Лесные ресурсы

В Лесном кодексе РФ установлено, что объектами лесных отношений (отношений в области использования, охраны, за­щиты и воспроизводства лесов) являются:

лесной фонд Российской Федерации (все леса, за исклю­чением лесов на землях обороны и населенных пунктов, а также не покрытые лесами земли лесного фонда — так называемые лесные и нелесные земли);

участки лесного фонда и права пользования участками лес­ного фонда;

леса, не входящие в лесной фонд (леса, расположенные на землях обороны, городских поселений и других населен­ных пунктов);

участки лесов, не водящих в лесной фонд, и права пользова­ния ими;

♦ древесно-кустарниковая растительность.

Законодательство не допускает оборот лесного фонда, куп­лю-продажу, залог и совершение сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земель­ным законодательством Российской Федерации. Субъектами лесных отношений являются:

участники лесных отношений;

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные обра­зования;

граждане и юридические лица, осуществляющие ведение лес­ного хозяйства и/или использование лесного фонда, а так­же лесов, не входящих в лесной фонд;

лесопользователи, граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности, однако допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Фе­дерации. Право собственности граждан и юридических лиц допускается только на древесно-кустарниковую раститель­ность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина и юридического лица. Участки лес­ного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на следующих условиях и правах: аренды, без­возмездного пользования, концессии, краткосрочного пользо­вания. Собственникам объектов лесных отношений предостав­лено право на получение доходов от использования лесного фонда. Важным регулирующим положением является ограни­чение по срокам пользования лесным фондом. В настоящее время максимальная продолжительность пользования для аренды, безвозмездного пользования и концессии участков лесного фонда составляет 49 лет. Бремя затрат на охрану, вос­производство и организацию рационального использования принадлежащих собственнику объектов лесных отношений возложено на самого собственника (в подавляющем большин­стве — на государственного и муниципального).

Лесопользование осуществляют с соблюдением следующих основных требований:

♦ обеспечение непрерывного, неистощительного и рацио­нального использования лесов для удовлетворения по­требностей экономики, населения в лесных ресурсах;

♦ сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоро­вья граждан, улучшения окружающей природной среды и развития экономики;

♦ установление порядка лесопользования в зависимости от значения лесов и выполняемых ими функций, их место­положения, природных и экономических условий;

♦ обеспечение условий для воспроизводства лесов;

♦ платность лесопользования;

♦ соблюдение научно обоснованных норм лесопользования.

Запрещается использовать участки лесного фонда и не вхо­дящие в него участки в целях и способами, которые противо­речат требованиям лесного законодательства. В этих случаях право пользования может быть ограничено, приостановлено или прекращено.

Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (пору­бок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не вхо­дящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса. Охрану и защиту лесов осуществляют с учетом их биологических и иных особенностей в составе комплекса организационных, правовых и иных мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в него лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.

Государственное управление в области использования, ох­раны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основы­вается на принципах:

устойчивого развития (сбалансированного развития эко­номики и улучшения состояния окружающей природной среды);

рационального, непрерывного, неистощимого использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;

несовместимости реализации функций государственного уп­равления с проведением рубок леса главного пользования и переработки полученной при этом древесины.

В России сосредоточено 20% мировых лесонасаждений на территории более 1180 млн га, запасы древесины на корню составляют около 80 млрд куб. м. В то же время только 30% площади государственного лесного фонда доступны для ком­мерчески выгодной эксплуатации. В настоящее время заготав­ливают около 125 млн куб. м древесины, что меньше 25% ут­вержденной расчетной лесосеки страны.

В Лесном кодексе РФ содержаться нормы, регулирующие предоставление гражданам и юридическим лицам находящих­ся в государственной или муниципальной собственности лес­ных участков, куплю-продажу лесных насаждений и др. В на­стоящее время преобладающей формой приобретения права лесопользования является недостаточно эффективная аренда участков лесного фонда, которая действует на площади около 90 млн га. Там заготовляют лишь 70% ежегодного объема отпус­ка древесины, так как органы исполнительной власти устанав­ливают ставки арендной платы на уровне минимальных ставок платы за отпускаемую на корню древесину. В то же время эф­фективной формой получения лесных платежей являются про­дажа древесины на корню на лесных аукционах, так как сто­имость куб. м древесины в этом случае в 2-3 раза больше, чем при ее продаже по установленным ставкам для других форм ре­ализации. Однако продажи на лесных аукционах пока еще не превышают 20% при приобретении права лесопользования.

Одним из главных условий повышения эффективности ле­сопользования и получения устойчивого лесного дохода явля­ется создание нового организационно-экономического и пра­вового механизмов государственного управления лесным хозяй­ством, пространственного распределения субъектов управления государственной собственностью (лесхозов) и государственно-частного партнерства в сфере лесного хозяйства и лесной про­мышленности, в частности в области экосистемных услуг, по­бочных пользований лесом и переработки части древесины на месте ее заготовки. Это позволит эффективно решать актуаль­ную задачу сохранения лесов (за счет непрерывности и неис-тощительности лесопользования), получать максимальное и экономически оправданное количество продукции и услуг с каж­дого гектара лесного фонда и обеспечить повышение уровня

занятости местного населения, значительное увеличение их доходов и улучшение качества жизни.

Однако в настоящее время частные лесопромышленные компании России не несут экономическую ответственность за будущее состояние государственной собственности — лесов, присваивая при этом значительную часть лесной ренты. В то же время государство как ее собственник в лице обязанных проводить ценовую политику в лесопользовании органов не в состоянии переломить эту ситуацию, поскольку законодатель­но установлены недопустимость использования лесов органа­ми государственной власти и местного самоуправления. Имен­но поэтому вместо создания государственно-частного партнер­ства в лесном секторе государство безуспешно пытается преодолеть сопротивление лесопромышленников и заставить их оплачивать будущее состояние российских лесов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: