Развитие массовой прессы в конце XIX–начале XX веков

Зарубежная журналистика ХХ века

Контрольные вопросы для государственного экзамена по дисциплине

по дисциплине «История зарубежной журналистики»

Общие вопросы по истории зарубежной журналистики:

1. Тенденции развития журналистики западных стран на рубеже XIX–XX веков (разделение прессы на «массовую» и «качественную», влияние коммерческой рекламы и прогресса полиграфии на развитие периодики, процесс концентрации печати, распространение новых жанров в прессе).

2. Оформление журналистики как особой сферы профессиональной деятельности на рубеже XIX–XX веков (создание кодексов журналистской этики, возникновение профессиональных организаций журналистов, развитие первых научных исследований в области журналистики).

3. СМИ в годы Второй мировой войны (фашистская политика в области СМИ, журналистика стран Европы и Америки).

4. Тенденции развития массовых коммуникаций за рубежом в конце ХХ - начале ХХI веков (коммуникационные революции в сфере СМИ, изменения системы СМИ на пороге ХХI века: «демассификация», интерактивность, конвергенция, коммерциализация, концентрация, глобализация СМИ и др.).

5. Современные зарубежные концепции журналистики.

Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины

14.1 Основная литература:

1. Прутцков, Г. В. История зарубежной журналистики. 1800-1929. Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) [Электронный ресурс] / Прутцков Г. В. – М.: Аспект Пресс, 2010. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=author&id=28650.

2. Прутцков, Г.В. История зарубежной журналистики 1929-2011. Учебно-методический комплект. Учебное пособие, хрестоматия [Электронный ресурс] / Прутцков Г.В., под ред. Засурского Я.Н. – М.: Аспект Пресс, 2011. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8853.

3. Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века. Учебно-методический комплект [Электронный ресурс] / Прутцков Г. В. – М.: Аспект Пресс, 2010. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=author&id=28650.

14.2 Дополнительная литература:

1. Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки. – М.: [б. и.], 1989.

2. Аникеев, В.Е. История французской прессы (1830-1945) / В.Е. Аникеев. - М.: [б. и.], 1999.

3. Беглов, С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет / С.И. Беглов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

4. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие / Е.Л. Вартанова. – М.: Аспект-пресс, 2003. - 335 с.

5. Вачнадзе, Г.Н. Печать Пятой Республики. 1958-1968 гг. / Г.Н. Вачнадзе. - М.: МГУ, 1969.

6. Лазарев, А.М. Япония. Печать, радио, телевидение / А.М. Лазарев, Н.А. Полякова, Б.В. Смирнов. - М.: [б. и.], 1974.

7. Лучинский, Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики / Ю.В. Лучинский. – Краснодар: [б. и.], 1996.

8. Михайлов, С.А. Современная зарубежная журналистика: учебник / С.А. Михайлов. – СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2005. – 320 с.

9. Мкртчян, А.А. История журналистики США ХVIII-XIX вв.: пособие по курсу / А.А. Мкртчян. - М.: [б. и.], 1995.

10. Орлов, Ю.Я. Печать ФРГ (Периодические издания западногерманских газетно-журнальных концернов и политических партий. 1949-1969) / Ю.Я. Орлов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.

11. Соколов, В.С. Периодическая печать Франции / В.С. Соколов. - СПб.: [б. и.], 1998.

12. Соколов, В.С., Виноградова, С.М. Периодическая печать Великобритании: учеб. пособие / В.С. Соколов, С.М. Виноградова. - СПб.: [б. и.], 2000.

13. Эйнсли, Р. Пресса в Африке / Р. Эйнсли. – М.: [б. и.], 1971.

14. Якименко, Н.Л. Американская журналистика и издательское дело / Н.Л. Якименко // История литературы США. - Т. 1 - М.: [б. и.], 1997.

Периодическая печать

1. Засурский, Я.Н. Американское телевидение на рубеже 90-х годов: тенденции развития / Я.Н. Засурский // Вестник МГУ. Сер. 10: Журналистика. - 1989. - № 6. - С. 37-43.


1 вопрос:

Тенденции развития журналистики западных стран на рубеже XIX–XX веков (разделение прессы на «массовую» и «качественную», влияние коммерческой рекламы и прогресса полиграфии на развитие периодики, процесс концентрации печати, распространение новых жанров в прессе).

План темы

1. Развитие массовой прессы в конце XIX–начале XX веков.

2. Развитие «нового журнализма» на рубеже XIX–XX веков (кратко).

3. Процесс концентрации печати первой половины ХХ века.

4. Влияние коммерческой рекламы и прогресса полиграфии на развитие периодики.

5. Типологическая эволюция периодики в начале XX в. (кратко)

6. Распространение новых жанров в прессе на рубеже веков.

Содержание темы

Развитие массовой прессы в конце XIX–начале XX веков

В конце XIX – начале XX в. периодическая печать впервые за трехсотлетнюю историю журналистики как социального института обрела поистине массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных индустриальной революцией и развитием рыночных отношений.

Технические факторы возникновения массовой прессы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления. Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров.

Экономические и социальные факторы возникновения массовой прессы сформировались в XIX в. в странах, проходящих этап индустриализации. В этих странах возросли доходы населения и платежеспособный спрос. У «низших классов» появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. Сокращение же продолжительности рабочего дня обеспечило им увеличение необходимого для этого досуга. За тридцать лет, предшествующие началу XX в., общегодовая продолжительность рабочего времени сократилась в ведущих странах Западной Европы и США в среднем на 250–300 часов, а в канун второй мировой войны она была уже на 600–1000 часов меньше, чем в 1870 г. Так были сформированы предпосылки для существенного роста аудитории прессы за счет низов общества, составлявших большинство населения.

В связи с потребностями индустриального производства в США и странах Западной Европы внедрялось обязательное начальное образование, способствовавшее преодолению массовой неграмотности, приведшее к созданию условий для выпуска высокотиражных периодических изданий, адресованных малообеспеченным слоям населения.

Политические факторы возникновения массовой прессы формировались в процессе расширяющегося участия рабочих в профсоюзах и других общественных объединениях; зарождения социалистического движения, которое стимулировало развитие интереса к текущим политическим событиям, к содержанию периодических изданий. Борьба за демократические права граждан привела к провозглашению в наиболее передовых странах того времени всеобщего избирательного права. Сформировался массовый электорат, способный существенно влиять на результаты выборов. Это повысило заинтересованность политической и экономической элиты в оказании воздействия на поведение новых слоев электората – в частности, посредством печати.

В конце XIX – начале XX в. под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции, растущей коммерциализации издательского дела, технических, социальных, политических факторов сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех. Эти рецепты и составили суть так называемого «нового журнализма» в США.

Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой читательской массы с присущими ей предрассудками, инстинктивными побуждениями. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации.

Следование требованию сенсационности при воспроизведении новостей приводило к тому, что для газет отбирались преимущественно эмоционально «заряженные» факты, скандальные известия, призванные поразить и развлечь читателя. Для создания эффекта сенсации допускалось искажение информации путем ее произвольной интерпретации, использование домысла, неполного воспроизведения фактов, передачи фактов вне их контекста, что вело к упрощению и примитивизации.

Пулитцер и Херст использовали для привлечения читателей броское оформление своих газет. Нередко на их первых полосах красовались кричащие крупные заголовки: именно «массовые» издания положили начало использованию газетных «шапок».

Широко использовались иллюстрации, комиксы. Персонаж комиксов, публиковавшихся на страницах «New York World» и «New York Journal» – «желтый парень» – стал символом этих и подобных им изданий, которые получили наименование «желтой» прессы.

В борьбе за аудиторию, за завоевание доверия массового читателя, газеты, действовавшие в духе «нового журнализма», стремились создать себе образ изданий, заботящихся о благе простого человека. С этой целью редакции организовывали кампании («крестовые походы») в защиту прав потребителей, например, за улучшение санитарного состояния городских кварталов, сопровождая эти кампании саморекламой. Растущая популярность «желтой» прессы обеспечивала рост доходов от публикации на ее страницах рекламы товаров массового спроса.

Главной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большинства из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.

Непосредственными продолжателями традиций элитарной печати стала так называемая «качественная» пресса. Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times» (1785 г.), адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Именно для этой категории читателей была предназначена созданная в Лондоне в 1888 г. газета «Financial Times», специализирующаяся на освещении финансово-экономических вопросов и поддерживающая тесные контакты с деловыми кругами лондонского Сити. В следующем году в Нью-Йорке под руководством Ч. Доу и Э. Джонса была учреждена родственная по типу газета – «Wall Street Journal», которая стала надежным источником информирования американских управляющих и финансистов.

Политические и деловые круги США нуждались в осведомленном, влиятельном органе прессы наподобие английской «The Times». Честолюбивый провинциальный издатель А. Окс, выявивший эту потребность, в 1896 г. купил газету «New York Times», чтобы превратить ее в независимый от правительства источник основательной, систематичной информации о положении дел в стране и на международной арене. К моменту приобретения тираж газеты упал до 9000 экз.

Стратегической задачей Окса, помимо привлечения подписчиков, стало создание конкурентоспособного респектабельного издания, соответствующего стандартам «качественной» журналистики. В 1897 г. «The New York Times» резко выступила против самой эстетики «желтых» изданий, посвятив этой теме ряд программных публикаций.

Газета должна была превратиться в своего рода энциклопедию новостей, сообщающую обо всех значимых событиях, вооружающую солидного читателя объективными фактами и документами. Окс нацеливал сотрудников редакции на сбор такой информации, которая игнорировалась другими изданиями, но была способна привлечь к газете внимание представителей деловых кругов, государственной администрации, верхушки интеллигенции. Газета завоевала репутацию хорошо информированного, респектабельного органа информации, посвященного в хитросплетения политических и экономических проблем. Оценивая общественно-политическую роль этой газеты, американский исследователь и критик прессы Н. Хомски назвал ее нью-йоркской «Правдой».

Результаты редакционной политики Окса привели к тому, что стиль «качественной» журналистики «The New York Times» был принят влиятельными интеллектуальными и издательскими кругами США, а чтение этой газеты стало признаком респектабельности. В 1910-е гг. ее тираж превысил стотысячный рубеж.

Новая «качественная» газета не была чужда новшеств. Так, стремление обеспечить фактическую точность публикуемых сообщений заставило редакцию завести развитую, систематически организованную службу документации – своего рода прообраз современного банка данных, откуда журналисты могли оперативно получить необходимый им справочный материал и документы (например, биографические сведения о политиках и бизнесменах, экономическую и политическую статистику, тематические подборки газетных вырезок и фотоиллюстраций). Впоследствии наличие этой службы помогло редакции неоднократно опережать конкурентов в оперативности и полноте информирования. И в наши дни «New York Times» продолжает быть газетой, подготовленной к сверхоперативному отражению мировых событий. К примеру, служба документации редакции имеет заранее заготовленные некрологи на всех крупнейших политиков и выдающихся людей современного мира с обстоятельным перечислением основных этапов их биографии и свершений. В случае смерти такого человека подготовка некролога к опубликованию занимает считанные минуты.

Газета «New York Times» располагала (и располагает сейчас) хорошо организованной рекламной службой, которая превратила это издание в высокодоходное предприятие.

Борьба за «качественную» журналистику в США завершилась тем, что в 1923 г. было образовано «Американское общество редакторов газет», и вскоре был разработан кодекс журналистской этики, определявший нормы поведения журналистов. Этот кодекс был принят более чем 100 американскими газетами, не желавшими связывать свою репутацию с традициями «желтой прессы».

К моменту принятия «этического кодекса» уже произошла дифференциация таких понятий, как:

- «качественная (солидная) газета», то есть издание, рассчитанное на осведомленного читателя (обычно публикует много политической и экономической информации, аналитические статьи); как правило, подобного рода издания выходят небольшими тиражами, но пользуются особым уважением. К таким газетам можно отнести «The New York Times», английские «The Times» или «The Guardian»;

- «популярная, массовая газета», т.е. издание для массового, преимущественно невзыскательного читателя, которое часто печатает материалы сенсационного характера, большое число фотографий, издается обычно многомиллионными тиражами. В качестве примера можно назвать «Daily Mirror», «Daily Express» или «Sun».

Для наглядности следует привести выборочные данные по тиражам и классификации английских ежедневных изданий:

Название газеты и год основания Тираж на июнь-июль 1989 г.
«Популярные» издания
Daily Express (1900) Daily Mail (1896) Daily Mirror (1903) The Sun (1964) 1 589 306 1 750 303 3 199 103
«Качественные» издания
Financial Times (1886) The Daily Telegraph (1885) The Guardian (1821) The Times (1785) 199 275 1 113 033 438 732

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: