Аддиктивное поведение

Личко А.Е., Битенский В.С.

Addiction—по-английски пагубная привычка, пристрастие к чему-либо, порочная склонность. Аддиктивным поведением (addictive behavior) стали называть злоупотребление различ­ными веществами, изменяющими психическое состояние, вклю­чая алкоголь и курение табака до того, как от них сформиро­валась физическая зависимость (Miller W., 1984; Landry M.,1987]. С. А. Кулаков (1989) распространил этот термин и на случаи без индивидуальной психической зависимости.

Для подростков термин «аддиктивное поведение», возможно, наиболее адекватен. Вряд ли удачно называть наркотизмом случаи, когда злоупотребляют не наркотиками, а другими ве­ществами. К тому же по созвучию с алкоголизмом, морфиниз­мом и др. этот термин может навести на мысль о сформиро­вавшейся зависимости. Еще менее удачно назвать поведение токсикоманическим, когда токсикомания еще не сформировалась, а злоупотреблять могут наркотиками. Термин «аддиктивное по­ведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о на­рушениях поведения. Лечение в этих случаях может быть на­правлено на дезинтоксикацию, если в этом имеется надобность. Психотерапевтические приемы используются в целях психопро­филактики. Главное же при аддиктивном поведении—не меди­цинские, а воспитательные меры.

В отличие от аддиктивного поведения сам термин «аддикция» в США используется как равнозначный зависимости. Аддикция подразумевает рост толерантности к средству, кото­рым злоупотребляют, постоянную озабоченность тем, чтобы его раздобыть и употребить, несмотря на предвидение пагубных последствий, а также повторные усилия прекратить злоупот­ребление без заметного успеха (American psychiatric..., 1988].

В США опубликовано множество работ о злоупотреблении разными дурманящими веществами как проявлении аддиктив­ного поведения у подростков. Примером может послужить ис­следование L.Johnson и соавт. (1984), показавших, что в 1973— 1983 гг. в штате Мериленд к окончанию средней школы 90 % подростков испытали на себе алкогольное опьянение, 57 % — курили марихуану, 27%—испробовали стимуляторы, 19%— ингалянты, 16%—кокаин, 15%—галлюциногены, 10%— опиаты, в том числе 1 % — героин.

В СССР в 1989 г. 70 % учащихся профессионально-техниче­ских училищ употребляли алкоголь (в том числе 16% чаще 1 раза в месяц), а 10 % пробовали наркотики или другие дур­манящие средства [Глазов А. А. и др., 1989]. У эстонских школьников старших классов спиртные напитки употребляли 77% (в том числе 33% не реже 1 раза в месяц), но с дейст­вием других дурманящих средств были знакомы только 3 % [Муст Р. и др., 1989].

Развитие аддиктивного поведения. Описано два пути этого развития, на каждом из которых можно выделить определенные этапы. Эти пути при злоупотреблении подростками наркотических и других токсических веществ (кроме алкоголя) были прослежены В. С. Битенским и соавт. (1989).

Первый путь можно назвать полисубстантным аддиктивным поведением. Подростки пробуют на себе действие различных токсических веществ, среди которых постепенно может быть выбрано наиболее привлекательное. Но злоупотребление может оборваться и до такого выбора.

Второй путь— моносубстантное аддиктивное поведение. Под­ростки злоупотребляют только одним веществом. Чаще всего это обусловлено тем, что только к нему имеется доступ, но иногда они намеренно отказываются от всех других.

На каждом из этих путей могут быть выделены отдельные этапы развития аддиктивного поведения. Но их разделение является схемой. Далеко не все этапы четко вырисовываются в каждом отдельном случае.

Этап первых проб служит началом аддиктивного поведения. Впервые пробуют какое-либо средство чаще всего в компании или под влиянием приятеля. В большинстве случаев первым выбирается алкоголь, иногда курение гашиша или ингалянты, реже других - препараты опия, стимуляторы или галлюцино­гены. Затем может последовать отказ от злоупотребления или повторение - нередко со все большей частотой или в опреде­ленном ритме. Причиной отказа могут быть неприятные ощу­щения, вызванные интоксикацией, или страх пристраститься к данному веществу, или угроза суровых наказаний.

Этап поискового «полинаркотизма» наступает именно тогда, когда вслед за первыми пробами следуют повторные. Попере­менно употребляют то алкоголь, то различные токсические ве­щества, включая доступные наркотики. Обычно это происходит в компаниях, которые собираются не только для совместного злоупотребления, последнее еще остается одной из целей сбо­рищ. Психоактивные вещества в этих компаниях используются «для веселья», для обострения восприятия модной музыки, для сексуальной расторможенности и т. п. Предпочитается то из средств, которое облегчает бездумную коммуникацию. За пре­делами своей компании ни алкоголь, ни иные токсические ве­щества не употребляются.

Этап выбора предпочитаемого вещества завершает поиски. Подросток останавливается на одном из нескольких веществ и предпочитает его. Но зависимости от предпочитаемого вещества еще нет. На данном этапе выявляется гедонистическая уста­новка — желание получить определенные приятные ощу­щения.

Этап групповой психической зависимости может быть до­бавлен к предыдущим этапам, описанным В. С. Битенским и соавт. (1989). На этом этапе потребность в употреблении алко­голя или иного токсического вещества возникает немедленно, как только собирается «своя» компания [Строганов Ю. А., Капанадзе В. Г., 1978]. За пределами этой компании влечения еще не возникает. Индивидуальная психическая зависимость как первый признак еще отсутствует. Для пробуждения влечения требуются стимулы, запускающие условнорефлекторные механизмы.

Второй путь (моносубстантное аддиктивное поведение) был назван также «первичным мононаркотизмом» [Битенский В. С. и др., 1989]. С самого начала до формирования зависимости подросток злоупотребляет только одним веществом. Чаще всего это относится к алкоголю (например, к самогону в сельской местности), в некоторых регионах - к гашишу или опиатам, и очень редко - к другим веществам. От первых случайных проб переходят к эпизодическому злоупотреблению. Постепенно фор­мируется групповая психическая зависимость. В дальнейшем другие вещества используются изредка как заменители избран­ного для злоупотребления средства или для усиления его дей­ствия.

ПЕРЕХОД АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БОЛЕЗНЬ

Риск развития алкоголизма, наркомании и токсикоманий при наличии аддиктивного поведения, по данным разных авторов, не одинаков. В отношении опиатов ве­личина риска указывается от 19 до 38% [Maddux J., Des­mond D., 1980], по данным D. Ladewig (1972) - 42 %. В то же время известно, что 95% молодых американских военнослужа­щих, воевавших во Вьетнаме и там злоупотреблявших наркотиками, вернувшись домой в США, бросили злоупотребление ими. Только 5% сразу обнаружили себя заядлыми наркома­нами, а еще 16% вернулись к наркотизации в дальнейшем.

Риск зависит от ряда факторов, в том числе от того, каким веществом начинают злоупотреблять. Внутривенное введение наркотиков значительно повышает риск. Но среди подростков, склонных к выпивкам, через 10 лет лишь у 12% был диагно­стирован хронический алкоголизм [Попов Ю.В., 1988].

Факторы, способствующие или препятст­вующие переходу аддиктивного поведения в болезнь, можно разделить на социальные, психологиче­ские и биологические.

К социальным факторам относятся доступность вещества для подростка, «мода» на него, степень грозящей ответствен­ности, влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток.

К психологическим факторам можно отнести тип акцентуа­ции характера подростка (о чем подробнее сказано в гл. 3), привлекательность возникающих ощущений и переживаний, выработка гедонистической установки, страх причинить реаль­ный (в глазах самого подростка) вред самому себе, в част­ности своему здоровью. Важное значение придается «отсутствию социальных интересов» и «стремлению к самоутвержде­нию» [Битенский В. С. и др., 1989].

Среди биологических факторов можно особо выделить сте­пень изначальной толерантности (например, индивидуальная непереносимость или, наоборот, высокая устойчивость). К ним также относятся отягощенная алкоголизмом наследственность (пьянство и алкоголизм родителей до рождения ребенка), резидуальное органическое поражение головного мозга, хрониче­ские болезни печени с нарушением ее детоксицирующей функ­ции. Но важнейшим из биологических факторов является при­рода того вещества, которым злоупотребляют.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РАННЕГО АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

Личко А.Е., Битенский В.С.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: