«107. Чем более пристально мы приглядываемся к реальному языку, тем резче проявляется конфликт между ним и нашим требованием. (Ведь кристальная чистота логики оказывается для нас недостижимой, она остается всего лишь требованием.) Это противостояние делается невыносимым; требованию чистоты грозит превращение в нечто пустое. – Оно заводит нас на гладкий лед, где отсутствует трение, стало быть, условия в каком-то смысле становятся идеальными, но именно поэтому мы не в состоянии двигаться. Мы хотим идти: тогда нам нужно трение. Назад, на грубую почву!
108. Мы узнаем: то, что называют «предложением», «языком», – это не формальное единство, которое я вообразил, а семейство более или менее родственных образований. – – Как же тогда быть с логикой? Ведь ее строгость оказывается обманчивой. – А не исчезает ли вместе с тем и сама логика? – Ибо как логика может поступиться своей строгостью? Ждать от нее послаблений в том, что касается строгости, понятно, не приходится. Предрассудок кристальной чистоты логики может быть устранен лишь в том случае, если развернуть все наше исследование в ином направлении»[76].
|
|
Тема 2. Понятие. Виды понятий. Отношения между понятиями. Операции с понятиями
Теория.
Понятие – логическая форма мышления, отражающая единство общих, существенных и отличительных признаков предметов или явлений.
Понятие является хоть и первейшей, но не простейшей формой логического мышления. Не случайно теория понятий была разработана значительно позднее учения о суждениях и умозаключениях, лишь в семнадцатом веке!
Латинский эквивалент «понятия» – conceptus, что означает «схватывание»; «зародыш».
Логика исследует понятие через призму двух ключевых категорий: содержания и объема.
Содержание (качественная характеристика) понятия – совокупность существенных признаков предмета.
Объем (количественная характеристика) понятия – множество предметов, охватываемых данным понятием.
Виды понятий
По объему все понятия делятся на:
– общие (объем которых включает не меньше двух предметов, например, «композитор») и единичные (в объеме таких понятий мыслится лишь один элемент, например, «Иоганн Себастьян Бах»).
Особенную подгруппу составляют понятия с нулевым объемом (таким понятиям в реальности не соответствует ни одного предмета, например, «Гатчинская Консерватория»). Однако не всегда возможно установить однозначную принадлежность понятия к тому или иному классу системы. Не случайно в средневековой философии возникла полемика между номиналистами и реалистами по вопросу существования общих понятий. К какой группе следует отнести понятие Бога, материи или души? Можно ли подтвердить факт их реального присутствия в повседневности? В контексте этого спора логики приняли решение о разграничении физического и логического объема понятий. В качестве интеллектуального упражнения читателю предлагается самостоятельно проанализировать следующие понятия на предмет наличия у них физического и логического объема: «форма», «разум», «идея».
|
|
По содержанию понятия подразделяются на:
– абстрактные (свойства или отношения между предметами мыслятся в отрыве от самого предмета, например, «свобода», «мужество», «красота») и конкретные (отражают сами предметы, например, «свободная страна», «красивая картина», «мужественный человек»);
– собирательные (признаки понятия относятся не к каждому предмету класса, а ко всему классу в целом, например, «созвездие», «библиотека», «лес») и разделительные (признаки понятия применимы к каждому элементу класса, например, «звезда», «книга», «дерево»);
– безотносительные (отражают предметы, существование которых не требует необходимой связи с другими предметами, например, «стул», «корабль», «лестница») и соотносительные (существование одного немыслимо без существования другого, например, «выше – ниже», «числитель – знаменатель», «сын – отец»).
Наиболее значимо, с точки зрения логического анализа, уметь разграничивать собирательные и разделительные понятия. Этот навык станет особенно актуален при освоении темы «Умозаключения», поскольку для построения правильного силлогизма необходимо использовать только понятия в разделительном смысле.