В. С. Щеголева
Под групповой интеграцией понимают процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, формирования общих целей, оптимизации взаимоотношений. Проблема интеграции тесно связана с проблемой социально-психологической адаптации и рассматривается как вхождение в группу или общество, в частности, при изучении национальных меньшинств, эмигрантов, детей с проблемами в развитии, и т.д. Теоретические и методологические основы интеграции изучены недостаточно. Исследователи отмечают, что само понятие «интеграция» часто используется неточно и диффузно. Акцент делается на рассмотрении педагогического и социального аспекта проблемы, а собственно психологическая сущность состояния и процесса интеграции остается неизученной.
Значительное внимание проблеме интеграции уделяется в коррекци-онной педагогике, где под школьной интеграцией понимают включение особого ребенка в общий поток. Интеграция выступает здесь важным средством подготовки к будущей самостоятельной жизни в обществе. Рассматриваются различные модели интеграции. Идет дискуссия о плюсах и минусах интегрированного обучения. Обсуждается комплекс мер, необходимых для успешного осуществления процесса интеграции.
Однако проблема интегрированного обучения актуальна не только для организации обучения детей с проблемами в развитии. За последние годы расширилась категория детей с нарушенным социальным опытом: это социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, и дети, с рождения воспитывающиеся в государственных учреждениях. Воспитанники детских домов в наибольшей степени испытывают психическую депривацию. По определению И. Лангмейера и 3. Матейчика, психологическая депривация — психологическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психологических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительнЬго времени. Психическая депривация встречается и при семейном воспитании. Психическая депривация ведет к формированию специфических черт личности: импульсивности, неумению найти выход из конфликтной ситуации, агрессивности, низкому уровню эмпатии, а также к бедному арсеналу общения и узкому диапазону программ поведения. Перечисленные особенности значительно затрудняют общение, что приводит к межличностным и внутриличностым конфликтам и часто к асоциальному поведению. Таким образом, психическая депривация создает многочисленные препятствия для интеграции в общество.
При совместном обучении детей, живущих с родителями, и детей, воспитывающихся в детском доме, возникают определенные проблемы, связанные с психологическими особенностями этих категорий детей и с различием в их социальном статусе. Детей из учреждений часто отвергает детский коллектив, в противоречии с тестами интеллекта «домашние» дети оценивают их как «неумных». Некоторые родители бывают против совместного обучения их детей с воспитанниками детского дома. Отличительная черта детей, лишенных родительского попечительства — их отчужденность. Таким детям характерно чувство «мы» — особое психологическое образование, дающее им ощущение безопасности. Одноклассники из семей выступают в сознании воспитанников детских домов как «они», что развивает негативные отношения между этими группами детей. Кроме того, при совместном обучении у детей из детского дома может возникнуть комплекс переживаний, связанных с актуализацией психологического синдрома сиротства.
Таким образом, интеграция представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, сопровождающийся различными трудностями и требующий комплекса разработанных социальных и психолого-педагогических мер. Нами изучается психологический аспект данной проблемы, разрабатывается система психологических критериев для оценки эффективности процесса интеграции, определяются психологические условия, обеспечивающие успешность интегративного обучения. При изучении процесса интеграции возникают сложности, связанные с отсутствием специальных методик. Поэтому идет поиск методов исследования, предпринимается попытка разработки методик для изучения особенностей процесса интеграции. Планируется создание психолого-педагоги-ческой программы для оптимизации процесса интеграции и выработки рекомендаций по оказанию психологической помощи депри-вированным детям.