельность.

Основные факторы формирования мировоззрения:

- внешние факторы: а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический тип общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);

- внутренние факторы: а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.

Указанные факторы обусловливают формирование определенных социальных и исторических типов мировоззрения, которые можно определить как проявление и выражение в индивидуальных мировоззрениях людей общих (типических) мировоззренческих характеристик. К социальным типам мировоззрения относятся социально-классовые, социокультурные, профессиональные и др. К историческим типам мировоззрения принято относить системы типических характеристи мировоззрения, присущих широким массам людей вне зависимости от их социальной принадлежности. Это прежде всего мифологический, религиозный и философский типы.

Мифологический (гр. «миф» - сказание, предание) самый древний тип мировоззренческой ориентации людей. Он имел всеобщее распространение в условиях первобытного общества при почти полном отсутствии даже элементов научного знания, абсолютном господстве традиций в жизни родовой общтны и, в связи с этим, полной зависимости человека от природы и других членов родового коллектива.Основная функция мифа – сохранение и поддержание родового традиционного уклада, обеспечивающего выживание в этих суровых условиях В мифе еще нерасчленимы (синкретированы) фантастическое и реалистическое восприятие действительности. Характерными чертами его являются: а) очеловечивание природы; б) наличие множества богов (политеизм), живущих как бы среди людей, взаимодействующих с ними и «отвечающих» за те или иные природные стихии, а в дальнейшем и сферы человеческой деятельности; в) практическая направленность на решение конкретных жизненных задач; г) образная наглядность мифологических сюжетов; д) почти полное отсутствие абстрактно-логических размышлений.

Разложение мифологического мировоззрения в связи развитием производственной деятельности, появлением и ростом элементов научного знания и социально-классовым расслоением в обществе привело к постепенному выделению из него религиозного и философского типов мировоззрения.

Религиозный тип мировоззрения возникает и развивается на базе обособления содержащихся в мифе эмоцмонально окрашеных первобытных верований. Основу его составляет рационально (логически) не объяснимая вера людей в наличие сверхествественных сил, чаще всего - в единого и всемогущего творца (Бога), определяющего судьбы мира и человека в нем. Характерными чертами религиозного мировоззрения являются также: а) раздвоением мира на посюсторонний, в котором существует человек при жизни, и потусторонний, в котором пребывает его душа до рождения тела и после его смерти; б) признанием Божьего суда, определяющего местопребывание души (рай или ад) на основе греховности либо безгреховности земной жизни человека; в) признание определенной обрядности, обеспечивающей опосредствованный контакт с Богом (культ). Основными мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам, наиболее распространенными национальными религиями – синтоизм, индуизм и иудаизм. Важнейшими функциями религии как мировоззрения выступают: а) компенсаторско-утешительская, (поддержание надежды людей на Божью защиту и помощь в несчастье, а также на воплощение неосуществимых при жизни желаний и идеалов); б) объединительная (консолидация людей вокруг определенных идей); в) нравственно-воспитательная (культивирование в обществе нравственных идеалов и принципов поведения); г) культурологическая (формирование и распространение определенной культуры).

Философский тип мировоззрения характеризуется тем, что оно: а) рационально (основано на знании и опирается на логическое мышление); б) рефлексивно (имеет место обращенность мысли внутрь самого себя); в) системно (имеет внутренне единство своей структуры); г) опирается на четкий понятийный аппарат. Возникновение философского мировоззрения исторически совпадает с формированием философско-теоретической мысли, а потому их функции в обществе во-многом совпадают и о них пойдет речь в следующем разделе.

2. Основная специфика философии как теоретической формы мировоззрениязаключается в ее двойственности: с одной стороны она имеет много общего с научным знанием – предмет, методологию, четкий логико-понятийный (категориальный) аппарат; с другой, различается со строго научным знанием тем, что, если всякая наука более или менее специализирована по своему предмету, то философия имеет своим предметом мир как целостность и определяет место и возможности человека в нем. С этой целью философия обобщает (но не поглощает) науки, прежде всего их методы и результаты познавательной деятельности, а также другие способы и формы духовной и практической деятельности общества – этической, эстетической и др.

Результатом этого выступают другие особенностями философского знания состоящие в том, что оно:

- содержит базовые мировоззренческие и методологические идеи и понятия (категории), которые лежат в основаниях научного знания;

- включает в себя не только объективное знание, но также нравственные и эстетические ценности;

- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познавательного процесса;

- рефлексивно, т.е. обращено не только на внешний предметный мир, но и на внутренний мир человека (размышление о собственных переживаниях и мыслях);

- во-многом субъективно, поскольку всегда несет в себе отпечаток личности и мировоззрения философа;

- несет в себе черты национальной культуры (греческая философия, немецкая философия, русская философия).

Отмеченные особенности делают философию способной отразить историческую эпоху в наиболее концентрированной сущностной форме, что дало возможность Г.Гегелю охарактеризовать ее как «эпоху, схваченную в мыслях».

Предмет философии исторически развивался и продолжает развиваться, конкретизируясь и уточняясь в связи с развитием научного знания и общественной практики человечества: вначале (становление) философия включала в себя, по сути, все зарождающееся научное знание, хотя и не сводилось к его сумме, а решала прежде всего мировоззренческие вопросы; затем обслуживала господствующую во всех сферах общественной жизни церковь, выступая в форме «служанки богословия» (что особенно характерно для средневековой Европы); на следующем этапе (в условиях обособления от нее точных наук) концентрировала основное внимание на проблемах природы знания и всеобщих методах его получения; наконец, обратилась к человеческой субъективности, к внутреннему миру человека. Результатом такого развития стало выделение в целостной системе философского знания относительно самостоятельных разделов, основными из которых являются:

онтология (от гр. «онтос» - бытие, сущее; «логос» - учение) – раздел философского знания, рассматривающий проблемы бытия как такового: его природы и сущности, взаимосвязей в нем материального и духовного и др.

гносеология (гр. «гносис» - знание; «логос» - учение) теория познания, раздел философии, в котором исследуются природа, сущность, предпосылки и возможности познавательной деятельности человека, выявляются условия и критерии истинности знания.

общенаучная и философская методология – область философского знания, разрабатывающая и изучающая универсальные принципы и общенаучные методы научных исследований и их взаимосвязи.

философская антропология и аксиология (гр. «антропос» - человек; «аксиос» - ценный и «логос» - учение) – философское учение о человеке, его природе и сущности, месте в природной и социальной действительности, а также смыслах и ценностных ориентациях его жизни и деятельности.

социальная философия и философия истории раздел философии, имеющий предметом своего изучения общество как целостный организм и закономерности (или отсутствие таковых) в его истории.

Основные функции философии во-многом определяются теми направлениями философского знания, которые реализуются в отмеченных выше ее разделах. В связи с этим принято выделять:

- онтологическую функцию, реализация которой позволяет построить общую картину бытия, выработать представление о мире как целостном единстве;

- гносеологическую функцию, сущность которой состоит в уяснении форм и средств нашей познавательной деятельности;

- методологическую функцию, заключающуюся в разработке основных принципов и общенаучных методов познания и преобразования окружающей человека действительности.

- аксиологическую функцию, выражающуюся в оценке объективного мира и человеческой деятельности с точки зрения их значимости для человека и общества;

- социологическую функцию, состоящая в объяснении общества как целостной системы, его истории и современного состояния.

Системная реализация этих и ряда других функций (познавательной, воспитательной, прогностической и т.д.) позволяет философии выполнять главное свое предназначение в обществеформирование у людей целостного теоретически обоснованного мировоззрения.

3. Решая большое число проблем и вопросов, философия в то же время имеет и особого рода вопрос, решение которого (хочет этого философ или нет) предопределяет решение всех других. Значение этого вопроса для философии впервые было осознано лишь Г.Гегелем. Несколько позже Ф.Энгельс назвал его великим, основным вопросом философии, определив как вопрос об отношении сознания к материи (т.е. мира духовного к миру материальному). Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую,определяющую их первичность либо вторичность относительно друг друга, и гносеологическую, определяющую принципиальную возможность получения объективно-истинного знания (т.е. знания вещей и процессов такими, как они существуют независимо от сознания субъекта – человека. Решение первой стороны основного вопроса философии делит всех философов на два основных философских лагеря (направления) – материализм и идеализм.

Материализм – философское направление (совокупность философских учений), в основе которых лежит признание первичности, т.е. определяющей роли материи по отношению к сознанию, материального мира по отношению к миру духовному.

Идеализм общее название философских учений, утверждающих и обосновывающих первичность, т.е. определяющий характер идеального (духовного) в мире по отношению к материальному.

Оба философских направления, возникнув еще в ранней философии, в процессе философского развития не могли не менять своих форм. Так, основными историческими формами материализма выступали: «наивный» материализм античности, связанный с недостатком научных знаний и характеризующийся еще тяготением к образности, когда философские понятия еще только формировались; метафизический материализм Нового времени, приобретающий механистический характер в условиях 17-18 вв, когда происходит обособление от философии и становление точной науки, прежде всего механики и математики; диалектический материализм, формирующийся на новом качественном уровне развития науки и общественной практики. Основными формами идеалистической философии, сложившимися в ходе ее исторического развития являются: идеализм объективный, полагающий в качестве исходного первоначала и первопричины мира нечто объективно-духовное (например, «мир идей» Платона, «абсолютную Идею» Г.Гегеля, «мировую Волю» А.Шопенгауэра и т.п.), и идеализм субъективный, отрицающий существование материальных вещей и процессов вне их восприятия и осмысления познающим субъектом – человеком или человечеством (представители: Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.).

Предпринимались и попытки построить «третью линию» в философии, приняв и материю и дух в качестве равноправных и взаимонезависимых основ мира и отказавшись тем самым от выяснения их иерархии (например, Р.Декарт) Такая позиция получила название дуалистической (гр. «дуалис» - двойственный). Однако, как показывает история философии, такая позиция не может быть проведена до конца последовательно.

Решение гносеологической стороны основного вопроса философии в свою очередь привело к разделению фтлософов на представителей гносеологического оптимизма, которые признавали принципиальную возможность объективного познания действительности, и агностицизма, отрицающих такую возможность.

Развитие философии требовало также разработки соответствующего метода решения ее проблем. Поскольку же такое развитие происходило в тесной связи с развитием общественной практики и научного знания, то он в результате их философского анализа и обобщения одновременно становился и их всеобщим методом. В истории философии сложились два противоположных философских методадиалектика и метафизика. В основе их расхождения лежит различное понимание развития мира.

Диалектика – философский метод, при котором вещи и явления рассматриваются как взаимосвязанные, постоянно изменяющиеся (в том числе и качественно) и саморазвивающиеся в результате прежде всего их внутренней противоречивости.

Метафизика – философский метод, при котором объекты рассматриваются обособленно (как существующие сами по себе и не взаимоопределяющие друг друга), однозначно (отрицается их внутренняя противоречивость) и «статично» (признаются лишь количественные и отрицаются качественные изменения), тем самым игнорируется их саморазвитие.

Лекция 2. Античная философия

1. Исторические и культурные условия, характерные черты и этапы становления и развития античной фи­лософии.

2. Основные школы ранней античной классики. Зарождение диалектики (Герак­лит) и материализма (Демокрит).

3. Средняя классика: софисты и Сократ.

4. Высокая классика. Учение Платона и становление философского идеализма. Аристотель – вершина философской мысли античности.

5. Особенности и основные школы эллинистического этапа развития античной философской мысли.

1. Философия как первая теоретическая система знания зарождается вХ-VI в.в. до н.э. в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Предпосылками этого являются: а) появление письменности; б) разложение первобытнообщинного строя, создание первых государств (в основном монархическо-авторитарного типа – так называемых восточных деспотий); в) Появление первых теоретических знаний (астрономических, математических и др.).

Но наивысшего своего уровня древняя философия достигает в античной Греции, чему способствовали сложив­шиеся там к тому времени (V1-1V в.в. до н. э.) исторические условия: а) ярко выраженное классовое расслоение общества (классическое рабовладение); б) предопределявшее посредническую роль греков, благодаря соответст­вующему географическому положению, между Азией, Африкой (прежде всего - Египтом) и Европой; в) активное развитие в связи с этим торговли и путешествий; г) политические режимы, ориентированные на выборность власти (демократия, аристократия) и особенности полисной (гр. «полис» – город-государство) жизни; д) меньшая, по сравнению с Древним Востоком, роль традиций в укладе общественной жизни.

Характерными чертами развития философии в Греции были: а) появление философских школ (милетская, элейская, стоическая, афинская и др.); б) менее тесная, чем на Востоке связь с мифологией; в) выработка основных философских понятий (категорий) при сохранении в определенной степени наглядности и образности при их ха­рактеристиках; г) космоцентризм, т.е. ориентация в решении большинства проблем на уподобление рассматривае­мых сфер и явлений действительности единому, разумному и гармоничному Космосу; д) зарождение материали­стической и идеалистической фи­лософских традиций.

Основные проблемы античной философии: а) проблемы бытия и его структуры (онтология) и поиск первона­чал мира (ранняя натурфилософия, т.е. философия природы); б) нравственно - этические проблемы; в) проблемы природы и структуры знания, его возможностей; г) начало сознательной разработки методов мышления и познания,зарождение диалектики; д) устройство общественной жизни и построение моделей справедливого госу­дарства.

Можно выделить следующие этапы развития античной философии:

2. Ранняя классика (досократический период), продолжавшийся с VI до середины IV в.в. до н.э. Центральной в ней является проблема мироустройства, в частности, поиск первоначал мира и принципов его организации. В этот период формируются первые философские школы – милетская, эфесская, элейская (получившие свои имена по на­званию греческих государств-полисов, где жили и работали философы), пифагорейская (по имени своего основателя – Пифагора), атомистическая (название связано с характером решения проблем) и ряд других.

Представители милетской школы в качестве первоначал рассматривают наиболее значимые для человека природные стихии (Фалес – воду, Анаксимен – воздух). Анаксимандр же определяет такую первостихию, как апейрон (в переводе с греческого – беспредельное), не сводя его ни к одной из известных природных стихий. К ми­летцам примыкает по способу решения онтологических проблем эфесская школа, наиболее яркий представитель которой Гераклит рассматривает в качестве первостихии огонь, как олицетворение всеобщей изменчивости ве­щей: мир не создан никем из людей и никем из Богов; он есть мерами воспламеняющийся и мерами затухающий огонь, из которого все возникает и в котором исчезает; в нем все течет и изменяется, подобно реке, в которую нельзя войти дважды, т.к. на входящего текут все новые и новые воды. Он же обратил внимание на всеобщую про­тиворечивость вещей и явлений, усмотрев именно в этом в этом всеобщий источник их саморазвития: борьба есть отец всему и Бог всему. Учение Гераклита, таким образом, можно охарактеризовать как начало диалектического видения мира, хотя и выступающего еще в стихийной своей форме.

В учениях представителей элейской школы (Парменид, Зенон и др.) происходит постепенное освобождение от натурфилософских подходов к объяснению мира. Так, Парменид вводит в философский оборот понятие бытия как такового, определяя его как непротиворечивое, а потому неподвижное основание мира, что делает его неизменным и вечным Поскольку такое бытие недоступно нашей чувственности и дано нам только в мышлении, он отождеств­ляет подлинное бытие с высшей Мыслью. Чувственно же воспринимаемый мир изменчивых и преходящих вещей он считает неподлиным бытием, как и чувственное знание – неподлиным знанием (лишь мнением). При этом он отрицает наличие небытия, поскольку его невозможно выразить в мысли, не противореча самому себе. Его ученик Зенон в подтверждение правоты учителя разработал ряд доказательств неподвижности и непротиворечивости под­линного бытия вещей, так называемые апории («Ахилес и черепаха», «Стрела», «Стадий», «Дихотомия»).

Основоположниками атомистического учения были Левкипп и, особенно, Демокрит. Решая проблему соотнесения неизменной и вечной первоосно­вы мира сизменчивостью и преходящестью конкретных вещей, Де­мокрит вводит понятия атомов (бытия) и пустоты (небытия). Единое и неподвижное парменидовское бытие у атомистов как бы раскалывается на бесконечное множество далее неделимых частичек – атомов,которые и со­ставляют первооснову мира. Они движутся в пустоте, соединя­ясь, образуют тела, а разъединяясь, разрушают их. Многообразие же явлений мира обеспечивается различением атомов по размерам и конфигурациям и, соответст­венно, множе­ством форм их соединения. Атомы движутся прямолинейно, равномерно и в силу необходимости, т.е. жесткой причинности. Человек – тоже собрание атомов, а его душа состоит из особых (наиболее мелких и подвижных) атомов. Учение Демокрита во-многом положило начало материалистической линии в философии. Оно оказалась плодотворным источником естественнонаучных теорий вплоть до XIX века.

3. Средняя классика представлена прежде всего школой софистов и Сократом.

Софистика – течение в древнегреческой философии и полити­ческой мысли в V в. до н. э. Первоначально слово «софист» означало мастер, искусник, мудрец. Софистами называли себя первые гречес­кие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, пра­вильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровер­гать суждения противной стороны. Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер (ок. 480-420 гг до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, не­существующих, что они не существуют». Исключительное место человека выводится из абсолютизации прин­ципа субъективности восприятия мира и наших мыслей о нем а также принципа всеобщей изменчивости, сформулиро­ванного Гераклитом. Единственным источником знания Протагор считает ощущения. Вывод его гласит: если все меняется и переходит в свою противоположность, то о каждой вещи возможны и противоположные мнения. Ис­тина, следовательно, относительна, к тому же целиком и полностью зависит от человека, его субъективного вос­приятия предмета. Также относительны и моральные ценности, поскольку нет объективного критерия добра и зла. Релятивизм (от лат. «релятиве» - отношение) софистов поставил под сомнение теоретическое зна­ние вообще. Воз­никла проблема обоснования теоретического разума, с решением которой была связана философия Сократа.

Сократ (469-399) — афинский философ, положивший начало мо­ральной философии. В центре его внимания проблема человека и его сущности. Человек, по Сократу, прежде всего, существо моральное, нрав­ственное. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как обществен­ное и нравственное существо. Сократ, в отли­чие от софистов, выдвигает тезис: каждый человек может иметь свое мнение, но истина для всех одна, нормы мо­рали имеют объективное основание. Сократ утверждает, что знание есть понимание, оно осуществля­ется через по­нятия (понятие — результат обобщения, выделения об­щих признаков изучаемых явлений, отличающих эти явления от дру­гих). Понятием определяется сущность вещей. Путь к истинному знанию лежит через образование понятий. Главным методом образования по­нятий у Сократа выступает индукция — восхождение от частных, еди­ничных примеров к общим суждениям в ходе диалога с собеседника­ми. В своих беседах с учениками показал об­разцы диалектического мышления, как пути к всестороннему и объективно-истинному знанию через умение пра­вильно ставить вопросы в диалоге и, благодаря этому, преодолевать односторонности и разрешать противоречия в мысли.

4. Этап высокой классики связан прежде всего с учениями Платона и Аристотеля.

Платон – ученик Сократа, положил начало классическому объективному идеализму. Строя свою философскую систему, он различал видимый мир вещей и невидимый, потусторонний мир идей (образцов, сущностей, предшествующих вещам). Причем именно второй он считал единственно истинным, а первый рассматривал только как мир «теней», т.e. плоских, чрезвычайно искаженных копий своих идеальных прообразов. Из такого понима­ния отношения между мышлением и материальным миром Платон выводил и свою трактовку процесса познания. Ис­ходя из признания бессмер­тия души, он объявляет ее единственной носительницей знания. До своего вселения в тело душа постоянно живет в мире идей, созерцая их, а за­тем, уже находясь в теле, всматриваясь в мир вещей, она начинает вспоминать мир идей и вырабатывать понятия о них.

Средством познания выступает у Платона диалектика, которую он понимает не только как искусство диалога, а, прежде всего, как рас­крытие противоречивости высших понятий: бытия, движения, тождества и др. Важнейшая заслуга Платона состоит в осознании решающей роли знания общего для познания частного. Его учение об объективности противоречий сыграло огромную роль в развитии диалектики.

Платоном было разработано также учение об идеальном государстве, осно­ванном на четком разграничении общественных функций (по аналогии со структурой человеческой души), сословных различий. Душа каждого че­ловека состоит, по Платону, из разумной, аффективной (эмоционально-волевой) и вожделеющей (чувственной) частей, одна из которых выступает превалирующей над другими. В соответствии с этим люди оказываются более всего способны либо к мыслительной (философы), либо к волевой (стражи), либо к производственной (работники) деятельности и занимают соответствующее место в общественной (государственной) иерархии. Только тогда дос­тигается основная идея государства – справедливость. Таким образом, основная мысль Платона: не государство существует для людей, а люди для государства.

Ученик Платона Аристотель в своих трудах как бы подвел итог предшествующему философскому развитию. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром вещей и миром идей, полагал материю несотворимой и неучтожимой. В то же время он считал ее инертной, содержащей все многообразие предметов только в возможности. Чтобы эту возможность реализовать, необходи­мо существование и некоего активного идеального начала. Таким на­чалом, по Аристотелю, выступает форма. Именно она обладает актив­ностью и придает материи вид знакомых нам предметов. Весь мир таким образом, представляет собой ряд форм, расположенных в поряд­ке все большего совершенства. Завершает весь процесс формообразо­вания высшая форма («Форма всех форм»), ко­торую Аристотель называ­ет Демиургом (Творцом). Аристотелевское учение о «форме форм» было в дальнейшем канонизировано теоретиками зарождающегося монотеизма (единобожия) и положено в фундамент религиозной фи­лософии – теологии.

Исключительная заслуга принадлежит Аристотелю в разработке диа­лектики познания, учения о категориях, а также формальной логики, сохраняющей свое значение до нашего времени, ему принадлежит от­крытие основных принципов и законов логического доказательства.

В своей социальной философии Аристотель подвергает критике платоновское учение об идеальном государстве и разрабатывает свое, в основе которого лежит анализ реальных форм государственного устройства (правления). В соответствии с тем, кто осуществляет власть (личность, немногие, или же большинство), а также с целями этой власти, он выделяет три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия) и три «правильных» (монархия, ари­стократия, полития) формы правления. Лучшей он считает политию, представляющую собой власть «среднего класса» (умеренно обеспеченных людей), составляющего большинство и обеспечивающего стабильность государства и общества. Участие в государственных делах он считал обязанность каждого свободного человека, называя его «животным политическим». При этом он считал вполне естественным существование рабства, называя рабов «говорящими инструментами (орудиями)».

5. В послеаристотелевскую (эллинистическую) эпоху сформировался еще ряд школ – эпикурейская, скептическая, стоическая. Эпикурейцы (последователи Эпикура) продолжали во мно­гом демокритовскую традицию в понимании природы, но особое место уделяли философско-этическим проблемам, поскольку именно эти проблемы имели наибольшее практическое значение в жизни каждого чело­века. Скептики (основатель этой школы Пиррон) счи­тали пред­метный мир непознаваемым и потому не разрабатывали учения о приро­де и не строили никакой позитивной теории познания, а чаще всего выступали с критикой гносеологических принципов, разрабатываемых другими. Большое место отводили они, как и эпикурейцы» этическим вопросам. Стоики (по названию портика Стоя в Афинах, где была основана эта школа) вслед за Аристотелем исходили из того, что су­ществует один един­ственный мир, за пределами которого – бесконечная пустота. Этот мир – живой и одухотворенный Космос, в ко­тором Бог (Логос) определяет все события и судьбы, превращая причины в цели. Тем самым однозначная причинно-следственная обусловленность всех процессов превращается у них в телеологическую (от греч. «телео» – цель), т.е. целеполагащую установку. Такая точка зрения особенно возобладала в позднем, римском стоицизме, представителями которого были Сенека (4 г. до н.э. - 65 г. н.э.), римский император Марк Аврелий (121 - 180 г.г. н.э.) и др.

Когда эти философские школы начали сходить с философской арены, древнегреческий философ Плотин (205 - 270 г.г.) и его последователи модернизи­ровали учение Платона. Идеализм неоплатонизма проявляется прежде всего в его онтологии. Согласно ему, верховная мировая категория «Единое», которое понимается как бестелесное и безличное начало, от которого зависит весь мировой процесс. Единое, как первооснова мира, выступает здесь, по сути, синонимом цельности этого мира. Неоплатонизм был последним философским врагом зарождающегося хри­стианства и его философии, хотя сама она много заимствовало от него.

Начиная с III-IV веков новой эры, в Европе начинает осуществляться переход от рабовладения к новому общественно-экономическому строю – феодализму. Под напором внутренних кризисных явлений и внешних воз­действий (набеги варваров) рушится Римская империя. На ее обломках возникает множество мелких государств. Многобожие античного мира сменяется единобожием – пришедшим с Ближнего Востока христианством, которое из первоначально гонимой религии социальных низов постепенно становится государственной религией, приобретая монополию в духовной, а затем и других сферах общественной жизни. Это было обусловлено тем, что христианство более полно соответствовало экономическим, политическим и духовным реалиям жизни новых фео­дальных государств, а также необходимостью объединения в борьбе против варварства в условиях их политиче­ской раздробленности. Все это в свою очередь способствовало формированию христианской церкви – организации верующих, имеющей свою идеологическую основу и организационную структуру. Вместе с этим меняется вся система образования и воспитания, приобретая религиозный характер.

В этих исторических условиях философия теряет свою самостоятельность. Она становится служанкой теоло­гии (богословия). Церковь враждебно относилась к античной философии, особенно к материалистическим и диа­лектическим традициям в ней. Идеи античности если и допускались, то исключительно те, которые могли быть ис­пользованы для обоснования религиозных догм. Космоцентризм античного мировоззрения сменяется теоцентриз­мом, который реализуется через проведение принципов креационизма – творения Богом мира (лат. «креацио» - творить), провиденциализма – предопределенности всех событий и судеб Божественными замыслом и волей и др. Основными этапами развития средневековой философии были апологетика, патристика и схоластика.

Апологетика (I-III в.в.) получила свое название от апологий – писем к римским императорам и их наместни­кам в регионах, в которых с целью защиты христиан от преследований объяснялось отсутствие опасности для Рим­ской империи с их стороны. Постепенно апологеты (авторы этих писем) стали вырабатывать философскую аргументацию ряда принципов и положений христианской веры.

Однако системного философского учения апологеты выработать еще не смогли. В то же время потребность в нем возрастала, во-первых, для борьбы со всевозможными ересями и, во-вторых, для разработки общей трактовки христианской догматики, что было необходимым условием объединения христиан в единую церковь. Религиозные мыслители, внесшие наибольший вклад в создание такого учения, были провозглашены святыми отцами церкви – патристами (гр. «патрос» - отец), а период их деятельности (IV-IX в.в.) назван патристикой. Разработчиками ос­новных догм христиан­ской религии являлись Василий Великий, Августин Бла­женный, Тертуллиан, Ориген. Глав­ные проблемы патристики проблемы сущности бога и его тройст­венности, отношение веры и разума, отношение духа и тела в человеческой природе и др.

Самым известным из патристов был Аврелий Августин (Блаженный). Основные его произведения – «Испо­ведь» и «О граде Божьем». В первом из них он описывает свой трудный и противоречивый путь к христианской вере и дает ряд толкований ее центральных положений. Так, толкуя принцип креационизма, Блаженный полагает, что создав мир и сообщив ему движение в пространстве и времени, Бог продолжает совершенствовать его, привлекая к этому человека.

Во второй работе Августин трактует историю как движение человечества к определенной Богом конечной цели – граду Божьему, в котором в отличие от «града земного», в качестве примера которого он называет Рим, люди руководствуются не личными амбициями и своекорыстием, а любовью к Богу и служением ему, восхищаясь разнообразием и гармонией созданного им мира. Августин противопоставляет государство и церковь. Считая пер­вое «царством греха», а вторую – представителем царства Божьего на земле. В то же время, любая власть, даже са­мая плохая, согласно Августину, существует от Бога, осуществляя божественное провидение, и может быть заме­нена только Богом. Таким образом, Августиновское понимание истории является провиденциалистским. Он рас­сматривает свободу человека через возмож­ность спасения или гибели его души, решает проблему оправдания Бога за про­исхождение зла в мире и др.

К началу второго тысячелетия патристика исчерпала свои возможности и уступает место схоластике. Схола­стика (гр. «схолос» - школа) - это так называемая «школьная философия», которая разрабатывалась прежде всего преподавателями христианских церковных университетов (схоластами), и соответствующий метод, суть которого заключается в подборе аргументов для доказательства уже не только библейских догм, но и положений сформули­рованных схоластами, которые, как и первые, принимались за непререкаемую истину. Схоласты (Ансельм Контерберийский, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Пьер Абеляр и др.) продолжали развивать про­блемы, которые разрабатывали патристики. Это про­блемы доказательства бытия Бога, отношения разума и религии, религии и науки, спасения души и т.п. Схоластическая фи­лософия начинает постигать христианское учение на рациональной основе научной философии.

В средние века, несмотря на скованность идеологической жизни, философская борьба между различными школами не прекратилась. Это относится и к борьбе между материалистической и идеалистической традициями, хотя она и принимала чаще всего скрытые, завуалированные религиозной фразеологией формы. В частности, отго­лоском такой борьбы можно считать тео­ретический спор номиналистов и реалистов. Одним из основных предметов их теоретического спора была так называемая проблема универсалий, т.е. общих понятий, их действительной природы. Номиналисты (лат. «номина» - имя) утверждали, что общее (универсалии) не существует в действительности, а общие понятия являются лишь именами, которые человек дает для единичным конкретным вещам и явлениям. Тем самым они в определенной мере сохраняли традицию материализма. Реалисты же (лат. «реалис» -действительный), на­против, признавали единственной реальностью общие понятия, идеи, представляющие собой духовные сущности вещей, а сами вещи рассматривали лишь как материальные во­площения (временные и несовершенные) этих духовных сущностей. Реализм, таким образом, продолжал линию Платона.

Преодолеть этим крайности попытался Пьер Абеляр (1079 -1142), считавший, что общие понятия не являются самостоятельной реальностью, но и не могут быть поняты только как наименования единичных предметов. общее существует в уме, но отражает оно те действительные характеристики единичных ве­щей, которые позволяют объ­единять их в классы, целостности. Такая позиция представляет собой умеренный номинализм.

Систематизировал схоластику Фома (Томас) Аквинский (1225-1274) – видный философ, именем которого было названо одно из гос­подствующих направлений философии католической Церкви – томизм. В 1878 г. его учение было объяв­лено официальной идеологией католицизма, а со второй половины XIX в оно становится основой не­отомизма, являющегося одним из мощных тече­ний в современной религиозно-философской мысли.

В своих трудах он, опираясь на труды Аристотеля, рассматривает бытие как возможное и как действительное Бытие - это существование еди­ничных вещей, что и есть субстанция. Материя - это возможность, а форма - дей­ст­вительность. Используя идеи Аристотеля о форме и материи, он подчиняет им учение о религии. Он утверждает, что материальное без формы не сущест­вует, а форма зависит от высшей формы - Бога. Бог же - существо духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей. Но ма­терия пассивна, активность ей дает форма.

Отстаивая идею божественного творения мира, Фома Аквинский утверждал также, что сама эта идея означает возможность для творца совершить и обратный процесс. Это значит, что мир имеет не только начало во времени, но и конец. Отсюда следовал его вывод о незначительности, т.е. ничтожности всего материального.

Фома предложил свои пять доказа­тельств существования бога, которыми пользуется и современная католиче­ская церковь:

1) Все, что движется, движимо кем-то, следовательно, есть и перводвигатель всего – Бог;

2) Все, что существует, имеет причину, следова­тельно, есть и первопричина всего – Бог;

3) Случайное зависит от необходимого, следова­тельно, первоначальной необходимостью является Бог;

4) Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее каче­ство – Бог;

5) Все в мире имеет цель, или смысл – значит, су­ществует разумное начало, которое направляет все к цели – Бог.

В споре номиналистов и реалистов философ отстаивал позицию умеренного реализма, полагая, что универса­лии имеют троякое существование: они существуют до вещей (в уме Бога), в вещах (как в творениях Бога) и после вещей (в словах человеческого языка).

Рассматривая проблему соотношения веры и знания, религии и науки Аквинат разрабатывает учение о двойст­венности истины. Отдавая первенство религиозной истине (истине откровения), он в то же время признавал боль­шую значимость научных истин (истин разума), призванных объяснить сотворенный мир и тем самым помочь в познании самого Творца. Концепция двойственной истины открывает новый этап в развитии философии – начало освобождения ее от религиозного контроля.

Рассматривая проблемы общества, Фома рассматривает государство как божественное установление, главная цель которого в том, чтобы поддерживать в обществе мир, порядок и добродетель. Он выделял пять форм государственного устройства, лучшей из которых считал монархию. Однако, полагал он, если монарх становится тираном, то народ имеет право свергнуть его. Но это возможно только с церковного благословения тогда, когда деятельность монарха противоречит целям и интересам церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: