Соотношение философии и науки

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

· имеет много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат

· однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человеческих знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ним - см. схему 14.

Схема 14

Но, тем не менее, многое связывает философию с наукой. Например, стремление к объективному, достоверному познанию мира и человека. Другая черта, объединяющая науку и философию – стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. Философия даже в большей степени, чем наука, исторична. Она всецело исторична и немыслима без истории, рассматривается в историческом бытии общества. Наконец, философия, как и наука, несовместима с суевериями.

То, что в философии нет такой математической строгости добытых результатов познания, как в естественных науках, еще не говорит о том, что в ней отсутствует познание. Понятие «знание» гораздо шире, чем понятие «научное знание», - последнее лишь входит в первое. Существует огромный пласт знаний, без которых не в состоянии жить ни человек, ни человеческое общество, однако его нельзя назвать научным.

Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества, в религии, морали и искусстве. Оно выходит за рамки причинно-следственных знаний и рационализма, а иногда не просто трудно поддается научному анализу, но может и разрушиться под его воздействием. Однако философия учитывает такое знание. Ведь люди не всегда ведут себя в обществе рационально, и это не обязательно плохо. Разве можно назвать любовь или бескорыстную помощь другому человеку всецело рациональным? Однако без этих проявлений духовности нет человека.

Вместе с тем философия не иррациональна, не противостоит науке, хотя, как мы убедились, и не тождественна ей. Она, если и называть ее наукой, представляет собой науку особого рода. Философия избирает самое существенное из тех знаний, которые вырабатывают науки. Она «снимает с них сливки», следуя мудрости древнегреческого философа Гераклита, сказавшего, что «много знать должны мужи философы», и одновременно – «многознание уму не научает» (мы поясним: если оно носит не сущностный, а поверхностный, лишь информативный характер).

Чтобы глубже осознать специфику философии, проведем различие между ней и наукой, первоначально – по предмету, а затем – по методу. Предмет философии умозрителен, не может быть дан в непосредственном восприятии. Бытие мы нигде и никак не можем обнаружить при помощи органов чувств, оно может утверждаться лишь умозрительно. Мы воспринимаем лишь сущее во всем его многообразии, но нигде – сущее как целое, т.е. бытие. Но именно бытие и является предметом философии, в то время как наука изучает сущее, дробя его на различные виды в зависимости от конкретной дисциплины. Предмет философии для науки не просто недоступен, она не в состоянии его даже открыть; не открыв же его, наука не может задаться и вопросом о его специфике.

В то время как философу доступны иные сферы познания, т.е. традиционные науки, ученому, если он не способен расширить горизонт своего сознания и углубиться до теоретического познания, философия в принципе недоступна. Если же ученый задается вопросами бытия как такового, то он с этого самого момента становится уже философом. Но бывает так, что среди философов оказывается много ученых, а среди ученых – философов. Но бывают, конечно, и псевдофилософы, и псевдоученые. Они занимаются разработками «вечных двигателей», поисками НЛО или путешествиями в «иные миры», что не имеет никакого отношения ни к науке, ни к философии. Это область квазинаучного (мнимого) и псевдофилософского знания.

Философия первична по отношению к науке, поэтому она не может произойти от науки как от простого накопления научных знаний. Ведь философское знание, о чем мы уже говорили, имеет принципиально иной, качественно иной характер. Сколько бы мы не познавали мир эмпирически, мы не сможем ничего сказать о факте его бытия как такового, ибо ответ на этот вопрос теоретичен. Но, наоборот, все науки, если говорить по существу, а не согласно только временной последовательности, возникли через отпочкование от философии как целостного и охватывающего все бытие мировоззрения. От сущего невозможно подняться к бытию, но с высоты бытия можно окинуть взором все сущее, поэтому, например, античные философы были первооткрывателями многих наук. Вопрос бытия мира – чисто теоретический вопрос, и положить предел миру может только умозрение.

Философствование требует известного мужества, ибо самостоятельно мыслить всегда опасно, но зато плоды такого мышления несравнимы с теми плодами, которые может произвести наука. Духовный плод не идет ни в какое сравнение с плодом материальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: