Генезис науки, историческое развитие. Особенности классической, неклассической и постнеклассической науки

1. Понятие науки. Под наукой понимается:

особым образом организованная специализированная деятельность человека;

2) результат этой деятельности – особое знание о мире;

3) социальный институт, благодаря которому возможны 1) и 2).

Генезис науки.

Основные вариации возникновения философии науки:

Выделяют два основных этапа развития науки: протонаука и собственно наука.

· Протонаука возникает в античной культуре. Она существенным образом отличается от обыденного познания: это теоретический способ постижения мира. Культура древней Греции создаёт ряд предпосылок возникновения протонауки:

ü Представление о закономерном ходе природных.

ü Представление о вариабельности мира <= демократические формы правления (граждане могли что-то менять в устройстве государства).

ü Формирование диалогового стиля мышления.

ü Неутилитарное отношение человека к миру (интерес к миру “просто так”) => предпосылка фундаментальных исследований.

ü Разделение трудовой деятельности на проективную (интеллектуальную) и исполнительную (физическую). Это придаёт новый социальный статус познавательной деятельности (она становиться как бы более престижной).

ü Способность оперировать идеальными объектами как самостоятельными сущностями в отрыве от предметов.

Первая исследовательская программа была реализована в Евклидовой геометрии: индуктивный ход от аксиом, не требующих доказательства к выводам с помощью логических приёмов. Но:

- весь массив научного знания ещё не был пропущен через этот канон;

- наука не оформилась ещё как социальный институт;

- отсутствовали научные коммуникации;

- в вопросе соотнесения с реальностью – в античности не было эксперимента, поскольку преобладает теоретическая деятельность.

· Спенсер и Милль связывали возникновение науки с появлением человека. Наука растворяется в мире культуры. Наука – высокопрофессиональная деятельность, предполагающая определенную организацию, не осуществляется стихийно.

· Наука – детище техногенной цивилизации. Возникает на рубеже 16-17 веков.
С самого начала 17 века – время становления математизированного экспериментального естествознания. В этот же период оформляется наука как социальный институт. Пример: появляются академии, возникает научная коммуникация, начинается издание научной периодики, наука оформляется как профессиональная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: