Тема 5.3.3. Стандартизация образования детей с ОВЗ. Современные подходы (интеграция и инклюзия)

В настоящее время в общеобразовательной организации в потоке с нормально развивающимися сверстниками оказывается все больше детей с ОВЗ. Инклюзивное (включенное) образование имеет нормативно-правовую базу. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Необходимо помнить, что в Проекте специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (2013), указывается на то, что они могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Еще одним условием является удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса.

Концепция интеграции предусматривает:

Подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня его психофизического и речевого развития.

Та или иная модель интеграции должна быть доступна и полезна ребенку, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям. Например, так представлены Модели интегрированного обучения детей с ЗПР (проект СФГОС):

Постоянная полная интеграция (инклюзия), т. е. обучение в массовых классах общеобразовательной школы.

Постоянная неполная интеграция, т. е. обучение в гибких классах общеобразовательной школы.

Постоянная частичная интеграция, т. е. обучение в классе компенсирующего обучения общеобразовательной школы при сохранении возможности объединяться на некоторых уроках с нормально развивающимися сверстниками.

Временная частичная интеграция, т. е. обучение в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных школ.

Эпизодическая интеграция ориентирована на специальные (коррекционные) школы VII вида.

В Проекте СФГОС (2013) дается развернутая характеристика 4-х уровней образования:

Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование - сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья Полноценное освоение первого варианта СФГОС ребенком с ОВЗ в обычной школе возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную помощь в формировании жизненной компетенции.

Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)

Ребенок получает цензовое образование, но в иные - пролонгированные - сроки, находясь в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни. Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося. Третий вариант СФГОС (не цензовый)

Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними. Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостьюв группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания. В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании «академического» компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции применительно к каждой области образования.

Предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.

Четвертый вариант (индивидуальный уровень образования)

Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми».

Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции.

Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду. Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах.

Исключается изоляция ребенка от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.

Не все дети с ОВЗ получают образовательную услугу. Дети с тяжелыми нарушениями развития не могут освоить цензовую школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми, система образования их отторгает Дети с минимальными нарушениями развития, как правило, поступают в массовую школу, но в большинстве случаев не получают там необходимой им коррекционной помощи. Недопустимо нарушение прав детей с ОВЗ на адекватное их возможностям и потребностям образование. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 дается определение инклюзивного образования. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, п.27 определяет, что «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: