Организация защиты дипломной работы

3.5.1 Законченная дипломная работа в сброшюрованном виде, подписанная студентом (и консультантом — при его наличии) представляется научному руководителю не позд­нее чем за 30 дней до утвержденной даты ее защиты.

3.5.2 Руководитель составляет отзыв на дипломную работу. В отзыве должны быть отмечены:

а. актуальность темы дипломной работы;

б. объем выполнения задания;

в. степень самостоятельности и инициативности обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени;

г. умение обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени, пользоваться специальной литературой;

д. способность обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени, к проектной, технологической, исследовательской, исполнительской, творческой (в сфере искусства), организаторской и другой работе;

е. возможность использования полученных результатов на практике;

ж. возможность присвоения обучающемуся, осваивающему содержание образовательной программы высшего образования I ступени, соответствующей квалификации.

3.5.3 Дипломная работа и отзыв руководителя на дипломную работу не позднее чем за две недели до защиты дипломной работы представляются заведующему выпускающей кафедрой, который решает вопрос о возможности допуска обучающегося к защите дипломной работы.

Для определения возможности допуска обучающегося к защите дипломной работы на выпускающей кафедре может создаваться рабочая комиссия (комиссии), которая определяет соответствие дипломной работы заданию и требуемому объему выполнения. Рабочая комиссия может заслушивать руководителя дипломной работы, обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени.

Допуск обучающегося, осваивающего содержание образовательной программы высшего образования I ступени, к защите дипломной работы фиксируется подписью заведующего кафедрой на титульном листе дипломной работы.

Если заведующий кафедрой (начальник кафедры) или рабочая комиссия установили несоответствие дипломной работы заданию и требуемому объему выполнения, вопрос о допуске обучающегося к защите дипломной работы рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя дипломной работы.

3.5.4 Допущенная к защите дипломная работа направляется заведующим кафедрой на рецензию. Состав рецензентов утверждается деканом факультета по представлению заведующего кафедрой не позднее одного месяца до защиты дипломных работ. Допускается внутреннее рецензирование сотрудниками института. Рецензенту для ознакомления с работой и подготовки рецензии отводится до 10 дней.

3.5.5 В рецензии должны быть отмечены:

а. актуальность темы дипломной работы;

б. степень соответствия дипломной работы заданию;

в. логичность построения материала;

г. полнота и последовательность критического обзора и анализа литературы по теме дипломной работы;

д. полнота описания методики расчета или проведенных исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов, отметка достоверности полученных выражений и данных;

е. наличие аргументированных выводов по результатам дипломной работы;

ж. практическая значимость дипломной работы, возможность использования полученных результатов;

з. недостатки и слабые стороны дипломной работы;

и. замечания по оформлению дипломной работы и стилю изложения материала.

3.5.6 К защите дипломной работы допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план, включая сдачу государственных экзаменов.

3.5.7 Защита дипломной работы проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) с участием не менее половины ее состава.

3.5.8 Не позже, чем за два дня до момента защиты дополнительно к документам, представленным перед государствен­ными экзаменами в ГЭК, представляются: а) дипломная работа; б) отзыв руководителя; в) рецензия; г) справка о внедрении полученных результатов (при ее наличии); д) иллюстративный материал, выносимый на защиту; е) опубликованные тезисы, статьи и другие материалы, характеризующие достижения дипломника в научной, организационной, общественной и других видах работ.

3.5.9 Заседанием ГЭК руководит ее председатель. Председатель объявляет фамилию, имя, отчество дипломника, тему его работы и студент приступает к защите своей работы. Регламент выступления — до 15 минут.

3.5.10 В своем выступлении на заседании ГЭК дипломник должен отразить: а) актуальность темы; б) краткую характеристику объекта исследования; в) теоретические и методологические положения, на которых базируется дипломная работа; г) результаты проведенного анализа по изучаемой проблеме; д) конкретные рекомендации по решению поставленной в дипломной работе проблемы с обоснованием возможности ее реализации; е) перечень положений работы, которые являются предметом защиты; ж) экономический и социальный эффекты от внедрения разработанных предложений.

3.5.11 Для убедительности, доказательности и облегчения своего выступления дипломнику целесообразно использовать таблицы, графический материал (графики, диаграммы, схемы, алгоритмы, карты и др.).

3.5.12 Формами, в которых графический материал представляется в ГЭК, могут быть:

- листы чертежной бумаги формата А1 (594 х 841 мм), оформленные с использованием туши или фломастера;

- дискеты, СD-диски, проекционные материалы для демонстрации с помощью средств презентации;

- сброшюрованные листы формата А4 (210 х 297 мм), представляемые каждому члену ГЭК.

3.5.13 После выступления студента, оглашения отзыва руководителя и рецензии дипломник отвечает на заданные ему вопросы и замечания рецензента, председателя, членов ГЭК, а также присутствующих на защите.

3.5.14 ГЭК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты дипломной работы, оценивает ее, принимает решение о присвоении студенту соответствующей квалификации. При оценке дипломной работы учитывается его практическая ценность, содержание доклада и ответы обучающегося на вопросы, отзыв руководителя дипломной работы и рецензия. ГЭК принимает также решение о выдаче диплома с отличием, без отличия, рекомендации в аспирантуру. Решение принимается большинством голосов, при их равенстве мнение председателя является решающим.

3.5.15 Повторная итоговая аттестация обучающихся, не сдавших государственный экзамен, не допущенных к защите дипломной работы, не защитивших дипломную работу и отчисленных из МГЭИ, проводится в соответствии с графиком работы ГЭК последующих учебных лет. При этом государственные экзамены сдаются по тем же учебным дисциплинам, которые были определены учебными планами, по которым проходило обучение обучающегося в год его отчисления.

Обучающимся, не сдававшим государственный экзамен (экзамены), не защищавшим дипломную работу по уважительной причине (болезнь, семейные обстоятельства, стихийные бедствия и иное), подтвержденной документально, ректором МГЭИ на основании заявления обучающегося и представления декана факультета продлевается обучение на срок, устанавливаемый в соответствии с причиной непрохождения итоговой аттестации.

В перечисленных выше случаях вопросы о теме дипломной работы, о научном руководителе решаются заведующим соответствующей выпускающей кафедры.

4 Курсовая работа

4.1 Курсовая работа, как форма текущей аттестации обучающихся при освоении содержания образовательных программ высшего образования 1 ступени, является видом самостоятельной работы обучающихся, представляющей собой решение в курсовой работе учебной задачи по изучаемой дисциплине в соответствии с установленными к курсовой работе требованиями.

4.2 Цель курсовой работы: а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания, практические умения и навыки в соответствии с содержанием дисциплины, по которой она выполняется; б) овладеть навыками самостоятельной работы; в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; г) выработать умение публичной защиты; д) подготовиться к более сложной задаче - выполнению дипломной работы.

4.3 Тематика курсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического курса, быть увязана с практическими задачами народного хозяйства и науки, быть реальной.

4.4 Темы курсовых работ разрабатываются на кафедрах и утверждаются заведующими кафедрами до начала семестра, в котором предусмотрено их выполнение в соответствии с учебным планом МГЭИ по специальности.

4.5 Требования, предъявляемые к курсовой работе, можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию (основной части); требования к оформлению.

4.6 Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и быть аналогична структуре дипломной работы: иметь титульный лист, реферат, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

4.7 Титульный лист оформляется в соответствии с приложением Ж.

4.8 Требования к реферату и содержанию (плану) курсовых работ аналогичны правилам оформления реферата и содержания дипломных работ в соответствии с 3.2.4; 3.2.5 и приложениями В, Г.

4.9 Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, ее конкретные задачи и методы исследования.

4.10 При определении целей и задач исследований необходимо грамотно их формулировать. Так, при определении цели не следует использовать глагол «сделать», правильнее - глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д.

4.11 Основная часть работы включает два—четыре раздела, которые разбивают на подразделы. Каждый раздел посвящен решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается подведением итогов.

4.12 Необходимо избегать логических ошибок, например, давать одинаковое название курсовой работе и одному из ее разделов.

4.13 Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и поэтому должна базироваться на новейших достижениях науки в своей сфере.

4.14 Содержание работы иллюстрируется таблицами, графическим материалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами и т.п.).

4.15 Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух — трех источников. Чтобы исключить плагиат, серьезные теоретические положения необходимо приводить со ссылкой на источник, в качестве которого не рекомендуется использовать учебник по данной дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе.

4.16 Не следует перегружать ее длинными цитатами из авторитетной теоретической публикации. Например, характеризуя какое-либо понятие, надо своими словами пересказать, кто из ученых и в каких источниках дает определение (понятие) этого термина и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых.

4.17 В работах теоретического характера, анализируя литературу по теме исследования, изучая и описывая опыт наблюдаемых событий (явлений), необходимо высказать собственное мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.

4.18 Оформление заключения, списка использованных источников и приложения осуществляется как и для дипломной работы в соответствии с 3.2.8, 3.2.10 и приложением Д.

4.19 Объем курсовой работы — 25—30 страниц печатного текста, выполненного через 1,5 межстрочных интервала (38-41 стока на странице). Работу сшивают в папку-скоросшиватель или переплетают.

4.20 Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя — руководителя работы. Руководство начинается с выдачи задания и продолжается в форме консультаций.

4.21 Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения ее этапов, определяет необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель.

4.22 Студенты заочной формы получения образования выполняют работу на материалах предприятий (организаций, учреждений), где они работают или проходят практику. Студенты дневной формы получения образования могут использовать материалы, собранные в период практики.

4.23 Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней преподавателем — руководителем работы, который дает письменное заключение по работе — рецензию.

4.24 При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и экономический). Одновременно рецензент отмечает ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите.

4.25 Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первой рецензии.

4.26 Защита курсовых работ производится перед комиссией, которая формируется заведующим кафедрой в составе двух человек с участием руководителя курсовой работы. Комиссия принимает решение большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.

4.27 На защите студент должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Окончательная оценка курсовой работы выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы.

4.28 Работа, выполненная студентом в научном кружке (обществе) и доложенная на его заседании, засчитывается как курсовая.

5 Реферат

5.1 Реферат (в переводе с латинского языка «пусть доло­жит») — сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами (ГОСТ 7.9-95).

5.2 Рефераты помещают в первичных документах (книгах, журналах, отчетах, диссертациях, дипломных работах и т.д.) и во вторичных документах (реферативных журналах, сборниках и др.).

Различают еще реферат как самостоятельный вид письменной работы (научной или студенческой).

5.3 Реферат как разновидность студенческой работы, отвечает на вопрос, что содержится в публикациях по данной теме.

5.4 Реферируя то или иное произведение, следует стараться достаточно полно, четко и последовательно передать его содержание в максимально сжатой и по возможности обобщенной форме. Одновременно с этим реферат — не механический пересказ работы, а изложение его существа. Если это необходимо для уяснения содержания научной работы, в реферат могут быть включены цифровые данные, таблицы, графики, чертежи, схемы.

5.5 Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

5.6 Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и осмысления, а затем поаспектного анализа источника или группы источников, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и избавления от них. Затем в логическое целое синтезируется, обобщается ценная информация в соответствии с целями реферата.

5.7 В реферате не может быть той обстоятельности изложения, которая свойственна, например, контрольной работе, не говоря уже о курсовой или дипломной работе. В нем нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Однако общие требования к языку реферата остаются теми же, что и к языку курсовой или дипломной работы, только с большей точностью, краткостью, ясностью, простотой.

5.8 В реферате следует придерживаться следующей структуры (содержания): титульный лист, введение (0,5—1с.); основная часть, разбитая на разделы (7-10 с.); выводы (1с.); список использованных источников (1с.).

5.9 Оформляют реферат на листах формата А4 с последующей брошюровкой доступным способом. Титульный лист оформляется, как и для курсовой работы, только вместо слов «курсовая работа» пишется «реферат», и слово «руководитель» заменяется на «проверил».

Иллюстрации

6.1 Для наглядности, доходчивости и уменьшения физического объема сплошного текста в работе целесообразно использовать таблицы и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, карты, фотографии, алгоритмы, компьютерные распечатки и т.п.).

6.2 Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

6.3 Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы, за исключением иллюстраций приложений, например: Рисунок 1, Рисунок 2. Допускается нумера­ция в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например: Рисунок 2.4 (четвертый рисунок второго раздела).

6.4 Иллюстрации должны иметь подрисуночный текст, состоящий из слова «Рисунок», порядкового номера рисунка и тематического наименования рисунка, например: Рисунок 3. Ди­намика трудозатрат.

6.5 Иллюстрация каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифровой обозначения приложения, например: Рисунок Б.2.

6.6 Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов. Обозначение схем и общие требования к их выполнению установлены ГОСТ 2.701-84. Правила выполнения схем алгоритмов и программ автоматизированным способом и от руки установлены стандартом ГОСТ 2.708-81.

6.7 Диаграмма — это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин; способ наглядного представления информации, заданной в виде таблиц чисел. Основные правила выполнения диаграмм установлены в рекомендациях Р 50-77-88.

6.8 Выбор типа диаграммы зависит от тех задач, для решения которых предназначена диаграмма. Она должна быть достаточно простой и наглядной. Наилучшим средством создания диаграмм является табличный процессор Microsoft Ехсеl. Данный табличный процессор предлагает 14 различных стандартных типов диаграмм, в каждом из которых выделяются свои подтипы:

1) гистограмма — показывает изменение данных за определенный период времени и иллюстрирует соотношение отдельных значений. Категории располагаются по горизонтали, а значения — по вертикали. Таким образом, уделяется большее внимание изменениям во времени (приложение Л, рис. Л.1). Как подтипы гистограммы можно выделить:

а) гистограмму с накоплением, отражающую вклад отдельных элементов в общую сумму (приложение Л, рис. Л.2);

б) трехмерную гистограмму, в которой сравнение данных производится по двум осям (приложение Л, рис. Л.3);

2) линейчатая диаграмма отражает соотношение отдельных компонентов. В отличие от гистограммы в ней категории расположены по вертикали, а значения — по горизонтали. Таким образом, уделяется большее внимание сопоставлению значений и меньшее — изменениям во времени. Линейчатые диаграммы особенно удобны для сравнительного представления разных величин в пределах одного временного периода (приложение М, рис. М.1). Как подтип линейчатой диаграммы можно выделить линейчатую диаграмму с накоплением, отражающую вклад отдельных элементов в общую сумму (приложение М, рис. М.2);

3) круговая диаграмма показывает как абсолютную величину каждого элемента ряда данных, так и его вклад в общую сумму. На круговой диаграмме может быть представлен только один ряд данных. Такую диаграмму рекомендуется использовать, когда необходимо подчеркнуть какой-либо значительный элемент. На ней лучше всего видно, какую часть целого составляет тот или иной его компонент (приложение М, рис.М.3);

4) график отражает тенденции изменения (динамики) данных за равные промежутки времени. Его можно использовать, например, для отражения колебаний курсов акций или валюты, объемов продаж и др. (приложение Н, рис. Н.1);

5) точечная диаграмма отображает взаимосвязь между числовыми значениями в нескольких рядах и пред­ставляет две группы чисел в виде одного ряда точек в координатах. Эта диаграмма часто используется для представления данных научного характера. На ней удобно иллюстрировать разброс данных (представленных точками), а также корреляцию между несколькими наборами данных. В отличие от графика на точечной диаграмме можно представлять данные, для которых интервалы времени имеют разную ве­личину (приложение Н, рис. Н.2);

6) пузырьковая диаграмма является разновидностью точечной диаграммы. Отличие состоит в том, что пузырьковая диаграмма отображает на плоскости наборы из трех значений. Первые два значения определяют точку расположения пузырька, а третье значение выражается размером пузырька (приложение Н, рис. Н.3);

7) диаграмма с областями подчеркивает изменения в течение определенного периода времени, показывая сумму введенных значений. Она также отображает вклад отдельных значений в общую сумму (приложение П, рис. П.1);

8) кольцевая диаграмма показывает вклад каждого элемента в общую сумму и может содержать несколько рядов данных. Каждое кольцо в кольцевой диаграмме представляет отдельный ряд данных (приложение П, рис. П.2);

9) лепестковая диаграмма — каждая категория имеет собственную ось координат, исходящую из начала координат. Линиями соединяются все значения из определенной серии. Лепестковая диаграмма позволяет сравнить об­щие значения из нескольких наборов данных (приложение П, рис. П.3);

10) поверхностная диаграмма используется для поиска наилучшего сочетания двух наборов данных. Совокупность всех значений отображается на диаграмме в виде поверхности, области которой представляют собой ряды данных. Как на топографической карте, области с одним значением выделяются одинаковым узором и цветом. Этот тип диаграммы достаточно сложен для восприятия, а поэтому чаще всего используется для трудоемких научных исследований;

11) биржевая диаграмма используется для демонстрации цен на акции. Она отображает наборы данных из трех значений (самый высокий курс, самый низкий курс и курс закрытия). Этот тип диаграммы также может быть использован для научных данных, например, для определения изменения температуры;

12) маркеры данных в виде конуса, цилиндра и пирамиды могут придавать впечатляющий вид объемным гистограммам и объемным линейчатым диаграммам.


7 Таблицы

7.1. Таблица является методом унифицированного текста, и такой текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет стро­го классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные. Умение строить таблицы является квалификационным требованием к специалистам-экономистам. Пример построения таблицы приведен на рисунке 1.


Нумерационный заголовок Тематический заголовок

Заголовок граф
Таблица 3. Выпуск промышленной продукции по отраслям

Отрасль 2011 г., млрд. р.   2012 г., % к 2011 г.   Декабрь 2012 г., %              
к декабрю 2011 г. к ноябрю 2012 г. Подзаголовок граф ….          
Промышленность- всего 20692,6 104,3 107,7 106,8              
В том числе:                      
электроэнергетика 1688,4 103,7 103,3 136,6              
топливная промышленность 1632,3 111,4 97,5 106,5              
черная металлургия   107,7 103,3 98,4              
химическая и нефтехимическая промышленность 2626,6 99,3 116,9 124,6 Горизонтальные ряды            
машиностроение и металлообработка 4760,1 105,3 111,8 101,6              
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 1001,2 105,8 109,2 98,8              
промышленность строительных материалов   легкая промышленность   пщевая промышленность 638,7         3502,7 108,8     97,8     104,3 111,8     100,4     115,4 74,6     89,5     105,5              
Боковик   Графы                

Примечание. Источник: [2, с.37, таблица 2] или (собственная разработка), если таблица составлена самостоятельно.

Рисунок 1. Пример оформления таблицы

7.2 Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Слово "таблица" и ее номер размещают слева в одной строчке с названием таблицы.

Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Таблица 1 или в пределах раздела, например: Таблица 2.3. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.

На все таблицы должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например: в соответствии с таблицей 3.2.

7.3 Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф — со строчной буквы, ес­ли они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не допускается.

7.4 Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

7.5 При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово "таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут "Продолжение таблицы" или "Окончание таблицы" с указанием номера таблицы.

7.6 Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем головка таблицы должна размещаться в левой части страницы. Как правило, таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.

7.7 Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными стандартами, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например: L — длина.

7.8 Если текст, повторяющийся в разных строках графы, состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками

7.9 Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения марок материалов продукции, обозначения нормативных документов не допускается.

7.10 При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое ко­личество десятичных знаков для всех значений величин.

7.11 Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания в соответствии с 9.5.3 — 9.5.6; б) сноски согласно 9.8.6 — 9.8.9; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком.

7.12 Выделять примечание в отдельную графу или строку целесообразно лишь тогда, когда примечание относится к большинству строк или граф. Примечания к отдельным заголовкам граф или строк следует связывать с ними знаком сноски. Общее примечание ко всей таблице не связывают с нею знаком сноски, а помещают после заголовка «Примечание» или «Примечания», оформляют как внутритекстовое примечание (см. рисунок 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: