Деятельности на рубеже XIX–XX веков

Превращение газет в крупные издательские предприятия сопровождалось расширением штата их сотрудников, большинство из которых принималось на постоянную работу. По мере усложнения редакционно-издательского дела, связанного с внедрением новых типографских и коммуникационных технологий, с развитием и углублением внутриредакционного разделения труда, с дальнейшей дифференциацией жанров журналистики потребовались новые формы коллективной организации работы редакций, возрастала необходимость в специализации газетчиков.

К концу XIX – началу XX вв. редакции крупных газет состояли уже из нескольких отделов и служб. Кроме главного редактора и выпускающих редакторов, в штате обычно состояли редакторы – руководители различных отделов. Редактор отдела городских новостей имел в своем распоряжении группу репортеров, готовых в любое время отправиться на место событий для освещения текущих новостей. Группа опытных литсотрудников-стилистов занималась редактированием и подготовкой к печати поступающих от репортеров материалов. В отделе телеграфной информации происходила селекция и обработка материалов, присланных агентствами новостей. Специальные группы журналистов и оформителей занимались подготовкой воскресных иллюстрированных выпусков газет. По примеру «энциклопедии новостей» – газеты «New York Times» – редакции крупных изданий стали создавать в начале XX в. собственные систематизированные архивы и отделы документации, способствующие сбору и проверке информации. В редакциях появились машинописные бюро, телефонные службы.

Под влиянием разработанных в начале XX в. Фордом и Тейлором научных основ организации труда редакционная деятельность приобретала более плановый характер. Планировались организация и проведение различных информационных кампаний, их финансовое и техническое обеспечение.

Среди журналистов постепенно сложились группы профессионалов, специализировавшихся на выполнении отдельных видов работ или освещении определенной тематики. Наиболее способные и опытные газетчики постоянно занимались написанием редакционных статей и комментариев. Поскольку внимание многих крупных сенсационных изданий было ориентировано на темы преступности, скандальной хроники и профессионального спорта, в редакциях появились криминальные и судебные репортеры, спортивные журналисты. Основатель «желтой» прессы Дж. Пулитцер впервые создал в своей газете «World» самостоятельный отдел спорта. Его примеру последовали другие издатели. Развитие событийной фотографии способствовало появлению профессиональных фоторепортеров.

В редакции по-прежнему привлекались многочисленные низкооплачиваемые репортеры, соперничавшие между собой в погоне за новостями. Однако благодаря росту доходов от публикации коммерческой рекламы и под влиянием конкуренции существенно возросла оплата труда ведущих сотрудников газет – журналистов, графиков. Редакторы и опытные газетчики получали высокую по тем временам зарплату.

Постепенно происходит самоотождествление журналистов как «профессионалов». Повышается социальный статус известных и популярных журналистов и редакторов. Появляется журналистская элита, представители которой пользуются большей независимостью профессиональной деятельности. В условиях острой конкуренции издатели стремились привлечь наиболее способных газетчиков и оформителей, переманивая их друг у друга посулами существенного повышения оплаты груда.

Успешная работа периодических изданий и радиостанций была невозможна без специализированной профессиональной подготовки его сотрудников. Время журналистов-универсалов уходило в прошлое, потребовались специалисты в различных областях (политика, экономика, криминальная хроника, спорт, театральная жизнь). В самостоятельные журналистские специальности, необходимые для работы в солидном периодическом издании, выделились фотографы, специалисты по дизайну, рекламе, менеджменту.

Усложнение журналистской деятельности выявило необходимость специальной профессиональной подготовки работников прессы. Вплоть до конца XIX в. журналисты постигали ремесло на практике, обучение молодых репортеров производилось непосредственно в редакциях. Учебных заведений, готовящих новичков к профессиональной карьере в журналистике, не существовало. Более того, многие издатели (например, Э.У. Скриппс, рассматривавший репортеров как дешевую рабочую силу) вообще отрицали необходимость обучения газетчиков на уровне колледжа, университета.

Тем не менее, в 1890-е гг. в университетах США организуются краткосрочные курсы по подготовке журналистов с упором на овладение репортерской техникой. Издаются первые справочники и учебники по журналистике. Обучение на основе развернутой программы подготовки журналистов впервые осуществлено в Пенсильванском университете в период с 1893 г. по 1901 г. В Иллинойском университете в 1904 г. была внедрена четырехлетняя программа высшего журналистского образования. А в 1908 г. в университете штата Миссури был создан первый факультет (школа) журналистики. В этот же период профессиональное образование работников прессы получает распространение и в странах Европы, где подготовка журналистов осуществлялась в репортерских школах и при университетах. Первая во Франции Высшая школа журналистики открылась в Париже в 1899 г. при Институте социальных исследований. Обучение основывалось на изучении социологии и теории массовых коммуникаций. В 1924 г. начала действовать Высшая школа журналистики в Лилльском университете, в которой впервые в стране осуществлялась полномасштабная профессиональная подготовка журналистов. С двадцатых годов в США и Западной Европе разворачивается научно-исследовательская деятельность по изучению прессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: