А.Г. Грецов
Влечение определяется в психологии как первичное эмоциональное проявление потребности. Межличностное влечение имеет место в том случае, если потребности связаны с личностными проявлениями другого человека. Значение влечений в общении состоит в том, что они во многом определяют эмоциональный компонент взаимоотношений, предпочтения в общении, круг общения индивида.
Межличностные влечения имеют особенно большое значение в подростковом возрасте, что связано с особенностями социальной ситуации развития подростков. Основанные на влечениях эмоциональные отношения имеют для подростков высокую субъективную значимость, а также существенно влияют на дальнейшее психосоциальное и психосексуальное становление молодых людей. Кроме того, влечения имеют большое значение для благополучного прохождения подростками кризиса идентичности.
Проблема диагностики межличностных влечений разработана в психологии очень слабо. Мы использовали для диагностики влечений неформализованное наблюдение, беседу, социометрию. В настоящее время нами разрабатывается формализованная анкета, направленная на диагностику степени выраженности влечений у подростков, а также схема формализованного наблюдения.
|
|
Исходя из основных потребностей и новообразований подросткового возраста мы разработали типологию влечений в общении подростков, а также проследили, какие психологические проблемы могут возникать на основе каждого из типов влечений, и сформулировали некоторые общие рекомендации по коррекции этих проблем. Рассмотрим основные типы влечений подростков.
Влечение на основе идентификации возникает в связи с тем, что для подростков характерно явление идентификации как механизм поиска идентичности. Предпосылкой психологических проблем может являться неадекватный выбор объектов идентификации, а также склонность к сравнению себя с объектами идентификации. Характерные проблемы — формирование асоциального поведения на основе идентификации с его носителями, а также нарушения самооценки как следствие сравнения себя с объектами идентификации.
Влечение на основе группирования возникает как следствие высокой значимости для подростка референтной группы, потребности в признании, явления групповой идентификации. Предпосылки проблем — выбор асоциальной референтной группы и формирование зависимости от нее, а также возможность отвержения референтной группой. Соответственно, у подростка может развиться асоциальное поведение на основе идентификации с группой, или эмоциональные проблемы в связи с отвержением.
|
|
В основе возникновения влечения-аттракции лежит потребность в установлении тесных эмоциональных отношений, взаимопонимании, дружбе. Высокая эмоциональность близких отношений при низком умении их поддерживать может приводить к резким эмоциональным переживаниям, социальной дезадаптации, утрате доверия к людям в результате нарушений таких отношений.
В подростковом возрасте активизируется сексуальное влечение как следствие полового созревания. Сексуальная зрелость на сегодня достигается раньше социальной, а для подростков характерна повышенная возбудимость при недостаточной дифференцированности влечения и незавершенности полоролевой идентификации. В связи с этим для подростков характерна высокая распространенность и разнообразие сексуальных девиаций.
Приведенные данные были получены на основании анализа литературы, собственного опыта работы с подростками в качестве психолога и обмена опытом с коллегами. Данная теоретическая концепция прошла проверку практикой, использовалась в психологическом консультировании и показала эффективность в работе с подростками.
В настоящее время нами подготовлен план более детального исследования, реализация которого даст возможность статистически проверить гипотезу о взаимосвязи особенностей влечений подростков со степенью озабоченности проблемами, а также создаст предпосылки для разработки системы работы с влечениями в подростковых группах.