Формирование судейского корпуса

Понятие «судейский корпус» не употребляется в законодательстве. Вначале оно стало использоваться в средствах массовой информации, а затем в юридической литературе. Под судейским корпусом надо понимать совокупность лиц, занимающих судейские должности. К ним относятся судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, включая председателей судов, их заместителей и членов судов. В судейский корпус входят также судьи, находящиеся в отставке.

Существует три способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей; 2) назначение судей органами или должностными лицами государства; 3) смешенный способ, когда судьи одних звеньев судебной системы избираются, а судьи других – назначаются, либо когда в один и тот же суд одна часть судей назначается, а другая избирается. В современных государствах используются различные варианты.

На первый взгляд альтернатива выбора и назначения судей не должна существовать, поскольку выборы являются наилучшим способом утверждения легитимности власти. Но исторический опыт заставляет критически относиться к неограниченному использованию системы выборов. Судья должен подчиняться закону и тем самым не зависеть от лиц, его избравших. Главное для судьи – установить истину по рассматриваемому делу и вынести законное и обоснованное решение. Избиратели должны адекватно оценивать судью, соблюдающего закон. Но у них неодинаковый уровень правосознания. Отсюда их мнение может быть противоположным. По той же причине им сложно сделать выбор из нескольких кандидатур, предлагаемых на должность судьи. Поэтому система выборов судей при замещении судейских должностей не может быть господствующей. Она способна быть вспомогательной, дополняющей систему назначения судей органами государства. В свою очередь, использование системы назначения судей не безупречно, страдает рядом недостатков: подбор судей, исходя из их политических убеждений; затрудненность доступа граждан к тому, чтобы занять должность судьи.

И все-таки система назначения судей, ограниченная требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, и правом представлять к назначению лишь наиболее достойных лиц, имеет больше преимуществ, чем избрание судей. Она является еще более ценной, когда сочетается с системой выборов судей.

Для упрочения независимости суда нужен дифференцированный подход к комплектованию судейского корпуса. Исходным здесь является то, какие суды образуют судебную систему.

Определение способа замещения судебных должностей в Верховном Суде государства является особенно важным, поскольку он ближе всех остальных судов находится к законодательной и исполнительной власти и может влиять на политику государства, не говоря уже о том, что путем разъяснений законодательства, закрепленных в постановлениях, обязательных для всех правоприменителей, может воздействовать на судебную практику. Поэтому применительно к ним надо использовать систему выборности судей избирателями или парламентом на определенный срок.

Что касается судей остальных судебных инстанций, то они должны быть назначаемы главой государства. Это в какой-то мере обеспечит их независимость от местных государственных и общественных структур. Именно эти суды рассматривают основную часть юридических дел и от качества их работы в значительной мере будет зависеть правопорядок в государстве.

В Республике Беларусь комплектование судейского корпуса происходит путем назначения судей Президентом Республики Беларусь, а для назначения судей высших судебных инстанций государства при этом необходимо согласие Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст. 84 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания назначает на должность судей Верховного Суда и судей Высшего Хозяйственного Суда, а также назначает на должность Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов.

Президент Республики Беларусь назначает шесть судей Конституционного Суда (другие шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания) и с согласия Совета Республики назначает Председателя Конституционного Суда.

Президенту Республики Беларусь принадлежит право освобождать от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда. При этом согласия Совета Республики не требуется.

В соответствии со ст. 7 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г., судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей и г. Минска, назначаются Президентом Республики Беларусь.

Судьи судов всех звеньев судебной системы назначаются на должность бессрочно, кроме назначаемых на должность впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, бессрочно назначаются на должность после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам и исполнительному производству назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут пребывать в должности не более 11 лет.

Судьи военных судов всех уровней могут занимать должность до тех пор, пока они находятся на действительной военной службе.

Судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Это общие требования, предъявляемые к кандидатам в судьи низшего звена судебной системы. Однако эти требования недостаточны для судей вышестоящих судов. Кандидаты на должность судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет, а судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Лица, желающие занять должность судьи (кандидата на должность судей), сдают квалификационный экзамен экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается Квалификационной коллегией судей, действующей на основе Положения о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г. [81]

После успешной сдачи экзамена кандидат на должность судьи обращается в квалификационную коллегию судей с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи. Квалификационная коллегия с учетом результатов экзамена рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи или об отказе в ней.

Данные о результатах экзамена, а также другие материалы, характеризующие кандидата на должность судьи, Министерством юстиции направляются в Администрацию Президента Республики Беларусь.

В законодательстве содержатся также нравственные требования к кандидатам на должность судьи, где указывается, что судьей может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков (ст. 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»; ст. 6 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»).

Судьей Конституционного Суда может быть гражданин, обладающий высокими моральными качествами (ст. 14 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Эти общие нравственные требования конкретизированы в Кодексе чести судьи Республики Беларусь, принятом на Первом съезде судей Республики Беларусь, который состоялся 5 декабря 1997 г.[82], где изложены нормы поведения судьи как во время исполнения им своих профессиональных обязанностей, так и во внеслужебной деятельности.

Кроме требований нравственного характера, в законодательстве содержатся также иные требования, обеспечивающие независимость судей.

Судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, не могут заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или преподавательской, не связанной с занятием штатных должностей, осуществлять предпринимательскую деятельность, быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям, преследующим политические цели. Судьи не имеют право материально поддерживать политические партии и движения, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать на съездах политических партий и движений.

Назначенные на должность судьи приносят присягу, содержание которой для судей общих и хозяйственных судов закреплено в ст. 66 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». В Законе не конкретизировано перед кем судья приносит присягу, а лишь отмечается, что судьи приносят присягу «в торжественной обстановке».

К присяге членов Конституционного Суда, как назначаемых Президентом Республики Беларусь, так и избираемых Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, приводит Президент Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Содержание присяги закреплено в ст. 17 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Несменяемость судей

Судьи всех судов, входящих в судейскую систему Республики Беларусь, несменяемы. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судей обеспечивается назначением их на должность бессрочно. Даже если судья назначается на должность впервые, а после пяти лет работы судьей он, согласно действующему законодательству, назначается на должность судьи бессрочно, то в течение этих пяти лет также действует принцип несменяемости.

Приостановление и прекращение полномочий судьи осуществляется на основании правовых норм, закрепленных в законодательстве.

Приостановление полномочий судьи – это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей.

Полномочия судей общих и хозяйственных судов приостанавливаются на основании заключения квалификационной коллегии судей соответствующего суда.

Для приостановления полномочий судей Верховного Суда необходимо заключение квалификационной коллегии судей Верховного Суда; для приостановления полномочий судей областных (Минского городского), районных (городских) судов – заключение квалификационной коллегии судей соответствующего областного суда (Минского городского суда); для приостановления полномочий судей военных судов – заключение квалификационной коллегии судей Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов; в отношении судей хозяйственных судов – заключение квалификационной коллегии судей хозяйственных судов.

Основаниями для приостановления полномочий судей общих и хозяйственных судов являются:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением общего суда, вступившим в законную силу;

2) когда в установленном порядке дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или же заключение под стражу;

3) когда судья участвует в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие государственные должности.

Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с п.п. 2 и 3 указанного перечня или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать решение квалификационной коллегией судей. При этом в соответствии с п. 23 Положения о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г.[83] заключение квалификационной коллегии судей областей (г. Минска) и военных судов может быть обжаловано в квалификационную коллегию судей Верховного Суда, а заключение квалификационной коллегии судей Верховного Суда и заключение квалификационной коллегии судей хозяйственных судов могут быть обжалованы соответственно в Пленум Верховного Суда и Пленум Высшего Хозяйственного Суда.

Если основания для приостановления полномочий судьи отпали, то он восстанавливается в своих полномочиях. При этом необходимо заключение соответствующей квалификационной коллегии судей, которая принимала решение о приостановлении полномочий судьи.

Полномочия судей Конституционного Суда приостанавливаются по решению Конституционного Суда, принимаемого безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в следующих случаях: 1) когда дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) когда судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутата местных Советов депутатов.

Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется по решению Конституционного Суда.

Таким образом, приостановление полномочий судьи означает, что судья временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Однако это не ведет к снижению уровня его материального обеспечения, он продолжает получать заработную плату и иные виды вознаграждения за труд, кроме тех случаев, когда он подвергнут аресту. Судья возобновляет свои полномочия, когда основания для приостановления полномочий отпали.

Прекращение полномочий судьи означает полное его отстранение от должности в связи с лишением полномочий либо освобождением от исполнения обязанностей. В ст. 72 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» приведен исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий судьи. Прекращение полномочий судьи в связи с лишением его полномочий происходит по следующим основаниям: 1) умышленное нарушение судьей законности; 2) совершение судьей порочащего поступка, несовместимого с высоким званием; 3) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи. Этот вид прекращения полномочий носит принудительный характер и происходит по вине самого судьи.

Освобождение судьи от исполнения обязанностей, как разновидность прекращения полномочий, осуществляется:

1) по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;

2) в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с его согласия на другую работу;

3) по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно;

4) по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;

5) по собственному желанию;

6) в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.

Решение об освобождении судей общих и хозяйственных судов от исполнения обязанностей принимается Президентом Республики Беларусь с учетом заключения квалификационной коллегии судей.

При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению на свою прежнюю должность.

Для прекращения полномочий судей Конституционного Суда установлены несколько иные правила. Согласно ст. 18 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», полномочия судьи могут быть досрочно прекращены: 1) по его просьбе об отставке; 2) в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь; 3) в связи с достижением предельного (70-летнего) возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда; 4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи; 5) в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд; 6) в связи со вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором; 7) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 8) в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу; 9) в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи; 10) в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь на основании личного письменного заявления судьи и по представлению Конституционного Суда, причем при наличии некоторых оснований необходимо уведомлять Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Отставка судьи – это почетный уход или удаление судьи с должности. Почетный уход судьи происходит по его инициативе добровольно. Удаление судьи происходит в случае истечения срока полномочий судьи, признания его недееспособным или наличия у него болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности. В ст. 75 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что судья, проработавший на должности судьи не менее 20 лет, вправе выйти в отставку по собственному желанию независимо от возраста и причин ухода. Кроме того, судья считается в отставке в случае прекращения его полномочий в связи с признанием недееспособным в определенном законом порядке либо невозможностью им исполнения своих обязанностей продолжительный срок по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам.

За судьей, вышедшим в отставку, сохраняются права и гарантии. Он продолжает входить в состав судейского корпуса, может быть избран в органы самоуправления судей. На его распространяется Кодекс чести судьи Республики Беларусь [84].

Судье, находящемуся в отставке и имеющему трудовой стаж не менее 20 лет, выплачивается ежемесячное содержание, не облагаемое налогом, в размере 60 процентов должностного оклада с учетом индивидуальных надбавок и доплат, которые имел данный судья. Если судья находится в отставке и трудовой стаж на должности судьи у него менее 20 лет, то по достижении возраста 55 лет (для женщин –50 лет), выплачивается пожизненное содержание пропорционально сроку работы на должности судьи. В случае, когда стаж судьи более 20 лет, то размер пожизненной платы увеличивается на 3 процента за каждый полный год работы свыше двадцати лет. При этом сумма содержания не может быть больше 75 процентов размера должностного оклада судьи.

На основании решения квалификационной коллегии судей отставка прекращается в случае совершения судьей в отставке поступка, дискредитирующего звание судьи, а также в случае повторного назначения на должность судьи. Отставка прекращается в связи со смертью судьи или объявления его в установленном порядке умершим.

Во время отставки судья по его желанию, а также в случае прекращения отставки вправе получить вместо пожизненного содержания пенсию на общих основаниях.

Судья Конституционного Суда также имеет право уйти в отставку. Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены вследствие его просьбы об отставке или в связи с достижением им предельного (70-летнего) возраста пребывания в должности судьи. В стаж его работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: