Огюст Конт (1798-1857)

Родился в г. Монпелье в семье сборщика податей. Был учеником Сен-Симона, но разошелся во взглядах со своим учителем и приступил к разработке собственной философии. Основной труд: «Курс позитивной философии» в 6 т. (1830-1842).

Философские взгляды

* Философия не может постичь сути всех вещей.

* Главное – описать как возникают и протекают явления

* Описать и классифицировать ВСЕ известные факты

*Вывести общие закономерности их развития.

«Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных».

Человечество всегда искало ответы на главные вопросы.

*** Три стадии:

теологическая (с древности до 1300 г.) – все явления объясняются с точки зрения религии;

метафизическая (1300 - 1800 г.) – сказывается рационализм, идеи Платона и Аристотеля. Появляются отвлеченные (метафизические) понятия: «идеи», «формы», «о бщественный договор», «субстанция», «вещь в себе», «абсолютный дух», «материя» и т.д.

На этой стадии прошли Реформация, Просвещение, Революция.

научная (позитивная) (XIX век) – действительно научное изучение природы и общества (социология), отказ от абстрактных понятий, описания и систематизации фактов.

Позитивные знания основаны на фактах (!)

* Все позитивные (основанные на фактах) знания заключены в науках.

Социология *термин введен Контом

*Общество – органическое целое.

*Человек – НЕ АТОМ, а часть огромного общественного организма.

Солидарность.

* Даже противоположные классы (капиталисты и пролетарии) в принципе солидарны т.к. каждый из них выполняет общественно необходимую функцию.

Государство

* Нужно для поддержания общественной солидарности, для противодействия разрушительным силам

Государство должно «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах».

* общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными

* нужны две власти:

- светская;

- и духовная.

Политические взгляды

*Против либерализма.

* Против неорганизованности и бессистемности производства, эгоизма и индивидуализма.

* С сочувствием говорил о тяжелом положении пролетариев.

* Деление общества на капиталистов и наемных рабочих необходимо, как в армии:

Армия не может существовать без офицеров, равно как и без солдат; это простое понятие одинаково приложимо к промышленному строю, как и к военному порядку. Хотя современная промышленность все еще бессистемна, однако естественно установившееся деление на предпринимателей и рабочих составляет, без сомнения, необходимый зародыш для окончательной организации. Никакое великое предприятие не могло бы существовать, если бы каждый исполнитель должен был бы быть также управляющим или если бы управление было неопределенно вверено косной и безответственной толпе ”.

Солидарность Социократия

*“ План реорганизации социальной жизни

* Должны быть:

- патрициат (крупные капиталисты, банкиры, землевладельцы). Это – “ концентрированная сила богатства ”. Они управляют;

- священники-позитивисты (жрецы позитивистской церкви). Занимаются образованием, воспитанием, исправлением преступников;

- пролетариат (“ рассеянная сила числа ”) должен в 33 раза превышать численность патрициата. Создают материальные богатства.

- мелкая буржуазия должна исчезнуть.

* Против индивидуализма, против теорий невмешательства государства в частную жизнь.

* Все выполняют работу ради общих интересов.

Право

* Понятие Право возникло в теологический период человеческого существования. Как представление о богоустановленности власти.

* В метафизический период было выдвинуто понятие «права человека» как противопоставление «божественному праву» и для борьбы с ним. Оно выполнило лишь разрушительную роль.

* Когда эти права человека попытались осуществить на практике, “ они тотчас же обнаружили свою антисоциальную природу, стремясь увековечить индивидуализм ”.

Должно быть

* Закон человеческого общежития – стремление к коллективной солидарности

* Человеческое право, или свобода – это анархия.

* СЛЕДОВАТЕЛЬНО – нет никакого права, есть лишь право исполнять свой долг, действовать в соответствии с законом человеческого общежития:

Слово “право” должно быть так же изгнано из правильного политического языка, как слово “случай” из настоящей философской речи. Из этих двух теологико-метафизических понятий одно (право) столь же безнравственно и анархично, как другое (причина) иррационально и софистично ”.

* В социократии не должно быть ни права, ни прав личности: “ В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав, как таковых... Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг ”.

Собственность

“В нормальном состоянии человечества каждый гражданин является общественным должностным лицом, функции которого определяют его обязанности и притязания. Этот всеобщий принцип должен быть применен и к собственности, в которой позитивизм видит особенно необходимую социальную функцию, предназначенную создавать и управлять капиталами, при помощи которых каждое поколение подготовляет работу для следующего за ним. Разумное понимание роли капитала облагораживает обладание им, не ограничивая его справедливой свободы и даже заставляя ее больше уважать”. (!) (!) (!)

Как избежать социальных конфликтов?

* С помощью воспитания в духе позитивной религии.

Духовная власть в социократии должна принадлежать иерархии жрецов-позитивистов (философов, ученых, поэтов, врачей). Будет существовать культ Великого Существа, в качестве которого почитается человечество как «совокупность прошлых, будущих и настоящих людей».

Конт составил позитивистский календарь, где каждый месяц и каждая неделя посвящены памяти какого-либо “ позитивистского святого ” (к ним отнесены, в частности, Моисей, Аристотель, Платон, Архимед, Цезарь, апостол Павел, Августин Блаженный, Гуттенберг, Колумб, Шекспир, Моцарт, Фома Аквинский, Кромвель, Галилей, Ньютон).

* В конечном счете человечество объединится в 500 социократий, каждая размерами не более Бельгии или Голландии, поскольку в большом государстве невозможны ни порядок, ни прогресс. (!) (!) (!)

Агрессивные войны – враждебный промышленности пережиток “военного быта”. Колониализм – плохо. Нужно ликвидировать колониальный гнет. Войны исчезнут в результате морального возрождения человечества.

Конт различными способами пытался осуществить свои проекты. Он обращался к Николаю I, к Решид-паше. Очень большие надежды Конт и его ученики возлагали на иезуитов, с которыми стремились заключить религиозно-политический союз. Конт всегда испытывал симпатии к католической церкви как “великой силе порядка”. Громадной заслугой католицизма он считал создание независимой духовной власти, предотвратившей множество злоупотреблений. Конт мечтал объединить католиков и позитивистов, говоря, что между ними существует лишь то второстепенное различие, что первые верят в бога, а вторые нет; это не помешает им совместно вести “борьбу дисциплинированных против недисциплинированных”.

Лекция 15. БУРЖУАЗНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Развитие представительного государства в этот период связано с расширением круга лиц, имеющих избирательные права, а также со становлением системы политических партий, участвующих в выборах и деятельности законодательных учреждений.

Под натиском рабочего класса и демократических движений во многих странах издаются законы о правах профсоюзов, о продолжительности рабочего дня, о социальном страховании и обеспечении, здравоохранении, народном образовании.

Позитивизм

* Общая методологическая основа большинства буржуазных теорий.

Тенденция

перехода:

- от чистого позитивизма к обобщениям;

- от фактологии и текстологии – к философии и науке;

- от рационализма – к социологии, историзму, психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: