Особенная часть

Тема 9. Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления
и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (надзор за исполнением законодательства)

Приступая к изучению этой темы необходимо помнить, что традици­онно эта отрасль прокурорского надзора именовалась «общим надзором». Несмотря на условный в некоторой степени характер, она наполнялась совершенно конкретным содержанием и обозначала как ведущее направление прокурорской работы, так и основную форму прокурорской деятельности. Это название позволяло отграничить рассматриваемую отрасль от других специализированных отраслей прокурорского надзора, чего нельзя сказать о названии «надзора за исполнением законодательства». Все сказанное выше объясняет причину того, что термин «общий надзор» по-прежнему употребляется как прокурорскими работниками, так и учеными.

Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в п. 1 ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».

Следует уяснить, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства прокуратура не должна подменять органы государственного и хозяйственного управления и контроля, вмешиваться в предпринимательскую, иную хозяйственную (экономическую) деятельность и организационно-распределительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, организаций, общественных и государственных интересов. Проверки исполнения закона в этой отрасли прокурорского надзора проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Актуальным является вопрос о полномочиях прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства. Следует отметить, что круг этих их полномочий весьма широк и, что характерно, – это постоянное их расширение в процессе исторического развития этой отрасли прокурорского надзора. Полномочия прокурора в этой отрасли надзора предусмотрены в ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».

Следует знать, что ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» не дает исчерпывающего перечня полномочий прокурора, так как в сфере надзора за исполнением законодательства могут использоваться также его полномочия, которые характерны для других отраслей (например, для заключений).

Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законодательства, как и по другим отраслям прокурорского надзора, реализуются путем принесения в соответствующие органы протестов, представлений, постановлений, предписаний, официальных предупреждений.

Протест в порядке надзора за исполнением законодательства приносится в соответствии со ст. 39 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» на противоречащий закону правовой акт учреждения или организации, а также на незаконный акт или действие должностного лица и индивидуального предпринимателя. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местным представительным органом – на очередной сессии. О результатах рассмотрения протеста прокурор незамедлительно оповещается в письменной форме. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.

В случае отклонения протеста прокурора либо нерассмотрения в установленный срок прокурор может принести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Если в сроки, указанные в законе, вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо не отменит опротестованный правовой акт или акт (действие), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращения незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного правового акта или акта (действия) должностного лица.

Представление в порядке надзора за исполнением законодательства вносится в соответствии со ст. 38 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» об устранении нарушения законодательства, причин нарушения и способствующих им условий. Представление вносится в орган или должностному лицу, полномочными устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок по представлению прокурора или его заместителя должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений законодательства, причин и условий, способствующих им, и о результатах должно быть письменно сообщено прокурору или его заместителю. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Постановление в процессе надзора за исполнением законодательства, согласно ст. 40 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», выносится в зависимости от характера нарушения закона, допущенного должностным лицом или гражданином. Прокурор или его заместитель вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела, возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности.

Прокурор или его заместитель выносит постановление о возбуждении уголовного дела, если в процессе надзорной деятельности им будут обнаружены данные, указывающие на признаки преступления. Постановление о возбуждении уголовного дела прокурор или его заместитель направляет по подследственности соответствующему органу предварительного следствия. Он может также принять дело к своему производству и расследовать преступление.

При наличии данных о совершении теми или иными лицами правонарушений, за которые установлена дисциплинарная или материальная ответственность, прокурор или его заместитель выносит постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности направляется в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать соответствующие решения. Оно должно быть выполнено в десятидневный срок со дня поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

Предписание в процессе надзора за исполнением законодательства согласно ст. 41 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» выносится, когда выявленное прокурором нарушение законодательства носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе и индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Предписание выносится только в письменной форме и направляется государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу, иной организации или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю. В случае несогласия с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

Официальное предупреждение в порядке надзора за исполнением законодательства выносится прокурором или его заместителем в соответствии со ст. 42 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» в целях недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушения, а также предупреждения правонарушения, при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях должностных лиц и иных граждан. Официальное предупреждение выносится в письменной форме и направляется должностному лицу, иному гражданину, в отношении которого оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку. При несогласии с официальным предупреждением лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, а решение вышестоящего прокурора в суд.

Следует помнить, что акты прокурорского надзора – это всегда индивидуальные акты, обращенные к тем или иным конкретным органам и лицам по определенным фактам. Прокуроры не правомочны издавать акты, рассчитанные на многократное применение или безличные, устанавливающие так называемые абсолютные требования и запрещения, какими могут быть акты органов государственной власти и управления в пределах их компетенции.

Для лучшего усвоения вопроса об актах, выносимых прокурором при осуществлении надзора за исполнением законодательства, полезно по
фабуле, взятой из местной практики, предложенной преподавателем, составить проект протеста, представления, предписания, постановления, официального предупреждения. При этом в качестве примера можно исполь­зовать акты, содержащиеся в сборнике «Образцы актов прокурорского
надзора».

Тема 10. Надзор за исполнением законодательства
при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что данная отрасль прокурорского надзора охватывает самостоятельный вид деятельности правоохранительных органов – оперативно-розыскную, которая регулируется нормами оперативно-розыскного права, основным источником которых является Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»[19] (с изменениями и дополнениями).

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно или негласно уполномоченными на то законом государственными органами, имеет целью защиту жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Эта деятельность должна осуществляться строго в рамках законности. Как было отмечено выше, она подробно регламентируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В нем сказано: какие оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться (опрос граждан, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и др.); что является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий (наличие возбужденного уголовного дела, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда и т. д.); об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий; об основаниях и порядке рассмотрения прокурором материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (права тайны переписки, телефонных переговоров, на неприкосновенность жилища и др.).

В законе дан исчерпывающий перечень органов, которым предоставлено право выполнять оперативно-розыскную деятельность, за законностью которой прокурор осуществляет надзор.

Предметом надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является, согласно ст. 28 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», соответствие законодательству пра­вовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определены в ст. 29 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».

При определении характера полномочий прокурора в этой отрасли следует иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться не только в связи с расследованием уголовного дела. Они могут проводиться и до возбуждения уголовного дела или же в связи с обстоятельствами, вообще не имеющими отношения к правонарушению, например, в связи со сбором данных, характеризующих личность для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственные секреты. К тому же, в отличие от дознания и предварительного следствия, как деятельности процессуальной, оперативно-розыскная деятельность является не процессуальной, а поэтому и полномочия прокурора в этой сфере отличны по своему характеру. Так, при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, прокурор не вправе участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий, а тем более лично проводить какие-то из этих мероприятий. В то же время относительно процессуальной сферы прокурор наделен правом участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия.

Тема 11. Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия
и дознания

Изучая данную тему, студент должен руководствоваться ст. 30 и 31 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» и требованиями Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Следует отметить, что надзор за исполнением закона органами, производящими дознание и предварительное следствие, осуществляется прокурором независимо от их ведомственной принадлежности и направлен согласно ст. 30 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» на то, чтобы правовые акты и решения (действия) вышеназванных органов и их должностных лиц, соответствовали Уголовно-процессуальному кодексу с тем, чтобы: обеспечивалась защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства от преступных посягательств; не допускалось незаконное привлечение граждан к уголовной ответственности; строго соблюдались права и законные интересы участников процесса, осуществлялись меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, которые способствуют их совершению (ст. 7 УПК Республики Беларусь).

Особо следует подчеркнуть, что, осуществляя надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор обладает властно-распорядительными полномочиями. Это проявляется, в частности, в том, что прокурор вправе отменять незаконные и необоснованные постановления начальника следственного подразделения, следователя, органа дознания и лица, производящего дознание, с учетом положений, указаний в ч. 5 ст. 35 и ч. 6 ст. 38 УПК Республики Беларусь.

Тема 12. Участие прокурора в рассмотрении судами
уголовных дел

При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что участие прокурора в рассмотрении дел судом первой инстанции является одновременно составной частью функции уголовного преследования и компонентом содержания самостоятельного направления деятельности прокуратуры, предусмотренного в ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». Прокурор в суде первой инстанции осуществляет уголовное преследование в качестве государственного обвинителя. В соответствии с принципом состязательности прокурор обязан поддерживать обвинения по всем делам публичного обвинения, за исполнением уголовных дел ускоренного производства, рассматриваемых без участия прокурора, и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором (ч. 8 ст. 34, ч. 1 ст. 293 УПК Республики Беларусь). Но наряду с поддержанием государственного обвинения функция участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами включает участие в рассмотрении судом кассационных и надзорных протестов, участие в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении уголовных дел в суде, определены уголовно-процессуальным законом.

Тема 13. Участие прокурора в рассмотрении судами
гражданских дел

При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства, содействие методами прокурорского надзора осуществлению правосудия по гражданским делам являются одними из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.

Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу выносились законные и обоснованные решения, определения и постановления.

Статья 81 ГПК Республики Беларусь называет две формы участия прокурора в гражданском процессе:

1) предъявление иска или подача заявления в суд;

2) вступление в дело, начатое по инициативе других лиц.

Прокурор предъявляет в суды иски и заявления для защиты прав охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан. Заявление о защите чести и достоинства Президента Республики Беларусь подается в суд Генеральным прокурором, прокурорами областей и города Минска, приравненными к ним прокурорами с согласия Президента Республики Беларусь (ст. 81 ГПК Республики Беларусь).

Помимо возбуждения гражданского процесса, прокурор в силу своего правового положения может вступать в него с любой его стадии, в том числе и в стадии разбирательства гражданского дела, начатого по инициативе других лиц. Формой участия прокурора в судебном разбирательстве при рассмотрении споров о праве гражданском является изложение мнения по вопросам, возникающим при разбирательстве и по существу дела в целом, поскольку он не обращался в суд с заявлением и вступает в начатый процесс при отсутствии каких-либо связей со сторонами.

Участие прокурора в суде первой инстанции при вступлении в процесс, начавшийся по инициативе других лиц, может быть осуществлено: 1) по инициативе самого прокурора; 2) в силу указаний закона; 3) в силу указаний Генерального прокурора Республики Беларусь; 4) вследствие привлечения прокурора к участию в деле судом.

Следует помнить, что наряду с предъявлением иска (заявления) и дачей заключения функция участия прокурора в рассмотрении гражданских дел судами включает участие в рассмотрении судами кассационных и надзорных протестов, участие в пересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении гражданских дел в суде, определены Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Тема 14. Участие прокурора в рассмотрении судами хозяйственных дел

При изучении этой темы следует уяснить, что участие прокурора в хозяйственном процессе – это действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской или иной экономической деятельности.

Закон рассматривает прокурора в качестве самостоятельного субъекта хозяйственного процесса (ст. 54 ХПК Республики Беларусь). Прокурор, предъявивший иск в защиту государственных и общественных интересов, несет обязанности и пользуется правом истца (кроме права на заключение мирового соглашения), являясь при этом самостоятельным участником процесса (ст. 66 ХПК Республики Беларусь).

Следует иметь в виду, что в отличие от гражданского судопроизводства в хозяйственном процессе прокурор участвует лишь в случаях предъявления им иска или подачи заявления. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь не предусматривает также возможности участия прокурора в деле по инициативе хозяйственного суда, он не называет категорий дел, рассматриваемых с обязательным участием прокурора.

Наряду с предъявлением иска (заявления) функция участия прокурора в хозяйственном процессе включает участие в рассмотрении судами частных, апелляционных, кассационных и надзорных протестов, участие в пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении хозяйственных дел в суде, определены Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Тема 15. Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства
при их исполнении

Изучение данной темы следует начинать с тщательного анализа положений, содержащихся в главе 7 раздела II Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». Особое внимание необходимо уделить вопросу о сущности, задачах и предмете прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений.

Следует уяснить, что основным актом прокурорского реагирования в этой отрасли является протест прокурора против нарушения закона, допущенного при рассмотрении дела судом и вынесшим в силу этого незаконный и необоснованный приговор, решение, определение и постановление.

Различают частный, апелляционный, кассационный и надзорный протесты прокурора. В общих судах право принесения частного протеста на определение суда и кассационного протеста на приговор или решение суда первой инстанции по гражданскому делу, не вступившему в законную силу, принадлежит руководителям соответствующих звеньев прокурорской системы и их заместителям независимо от того, принимали они участие в рассмотрении дела в суде или нет. Помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений могут приносить протесты только по делу, в рассмотрении которого они принимали участие (ст. 370 УПК Республики Беларусь, ст. 399 ГПК Республики Беларусь).

В отличие от общих судов в хозяйственных судах правом принесения апелляционного протеста на не вступившие в законную силу решения хозяйственного суда первой инстанции и кассационного протеста на вступившие в законную силу решения суда первой и апелляционной инстанции наделяется только тот прокурор, который участвовал в рассмотрении дела (ст. 216, 267, 282 ХПК Республики Беларусь).

Если приговор, решение, определение и постановление суда вступили в законную силу, прокурор в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда любое дело (группу дел) для изучения. В случае установления оснований к отмене или изменению приговора, решения, определения или постановления прокурор приносит протест. Правом принесения протеста в порядке надзора в общих судах наделяются все прокуроры и их заместители, начиная с прокурора области (города Минска) и приравненного к нему прокурора. Прокурор района не наделяется правом принесения протеста в порядке надзора на судебные решения по уголовным и гражданским делам, однако в случае обнаружения незаконного или необоснованного судебного решения он вправе войти с представлением к вышестоящему прокурору, чтобы он принес протест. Что касается постановлений судьи, вступивших в законную силу по делу об административном правонарушении, то протест может быть принесен как вышестоящим прокурором, так и прокурором района и приравненным к нему прокурором. В хозяйственных судах правом истребования дела из суда и принесения надзорного протеста наделяется только Генеральный прокурор и его заместители (ст. 301, 308 ХПК Республики Беларусь).

По результатам надзорной практики за законностью судебных постановлений Генеральный прокурор вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь предложение о даче ими судам в соответствии со своей компетенцией разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений (ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).

Заканчивая изучение этой темы, полезно подготовить проекты частного, апелляционного, кассационного и надзорного протестов прокурора. Для этого следует ознакомиться с материалами разделов IV–V сборника «Образцы актов прокурорского надзора».

Тема 16. Надзор за соблюдением законодательства
при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера

Правовой регламентации этой отрасли посвящена глава 8 раздела II Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».

Выделение этого вида надзорной деятельности в качестве самостоятельной отрасли обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения их под стражу. Лица, задержанные, заключенные под стражу, ограниченные или лишенные свободы, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и законных интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в качестве гарантии их охраны.

Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и законных интересов задержанных, заключенных под стражу и осужденных, лиц, к которым по решению суда применены принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законодательства.

Администрация органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры принудительного характера, администрация мест содержания под стражей обязаны выполнять постановления и требования прокурора относительно правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания под стражей» и иными законодательными актами. Нарушения законности устраняются сразу же, непосредственно после их обнаружения в ходе проверки прокурором соблюдения законодательства.

Предметом надзора в этой отрасли, согласно ст. 34 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», является соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев, законодательства, регламентирующего их деятельность, а также права и обязанности, осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера определены в ст. 35 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». Следует знать, что в рассматриваемой отрасли прокуратуры могут использовать не только специальные полномочия, закрепленные в указанной выше статье Закона, но и с учетом специфики предмета надзора, полномочия, предусмотренные по другим отраслям надзора, в частности полномочия, закрепленные в ст. 37 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь предоставил прокурору ряд дополнительных полномочий:

а) прокурор присутствует при исполнении смертной казни (ч. 3 ст. 175); б) по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь утверждаются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа (ч. 2 ст. 47), Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 2 ст. 73) и др.

Тема 17. Прокурорский надзор за исполнением законов
о несовершеннолетних

При изучении данной темы студентам необходимо знать о том, что прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних не является самостоятельной отраслью прокурорского надзора, а проводится при осуществлении прокурорского надзора во всех его отраслях. Вместе с тем, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних рассматривается как самостоятельный участок, как одно из «сквозных» направлений прокурорского надзора за исполнением актов, характеризуемое единством задач и методов работы и требующее поэтому специального анализа и решения основных вопросов его организации и осуществления.

Общие цели, сформулированные в ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», полностью относятся к рассматриваемому нами участку работы. Вместе с тем имеются полные основания говорить о непосредственных целях, обусловленных спецификой каждой конкретной сферы, в которой осуществляется надзор.

Необходимо знать, что непосредственными задачами прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних являются:

а) охрана прав и законных интересов детей и подростков, их нормального развития и воспитания;

б) охрана правопорядка от противоправных посягательств со стороны несовершеннолетних;

в) обеспечение установленного законом порядка привлечения несовершеннолетних к ответственности и применения к ним и к лицам, ответственным за их воспитание, соответствующих санкций и обеспечение реализации этих санкций.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних определяется двумя группами законодательных актов: а) о воспитании и охране прав несовершеннолетних; б) о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Обе группы названных законодательных актов тесно взаимосвязаны, содержащиеся в них нормы направлены на достижение целей воспитательной работы, на предупреждение преступлений.

Полномочия прокурора по выполнению задач по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних не имеют своей специфики, так как зависят от той или иной отрасли надзора. В то же время реализации полномочий прокурора по делам несовершеннолетних присуща более высокая активность, поскольку подростки не всегда могут самостоятельно добиваться восстановления нарушенных прав и законных интересов, нуждаются в дополнительных гарантиях их обеспечения.

Тема 18. Работа органов прокуратуры с заявлениями, жалобами
и иными обращениями граждан и юридических лиц

В процессе осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов важное место занимает рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений граждан и юридических лиц.

Рассмотрению в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан и юридических лиц посвящена ст. 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь». Она обязывает прокуроров в установленном законом порядке рассматривать заявления, жалобы и иные обращения граждан и юридических лиц, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите их законных интересов. В этих целях прокуроры организуют личный прием граждан и представителей организаций. Изучая вопрос о работе прокурора в этой области, надо учитывать, что она складывается из рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений, поступивших непосредственно в органы прокуратуры, и надзора за такой работой, осуществляемой другими учреждениями, организациями и должностными лицами.

Порядок и сроки рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений в области надзора за исполнением законодательства определены ст. 14 и 17 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»[20].

Заявления и жалобы, поступившие в органы прокуратуры в связи с расследованием преступлений, рассмотрением уголовных, гражданских и хозяйственных дел, разрешаются в порядке, установленном УПК, ГПК, ХПК Республики Беларусь. Эти вопросы изучаются в Особенной части курса при характеристике полномочий прокурора в различных отраслях прокурорского надзора.

По этой теме должен быть изучен Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 31 января 2012 г. № 2 «О порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органах прокуратуры Республики Беларусь и утверждении Инструкции о порядке личного приема граждан, представителей юридических лиц в Генеральной прокуратуре Республики Беларусь».


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ОБЩАЯ ЧАСТЬ. 4

Тема 1. Предмет и система курса «Прокурорский надзор». 4

Тема 2. Создание и основные этапы развития органов прокуратуры. 8

Тема 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры. 12

Тема 4. Основные направления деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора. 16

Тема 5. Система, структура и организация органов прокуратуры. 17

Тема 6. Организация работы в органах прокуратуры. 19

Тема 7. Координация прокуратурой деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией. 19

Тема 8. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности и правовой пропаганде. 21

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. 22

Тема 9. Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (надзор за исполнением законодательства). 22

Тема 10. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 25

Тема 11. Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства,
при производстве предварительного следствия и дознания. 27

Тема 12. Участие прокурора в рассмотрении судами. 27

уголовных дел. 27

Тема 13. Участие прокурора в рассмотрении судами. 28

гражданских дел. 28

Тема 14. Участие прокурора в рассмотрении судами. 29

хозяйственных дел. 29

Тема 15. Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также
за соблюдением законодательства при их исполнении. 29

Тема 16. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. 31

Тема 17. Прокурорский надзор за исполнением законов. 32

о несовершеннолетних. 32

Тема 18. Работа органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан и юридических лиц. 33


Учебное издание

Данилевич Анатолий Александрович

ПРОКУРОРСКИЙ
НАДЗОР

Учебно-методическое пособие
для студентов
юридических специальностей БГУ

В авторской редакции

Ответственный за выпуск А. А. Данилевич

Подписано в печать 07.05.2013. Формат 60´84/16. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 2,09. Уч.-изд. л. 2,06. Тираж 50 экз. Заказ

Белорусский государственный университет.
ЛИ № 02330/0494425 от 08.04.2009.
Пр. Независимости, 4, 220030, Минск.

Отпечатано с оригинала-макета заказчика на копировально-множительной технике
юридического факультета Белорусского государственного университета.
Ул. Ленинградская, 8, 220030, Минск.


[1] Миай М. Идеи правового государства во Франции // Общественные науки за рубежом: Государство и право. 1989. № 6. С. 22.

[2] Горшенев В. М. Теория социалистической законности в свете Конституции СССР 1977 г. // Советское государство и право. 1979. № 10. С. 18.

[3] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 80. 1/9577.

[4] О развитии взглядов на прокурорский надзор как самостоятельную отрасль права см.: Березовская С. Г. Нормы прокурорского надзора и их место в системе советского права // Вопросы прокурорского надзора. М., 1972. С. 23; Мелкумов В. Г. Прокурорское право как самостоятельная отрасль советского права // Правоведение. 1968. № 6. С. 14–20; Даев В. Г. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990. С. 66–67 и др.

[5] См.: Ломовский В. Д. Прокурорско-надзорные правоотношения. Ростов: Изд-во Рост. ун-та, 1987. С. 140–141 и др.

[6] Ленин В. И. Уроки революции // Полн. собр. соч. Т. 34. С. 37; Хрестоматия памятников феодального государства и права / под ред. В. М. Корецкого. М., 1961. С. 600–621.

[7] Хрестоматия памятников феодального государства и права / под ред. В. М. Корецкого. М., 1961. С. 600–621.

[8] Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990. С. 6–11.

[9] Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т. / под общ. ред. О. И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1984–1994. Т. 4: Законодательство периода становления абсолютизма / отв. ред. П. Г. Маньков. 1986. Ст. 184.

[10] Мартинович И. И. Становление прокурорского надзора в Белорусской ССР // Становление прокурорского надзора в СССР. М., 1973. С. 305–312.

[11] СУ БССР. 1922. № 5. Ст. 83.

[12] Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1923. № 10. Ст. 311.

[13] СЗ СССР. 1933. № 40. Ст. 239.

[14] СЗ СССР. 1936. № 1. Ст. 338.

[15] Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 1. Ст. 20.

[16] Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 95.

[17] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 70. 2/953; 2004. № 120. 2/1053; 2006. № 78. 2/1208; 2008. № 14. 2/1413; № 184. 2/1506; 2009. № 136. 2/1572; 2011. № 140. 2/1877; 2012. № 4. 2/1886; № 52. 2/1906.

[18] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 304. 1/9220.

[19] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 57. 2/64.

[20] Национальный реестр правовых актов. 2011. № 83. 2/1852.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: