Понятие философии. Функции философии

Приступая, к изучению философии, необходимо выяснить, в чём особенность этой сферы познания, каковы её функции, в чём её отличия от религии, искусства, обыденного знания. Необходим понять общий тип решаемых философией задач. Является ли философия наукой в строгом смысле слова? Для того, чтобы какая-либо сфера познания, считалась наукой, они должна отвечать критериям научного знания: объективность (требует раскрытия природных объектов такими, какими они существуют в действительности, стремится объяснить их, исходя из естественных причин, исключая всё субъективное, сверхприродное; эта черта отличает науку от религии или искусства), рациональность (требует обоснованность, доказанность, доступности разуму всех выводов и результатов, получаемых наукой; в науке всегда должны быть приведены необходимые основания, по которым тот или иной вывод является истинным; это отличает науку от обыденного знания, например, от религии, искусства и т.д.), эссенциалистская направленность (эссенциа – сущность; наука всегда направлена на познание сущность изучаемого объекта, явления, события на установление основных законов и закономерных связей), системность (предполагает упорядоченность знаний по определённым принципам в форме развёрнутых теоретических понятий, законов, теорий), проверяемость (научная истинна является принципиально проверяемым знанием; наука обращается к теоретическим и экспериментальным методам проверки своих выводов и в конечном итоге, подтверждается крактикой). Философия отвечает всем критериям научного знания.

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Философия – это наука о наиболее общих связях в системе мир-человек. Однако, если определять философия как науку, то следует учитывать, что она обладает более сильной, чем другие науки мировоззренческой направленностью. Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нём, а так же обусловленными этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. На протяжении всей истории философии, она занималась построением определённых картин мира, то есть, мировоззренческих систем. В связи с этой особенностью философии, современные учёные часто определяют её через понятие мировоззрения. Например, философия – это наукообразная система взглядов на мир и на место человека в нём. На ряду с философским мировоззрением, существуют и другие формы мировоззрения, например: обыденная, религиозная, мифологическая, художественная и другие. От иных форм мировоззрения, философия отличается своей научностью, то есть, тем, что относится к научной сфере общественного сознания. Она имеем свой категориальный аппарат, опирающийся на данных других наук на весь совокупных опыт развития человечества. Размышление над всеобщими проблемами в системе мир-человек. При чём, для философии характерно состояние некоторой выделенности человека из мира, свойственное для мировоззренческих систем. Рассматривая важнейшие аспекты взаимоотношений между системами мир и человек.

Онтологическое отношение человека к миру. В рамках этого отношения, человек осмысливает: что первично, мир или человеческое сознание, что на что влияете, что составляет базис сознания. Гносеологические отношения (гносис – знания, познавательное отношение). Аксиологическое (ценностное) отношение. Праксеологичесчкое отношение (практическо-преобразовательное).

Из многообразных связей между миром и человеком вычленяется предмет философии. Предмет науки – это та область действительности, изучением которой занимается конкретная наука. Предметом философии является все общие в системе мир-человек, то есть, всеобщие законы, связи, закономерности.

Философия изучает только всеобщее, при чём, в философско-всеобщем важно противопоставление человека и мира. Предмет философия входит в то, что включается в создаваемую человеком универсальную картину мира.

Исторически сложились основные разделы философского знания: онтология (учение о бытии), гносеология (об основных закономерностях человеческого познания), социальная философия (раздел философии, в котором рассматриваются основные закономерности развития человеческого общества), логика (об основных законах человеческого мышления), этика (учение об основных закономерностях взаимоотношений людей в обществе), эстетика (учение о прекрасном), философская антропология (учение о человеке, как многомерном существе). Важнейшим является онтология т.к. он определят решение вопросов во многих других разделах философского знания.

Философия выступает в двух ипостасях: с одной стороны, как информация о мире в целом и об отношениях человека к миру; и как комплекс к принципам познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. В связи с этим, принято выделять два основных видах функции философии: мировоззренческие функции и методологические.

Лекция №2 (20.02.2010)

В соответствии с этим, все функции философии принято подразделять на два вида: мировоззренческие и методологические. Иерархия мировоззренческих функций строится в соответствии со значимостью проблем, решаемых философией:

1. Гуманистическая. Философия в рамках этой функции помогает решить человеческие проблемы (вопрос о жизни и смерти, о счастье, а смысле жизни, о правилах поведения и т.д.). Философия помогает человеку преодолеть тот разрыв, который может возникнуть между им как личностью и другими людьми, обстоятельствами, миром в целом. Она помогает человеку осмыслить своё место в мире и правильно построить взаимоотношения с другими людьми.

2. Социально-аксиологическая. Эта функция делится на ряд подфункций:

2.1 Конструктивно-ценностная. Философия разрабатывает представление о важнейших человеческих ценностях, таки как: добро, справедливость, красота, истина и т.д. Кроме того, философия выстраивает социальные идеалы, то есть, стремится показать, каким должно быть общество, государство, поведения человека и тому подобное.

2.2 Интерпретация. Философия объясняет, интерпретирует социальную действительность, показывает особенности реальной действительности

2.3. Критическая подфункция. Ориентация философии на ценности и идеалы приводит к осознанию того, что действительность далека от идеалов, в силу чего, она должна быть подвержена критике. Философия критична по своему существу.

3. Культурно-воспитательная. Знание философии, в том числе, основных принципов устройства мира, законов познания и мышления, основных принципов и норм поведения способствует к формированию человека важнейших качеств культурной личности: ориентация на истину, добро, справедливость, красоту и т.д. Философия формирует у человека критичность и самокритичность, сомнение, умение видеть противоречивость мира и т.д.

4. Объяснительно-информационная. Одна из главных задач философии – построение научного мировоззрения такого, которое соответствует современному развитию науки, исторической практике, интеллектуальные требования современного человека.

Методологические:

1. Эмпристическая. Философия содействует приросту научных знаний, создаёт предпосылки для научных открытий. Применение философского метода в единстве с логическими методами и частными методами конкретных наук обеспечивает прирост знания, способствует выдвижению гипотез и разработке новых теорий.

2. Координирующая. В процессе научного познания методы различных наук координируются, то есть, соотносятся в соответствии со своими науками познания. Метод в каждой науке соответствует тому объекту, которому эта наука изучает. Философия изучает методы наук, позволяя установить связи между ними, определяет их соотношение и, тем самым, обеспечивает единство научной методологии в целом.

3. Интегрирующая. Философия выполняет роль объединяющего знания. Она рассматривает мир как единый, целостный (философский принцип единства мира). Несмотря на то, что мир и его явления разнообразны, философия способна установить общие закономерность в его строении развитии, функционировании, а поскольку, мир един, то и знание о нём должно складываться в единую картину, иметь целостный характер. В силу этого, философия учит тому, что конкретные науки могут обладать лишь относительной, но не абсолютной самостоятельностью. Философия выполняет роль объединяющей системы для научного знания о мире.

4. Логико-носиологическое. В рамках этой функции происходит разработка собственной философской методологии, обосновании понятийных и теоретических структур научного знания. Философия разрабатывает исторический метод, диалектический метод, системный подход и другие методы познавательной деятельности в целом. Кроме того, философия формулируется в логические принципы мышления, обеспечивающее стройность и непротиворечивость мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: