Россия на перепутье в XVII – начале XVIII века

1. Католицизм и православие. Церковный раскол в XVII веке.

2. Предпосылки, задачи и значение реформ Петра Великого. Выбор пути: «почва» или «цивилизация».

Литература

1. Анисимов, Е. Время петровских реформ. XVIII в. / Е. Анисимов. – Л.: Лениздат,1989. – 495 с.

2. Буганов, В. И. Петр Великий и его время / В. И. Буганов. – М.: «Наука», 1989. – 192 с.

3. Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский. – М.: Политиздат, 1983. – 445 с.

4. Павленко, Н. И. Петр Великий / Н. И. Павленко. – М.: «Мысль», 1990. – 591 с.

5. Толстой, М. В. История русской церкви / М. В. Толстой. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. – Гл.1. – С. 7–21, гл.2, 5.

Историческая справка.

В начале XV века католические правители Польши король Ягайло-Владислав и Литвы – Витовт начали насаждать католицизм в своих владениях. В это время Польша владела частью русских земель, а московский митрополит поручил Киевскому епископу наб­людать за делами в литовских православных епархиях.

Ягайло и Витовт отнимали древние православные храмы и обращали народ насильственно в римскую веру. В 1413 году эти правители подтвердили права на владение церквами и доходами только латинского духовенства на своей территории, а также права дворян из католиков, запрещая последним вступать в брак с православными. С этого времени начинается открытое притеснение православной веры в Юго-Западной Руси.

Отсюда следует, что причиной образования церковных братств явилось насильственное насаждение католицизма. С 1420 года начинают создаваться союзы духовенства и мирян, так называемые «братства любви» или «братства милосердия». Они учреждались при церквах и монастырях сначала в больших городах Литвы, Белоруссии (восточной части тогдашней Литвы), Малороссии и в Галичине, где сосредотачивалась промышленная жизнь, и где с присоединением Украины к России в 1654 году влияние католицизма ослабевает и роль церковных братств в жизни общества постепенно снижается. К 1850 году крупных церковных братств насчитывалось только восемь. Но в связи с восстанием в Польше в 60-х годах, количество братств увеличивается, и к 1914 году их насчитывалось 711*.

Некоторые братства состояли под покровительством членов дома Романовых. Так Николай II покровительствовал 9 братствам (Виленскому, Холмскому и другим), а жена Николая II Александра Федоровна – над Санкт-Петербургским братством царицы небесной (глухонемых) и другие.

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ В XVII ВЕКЕ

Церковный раскол – это разделение русской православной церкви на никонианскую и старообрядческую с 1655 года, в основе которого явилось несогласие части духовенства и верующих людей с обрядовыми нововведениями в богослужении и церковной жизни.

Причины раскола.

1. В Византии и Греции к XVII веку произошли изменения в церковных обрядах, которые до середины XVII века не коснулись России. На этой основе возникали недоразумения между самостоятельными патриархатами (Антиохийским, Александрийским, Иерусалимским, Константинопольским) и Русской Православной Церковью.

2. К середине XVII века накопились погрешности в переписке служебных книг, приведшие к неверным отправлениям церковных служб.

3. Происходило противостояние реформаторов и консерваторов.

Представителями реформаторства являлись: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон (Петров), Арсений Суханов (грек).

Идеологи старообрядчества: К ним относились протопоп Аввакум: «Велика Россия, а податься некуда», костромской протопоп Даниил, Епископ коломенский Павел, суздальский поп Лазарь. Благодаря обличениям последних Россия была разделена на две части в религиозно-обрядовом плане. Шло государственное преследование старообрядцев.

В 1689 году патриарх Иоаким Малоросс велел зорко смотреть, чтобы раскольники в селах и городах не жили. А если где объявятся, самих ссылать, пристанища их разорять, а имущество их продавать и деньги присылать в Москву. И старообрядцы ушли в села поморские, сибирские, печерские, чердынские, керженские. Ревнители старой веры громадными толпами переправлялись в Швецию, Пруссию, Польшу, Турцию, Китайские владения и Японию*.

ОБРЯДОВЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ

Старообрядство придерживалось следующих символов и действий:

Крест восьмиконечный, имя Спасителя печаталось «Исус», печать на просфорах была круглая, водоосвящение совершалось единожды, при венчании задавались вопросы жениху и невесте, крещение совершалось двумя перстами, крещение, венчание, освящение храмов совершалось по солнеч­ному кругу три раза, при литургии слово «Аллилуйя» произносилось 2 раза + 3 раза «Слава тебе Боже «и др.

Никонианствоввело следующие изменения:

Крест – четырехконечный (александрийский). Имя Спасителя писалось “Иiсус”, просфора стала иметь квадратную форму, водоосвящение производилось дважды, при свадебном обряде вопросы не задавались, крестились тремя пальцами. Обряды освящения церквей и крестных ходов производились против солнца, тройственное «Аллилуйя» + один раз «Слава тебе Боже» и др.

Последствия раскола

Уничтожались производительные силы путем самосожжений старообрядческих общин. До 1906 года отсутствовало единство и примиренчество в церковной жизни России. Началась первая волна эмиграции россиян за границу целыми общинами.

Резюме. 2 июня 1971 года на поместном соборе Русской Православной Церкви были отменены «клятвы на старообрядцев» московских соборов 1656 и 1667 годов. Но современные старообрядцы не идут на примирение из–за непризнания современной никонианской церковью неблаговидных деяний по отношению к старообрядцам со стороны И. Малороса, патриарха Никона и Дмитрия Ростовского, которые были канонизированы и изображались на иконах.

ВРЕМЯ ПЕТРОВСКИХ ПЕРЕМЕН

Историческая справка. К XVIII веку в состав многонационального русского государства вошли обширные области Сибири и Дальнего Востока до Амура и Тихого океана; в 1654 году воссоединена Украина с Россией; в 1686 году заключен мир с Польшей и в 1681 году с Османской империей на 20, а затем на 30 лет. Что же нужно было еще русскому государству?

Сравнивая Россию с Западом мы можем констатировать, что она отставала экономически в своем развитии. И этому были объективные исторические предпосылки.

Во–первых, с 1237 по 1480 г. Русь была щитом для за­падных стран, находясь 243 года под монгольским игом.

Во–вторых, XVII век был пронизан борьбой с польскими и шведскими интервентами, городскими и крестьянскими восста­ниями, которые также разрушали города, села, хозяйства.

В–третьих, на Западе с XVII века происходят буржуазные революции и развиваются капиталистические отношения, а Россия находилась в экономической изоляции из–за отсутствия выхода к морям в европейской части, что сдерживало развитие торговли, про­мышленности, общества.

К. Маркс: «Ни одна великая нация никогда не существовала и могла существовать в таком удаленном от моря положении, в котором первоначально находилось государство Петра Первого».

Петр I: «Что Европе ведома, то и нам знать надлежит». Исходя из этих объективных причин и гениальности само­держца, (осознавшего необходимость перемен), была определена основная задача внешней политики под девизом: «России нужна вода ».

Направления: Черноморское с 1635 по 1700 гг. и Балтийское с 1700–1721 гг.

Неудачи в войне с Турцией, привели к необходимости искать новых союзников в Европе против Турции, и Петр решил посетить Европу. Это посещение было названо «Великим посольством', проходившее с 9 марта 1697 по 25 август 1698 г.

Цели «Великого посольства»:

1. Заключение союза. 2. Обучение ремеслам и наукам, закупка оборудования, инструментов и т.д. 3. Сбор разведывательных данных.

В процессе поездки изменяется направление борьбы за море с южного на северное. Каковы были причины?

1) Необходимо было возвратить древние русские земли у Финского залива, которые требовали дворяне. Эта задача была унасле­дована со времен Ярослава Мудрого, Александра Невского, Ивана Грозного и Алексея Михайловича.

2) Черное море связывало бы Россию с неразвитыми южными стра­нами, экономический уровень которых был ниже, чем у России.

3) В борьбе с Турцией за Черное море Россия постоянно терпела неудачи, к тому же не имея в этой борьбе союзников.

Во время «Великого посольства» Россия заключила союзы с Польшей 1

ноября 1699 г., и с Данией 23 нояб.1699 г. против Швеции, а последняя с Англией и Голландией. Карл Маркс: «Петр 1 был действительно великий человек. Он ясно увидел, наметил и начал осуществлять основные линии русской политики...»

Но осуществлению этой линии мешала Швеция. Еще в 1617 году король Швеции Густав Второй Адольф с торжеством заявлял в Риксдаге: «Россия лишена выхода к морю, и благодаря Богу, отныне ей будет трудно преодолеть все эти препятствия»*.

Методами решения проблемы являлись военные действия. С 1700 по 1721 – Северная война со Швецией и с 1710 по 1711 – с Турцией.

Результаты борьбы за выход в Балтийское море:

1) По Ништадскому миру (30 авг.1721 г.) – выросла территория страны. России отошли Прибалтика и Карелия с исконно русскими землями и городами Ревель, Выборг, Рига.

2) Россия получила выход к Балтийскому морю, что способство­вало ликвидации экономической и политической изоляции.

3) Швеции возвращалась Финляндия и предоставлялось право беспошлинной торговлей хлеба в Прибалтике + компенсация в 2,5 млн. рублей.

Ход реформ Петра I предоставляется студентам на самостоятельное изучение по указанной учебной и методической литературе.

ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ

Плюсы.

1. Россия превратилась в могучую морскую державу.

2. С введением титула императора в 1721 и с социально–государственными преобразованиями произошел переход от сословно–представительной монархии к абсолютной монархии.

3. Созданы мощные регулярные армия и флот.

4. Изменен характер и размеры внутренней и внешней торговли:

В 1725 г. в Петербурге побывало свыше 900 кораблей, вы­воз товаров за границу повысился в 2 раза = 4,2 млн. руб.

5. Ликвидирована монополия церкви в области просвещения и культуры.

Но по мнению некоторых историков в политике Петра Великого имеются и отрицательные последствия, как то:

забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент подъема русской государственности при Петре I;

введение табакокурения, кабаков, ассамблей – места для официального разврата;

исправление старославянской письменности на гражданский шрифт, сделало букварь не с понятийной азбукой, а звуковой. Было: Азъ, буки, веди (я знаю грамоту и т.д.). Стало: А–а–а..., б–б–б...

нововведения коснулись преимущественно столичных и губернских городов и т.д.

Зададим риторический вопрос:

Сделал ли Петр I Россию европейской страной?

Ответ: – Нет, не сделал, но расколол общество на два разных уклада. По выражению В. О. Ключевского – это на «почву» и «цивилизацию».

ПОЧВА – уклад жизни, сложившийся в условиях Московского государства, характеризующийся вертикальными связями построения власти (сверху – вниз), с застойными явлениями в обществе, с общинным укладом и православием, с существовавшими антисобственническими настроениями из поколения в поколение.

Почему? В тяжелых условиях социального гнева и жизни общинная корпорация или коллективизм помогал выживать, и мето­ды Петра I только укрепили коллективизм. Общинность распространялась на Дону, Кубани, то есть в среде казачества, в старообрядческой среде. Она поддерживалась господствовавшей церковной общиной т.е. приходом и братст­вами. Почвенный уклад осуждал прибыль и предпринимательскую деятельность; здесь отсутствовали собственники. Поэтому В. О. Ключевский говорил: «Россия произрастает глубинкой».

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – западный уклад, который распространен был методами Петра I на малую часть России. Он насаждался и контролировался государством. Для него было характерно: складывание классовой структуры, появление интеллигенции, внедрение западного уклада жизни (кофе, табак, ассамблеи, театры, музеи и др.), проповедь общечеловеческих ценностей и критика духовенства с осуждением выбора православия в X веке.

ВЫВОДЫ

Говоря словами А. С. Пушкина «Россия молодая, в бореньях силы набирая, мужала с гением Петра».

В России сегодня много нестроений, бескультурья, аморальности и других недостатков. Патриотам не следует делать вид, что у нас все хорошо. Мы должны с болью и любовью обличать свои изъяны, чтобы это обличие не угнетало, а подвигало наши сердца на исправление допущенных нарушений.

Контрольные вопросы

1. Что такое церковный раскол и каковы причины его возникновения?

2. Почему Россия отставала от европейских стран в своем развитии?

3. Причины борьбы за выход в Балтийское море и историческое значение петровских реформ.

3. Основные черты «почвенного уклада» и «цивилизации»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: