Описаниепрограммы
1.Наименование программы – Психологическая школа «ПСК: Патриотизм, Самореализация, Компетенстность»: создание и развитие
Осуществление программы, предлагаемой на конкурс, планируется на базе САФУ. Курирующее подразделение – кафедра психологии института педагогики и психологи САФУ.
Данная программа ориентирована на подростковв возрасте от 16 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных или специализированных школах, а также школах-интернатах, на детей-сирот и, в том числе, на детей из неблагополучных семей. В ходе проекта будут сформированы три группы школьников, наполняемостью по 30 человек (две группы в Архангельске и одна – в Новодвинске), для которых планируется организовать лекционные и тренинговые занятия, проводимые два раза в неделю, продолжительностью в 2 академических часа.
Место проведения теоретических занятий – аудиторные помещения и лекционные залы САФУ.
Место проведения тренинговых занятий – тренинговый зал на базе САФУ.
В ходе реализации программы планируется привлечь трех преподавателей-тренеров с трудоустройством из расчета нагрузки 0,5 ставки. Кроме того, для чтения лекций в психологической школе будут приглашаться ведущие преподаватели и ученые из САФУ.
|
|
Постановка и описание конкретных проблем молодежи, проживающей в Архангельской области (с объективными свидетельствами), на решение которых направлена программа.
Во время своего визита в Архангельскую область, в 2012 году, Президент РФ В.В. Путин одной из проблем региона назвал отток населения. При этом очень большой процент покидающих регион – это молодежь. Это большая проблема, так как именно это тот возраст, когда люди могут развивать свои проекты, создавать бизнес, вообще поднимать экономику своей территории. Но они уезжают из-за отсутствия веры в будущее на своей территории.У значительной части населения происходит деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России. Общепризнанные ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами массовой культуры, ориентированной на западный образец жизни в примитивно-облегченном его восприятии. В качестве «героя нашего времени» и примера для подражания представлен «негативный лидер», добивающийся успеха любой ценой. Ему присущи агрессия, цинизм, эгоистичность, примитивность.
Основным механизмом формирования патриотизма у подрастающего поколения является образовательная и воспитательная системы.
|
|
Формирование подлинного патриотизма связано с развитием личности ребенка в целом.Российский патриотизм, как социально-психологический феномен, представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне. Поэтому так важно разбирать данное явление именно с психологической позиции.
Развитие чувства патриотизма, как правило, проводится во всех институтах социализации ребенка, на протяжении всего периода становления его, как личности. Однако подростковый возраст является наиболее восприимчивым к развитию патриотизма, когда подростком осознается собственная роль в социуме, оформляется самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за совершение поступков, формируется гражданская позиция.
Именно в этот период, как никогда важно уделить внимание развитию чувства патриотизма с целью формирования субъектной позиции школьника и его идентификации себя, как жителя Архангельска, Архангельской области, как незаменимой единицы данной системы.
При всей ширине культурного, социального, ценностного контекста «Психологическая школа «ПСК»» представляет собой два приоритетных направления в её работе:
1) теоретико-образовательный аспект, направленный на получение подростками знаний через лекционно-практический курс по таким образовательным блокам, как «психология патриотизма», «личность патриота», «профориентация», «субъект формирования патриотизма».
2)воспитательно-развивающий аспект, направленный на личностное развитие участников, развитие у них патриотических чувств и потребностей: способность к пониманию, сопереживанию судьбы родины; способность к осознанию сопричастности своей судьбы к судьбе Родины совершенствование у учащихся тех личностных и профессиональных качеств, которые раскрывают суть таких смысловых концептов как «ответственность», «работа», «патриотизм», «общество».
Сильным стимулом воспитания у народа патриотизма является уяснение всеми его значения, в рамках этого направления реализовывается теоретический блок.
Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества, в рамках этого направления реализовывается практический блок.
3.Цель и задачи программы.
Цель работы психологической школы –создание условий, предназначенных на основе формированиясубъектной позиции у школьников, развитиягражданской направленности личности и поддержанияактивной жизненной позицииу подростков, обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности Архангельской области.
Задачи программы:
· Повышение психологической культуры учащихся школы;
· Знакомство с понятийным аппаратом психологии, основными теориями и парадигмами;
· Содействие профессиональному самоопределению учащихся старших классов;
· Дополнение системообразующей теоретической базы для сознательного управления учащимися своего развития;
· формирование практических качеств патриота: стремление посвятить свой труд, силы и способности расцвету Родины; стремление участвовать в общественно-полезном труде; социальная активность; добросовестное отношение к учебе; здоровый образ жизни; стремление в совершенстве овладеть избранной специальностью; дисциплинированность.
· Фасилитация процесса идентификации школьников со своей страной
· Развитие социальных качеств личности - гражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности
· Совершенствование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;
· Отработка устойчивых навыков конструктивного общения, развития социальной компетентности;
|
|
· Содействие раскрытию творческих возможностей личности ученика.
· Формирование положительной мотивации выбора профессии с установкой на достижение конкретных результатов
· Развитие социальных качеств личности - гражданственности, социальной активности и ответственности
· Способствование социализации личности подростка.
4. Ожидаемые результаты, измеряемые количественными показателями:
К моменту прохождения программы «Психологической школы ПСК» ожидается:
- школьники посетят более 200 часов теоретических и практических занятий;
-90 человек получат профориентационную консультацию;
- масштаб проводимых мероприятий вырастет с локального уровня до городского;
- появление интереса у граждан к участию в данном мероприятии (привлечение родителей), способствует увеличению аудитории в два раза;
- рост количества желающих принять участие в данном мероприятии, расширение спектра категорий школьников, потенциальных учеников психологической школы;
- появление новых проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания;
- разработка и апробация целостной программы внедрения патриотического воспитания в жизнь подростков, включающая в себя более 100 часов практических занятий;
- усиление мотивации на дальнейшее профессиональное становление в родном регионе после присутствия на дне открытых дверей САФУ, которое определит наиболее приоритетные направления будущей деятельности для школьников;
- школьники осознают важность и ценность такого личностного качества как «патриотизм»;
- сформируют более четкое представление о психологической науке, научатся отделять обыденную психологию от научной;
- структурируют знания о собственной личности, раскроют свой личностный потенциал;
- повысят уровень патриотизма и интернационализма у школьников;
- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников;
- минимизация негативных проявлений в молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка;
|
|
- возрастание степени участия подростков в общественной и государственной жизни, общественных организациях и объединениях.