Вы будете изучать:
- общие закономерности развития философии Востока и Запада;
- философию Древней Индии и её главные философско-религиозные направления;
- философию Древнего Китая и её основные философские школы.
Цели темы:
- дать основное представление о философии Востока и Запада;
- изучить тенденции развития философских школ Древней Индии и Древнего Китая;
- дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;
- показать самоценность философской мысли и Востока и Запада.
После изучения темы вы сможете:
- знать персоналии и терминологию философии Индии и Китая;
- выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;
- знать специфику философских школ Индии и Китая;
- выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;
- ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.
Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс не был однороден. Так, в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее же всего философские традиции и школы утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II - началу I тысячелетия до нашей эры.
|
|
Восток всегда привлекал людей своей таинственностью, неизвестными обрядами и традициями.
Индийская и китайская философия одарила человечество богатством идей, религиозно-духовных и социальных дисциплин. В восточной философии существует три главных традиции, одна родом из Китая, другая из Индии, а третья – с ближнего Востока.
Восточная философия заложила основы развития самых значимых религиозных направлений.
Сейчас наиболее важно изучение культуры и традиций Востока, так как основным направлением развития международной политики становиться отношение между западом и востоком. И чтобы объективно оценивать те или иные события, происходящие в мире, мы должны разбираться в культурных особенностях развития восточного региона.
Развитие философии на Востоке и Западе имеет ряд общих закономерностей и различий.
Восток | Запад |
Различия философской проблематики Запада и Востока | |
Сконцентрирована на проблеме человека | Многопроблемна: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. |
Развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстаёт и как философское, и как религиозное (например, брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство) | Философия придерживается научной методологии. Философские учения Запада не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция |
Проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя. | Познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, то есть разрабатываются проблемы логики |
Социальная философия: проблемы общечеловеческих ценностей, проблемы закона, отношения народа и правителя | Социальная философия: проблемы государства, управления, власти, имущественного деления общества, этики, этикета, войны и мира, труда, закона, желаний и интересов власти и т.д. |
Общие закономерности философии Востока и Запада | |
Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть и другие. | |
Философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. | |
Философия и Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям |
Вся духовная цивилизация Востока несёт в себе обращение к бытию личности, её самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всём образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.
|
|
Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.
Индийскую философию можно разделить на 5 значительных периодов в соответствии с различными источниками философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху.