Теория познания и учение о монадах Г. Лейбница. 54

Немецкий ученый-математик, юрист и философ Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой клас­сической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции и познания. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, – на высшую – Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой – всех сотворенных – на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи – прояв­ления субстанции) на два класса– протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:

1) весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу; данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого – «единое», «единица»);

2) монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; она обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

3) по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;

4) монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса: « голые монады» (лежат в основе неорганической природы, т.е.камней, земли, полезных ископаемых), монады животных (обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием), монады человека (обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить) и Бог (высшая монада). Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о монадах была гносеология. Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: все знания разделил на два вида – «истины разума» и «исти­ны факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер. А «истины факта» являются знаниями, полученными эмпирическим (опыт­ным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер. Несмотря на то, что опытное знание вероятностное, а не достоверное, тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществ­ляться не только путем получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное (полученное на основе разума) – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое (основанное на опыте) – лишь вероятностный.


Тесты для самоконтроля к главе 6

1. Направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум:

а) рационализм;

б) эмпиризм;

в) механицизм;

г) антропоцент­ризм.

2. Направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в ра­зуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание– сила»:

а) рационализм;

б) эмпиризм;

в) механицизм;

г) антропоцент­ризм.

3. Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он:

а) обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции;

б) выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожден­ных идеях»;

в) стал автором теории дуализма;

г) во всем вышеперечисленном.

4. Как звучит всемирно известное высказывание Рене Декарта, в котором заключается его философское кредо:

а) «Мыс­лю, следовательно, не глуп»;

б) «Мыс­лю, следовательно, не обманите»;

в) «Мыс­лю, следовательно, существую»;

г) «Мыс­лю, следовательно, добиваюсь».

5. Согласно Декарту, все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя, носит название:

а) монада;

б) субстанция;

в) мышление;

г) атрибут.

6. Как звучит афоризм Фрэнсиса Бэкона, который сжато выражает все его философское кредо:

а) «Знание – слабость»;

б) «Знание – сила»;

в) «Знание – оружие»;

г) «Знание – богатство».

7. Обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов составляют суть метода:

а) дедукции;

б) индукции;

в) сравнения;

г) аналогии.

8. Кто из философов нового времени высказывался о сознании как о «чистой доске»,на которой записывается опыт, источником которого выступает внешний мир?

а) Фрэнсис Бэкон;

б) Джон Локк;

в) Томас Гоббс;

г) Рене Декарт.

9. Кому принадлежит знаменитое высказывание: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»?

а) Эразму Роттердамскому;

б) Готфриду Лейбницу;

в) Бенедикту Спинозе;

г) Фрэнсису Бэкону.

10. Кто из философов Нового времени выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций)?

а) Эразм Роттердамский;

б) Готфрид Лейбниц;

в) Бенедикт Спиноза;

г) Фрэнсис Бэкон.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: