Теория насилия. Людвиг Гумплович (1838-1909)

Поляк. Род в Кракове. Профессор права в Грацском университете (Австрия). Труды: «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства», «Общее государственное право», «Борьба рас».

Посылка (близка к социал-дарвинизму)

* Главная причина возникновения государства и права –завоевательный характер человечества, дух насилия.

* (!) Борьба между расами – борьба за существование.

История

«Сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного, и так далее».

Государство

* Организация сильнейших, для подчинения слабейших.

«Властвующие – с одной стороны и подвластные – с другой стороны, правящие и управляемые – вот вечные, неизменные признаки государства»

Государство – это не плохо (как считают анархисты)

«Какими высшими благами, кроме голой жизни, не пользовался человек – свободой и собственностью, семьей и личными правами – всем этим он обязан государству»

«… не только отдельная личность получает из рук государства высшие жизненные блага, но и вся совокупность людей, образующих государство, обязана ему своим, соответствующим человеческому достоинству существованием».

Право

* «Неотчуждаемые права человека» - это иллюзии.

* Закон для человека «есть проявление законодательной воли князя или другого властелина».

Лекция 16. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ И АНАРХИСТСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

В 1864 г. было организовано “ Международное Товарищество Рабочих ” (I Интернационал). В 7080 -е гг. XIX в. социалистические, социал-демократические, рабочие партии были созданы в Австрии, Венгрии, Дании, Франции, Швейцарии, Швеции, ряде других стран. В 1889 г. социалистические партии образовали II Интернационал.

Марксизм

Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40 -х гг. XIX в. Первыми произведениями зрелого марксизма В.И. Ленин называл книгу Маркса “Нищета философии” (1847 г.) и “ Манифест коммунистической партии ” Маркса и Энгельса (1847–1848 гг.).

Карл Маркс (18181883 гг.) и Фридрих Энгельс (18201895 гг.). Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов.

Учение о базисе и надстройке.

* Базис – экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил.

* На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания.

* Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства.

Необходимость и близость насильственной коммунистической революции

Государство

* “ Современная государственная власть это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии ”.

* “ исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса ”. (“ Происхождение семьи, частной собственности и государства ” (1884 г.).

Типы государства

* рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Право

* Носит классовый характер. (!) (!) (!)

* “ Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса ”. (“Манифест коммунистической партии”)

Идея революции:

* “ Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии ”.

* Программа пролетарской революции:

Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения ”.

Идея диктатуры пролетариата.

* Две фазы коммунистического общества:

- на первой сохранится “ узкий горизонт буржуазного права ” в связи с распределением по труду;

- на второй, высшей фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения “ по потребностям ”, отпадет надобность в праве и государстве. (“ Критика Готской программы ” (1875 г.))

Идея отмирания политической власти (государства)

* В коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами государство должно быть отправлено “ в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором ”.

Анархизм

Анархизм – отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением.

Пьер Жозеф Прудон (1809–1865 гг.).

Род в г. Безансон. Сын выходца из мелких крестьян бондаря-пивовара. В 1838 сдал экзамены на бакалавра; В период Революции 1848 П. был избран депутатом Учредительного собрания. За резкие статьи против президента Франции Луи Наполеона Бонапарта в 1849 был приговорён к 3 годам заключения. За антиклерикальное сочинение вновь был в 1858 приговорён к тюремному заключению, которого избежал, эмигрировав в Бельгию. Амнистированный в 1860, в 1862 вернулся во Францию.

Произведения: “ Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти ” (1840 г.).

Анархия

– упразднение всех форм угнетения человека.

Социальная конституция

* Вместо “ политической конституции ”, которая выгодна только господствующему меньшинству, нужна “ социальной конституция ”, которая соответствует справедливости и природе человека.

* Разделение труда – естественная основа организации общества

* Равенство людей, обмен услугами и результатами труда, договоры

* Свободные объединения трудящихся

* Такая конституция должна установиться в результате глубокого социального переворота (!) (!) (!)

Управление людей людьми есть рабство...Власть фатально стремится к деспотизму ”…

Авторитет, правительство, власть, государство – все эти слова обозначают одну и ту же вещь. Каждый видит в них средство для подавления и эксплуатации себе подобных ”.

Бюрократы – зло

* Класс людей, обладающих политической властью, не занят производительным трудом и не может существовать, не эксплуатируя общество. (ЭТО БЮРОКРАТИЯ)

* Учреждая для себя различные привилегии, правящие стремятся обосновать их авторитетом религии.

Правительства есть бич божий для наведения порядка в мире”.

Право

* Законы издаются для защиты разнообразных интересов, которые бесчисленны и бесконечны, изменчивы и подвижны.

* Законодательство непрерывно растет – декреты, указы, законы, эдикты, постановления, нередко противоречивые и взаимоисключающие, градом сыпятся на бедный народ.

* Государство не только эксплуатирует общество, но еще и осуществляет тотальный надзор за всеми действиями людей, подавляет силой малейшее сопротивление и недовольство властью.

* ПОЭТОМУ: право приносит обществу вред.

* Все преступления, вместе взятые, причиняют обществу меньше зла и вреда, чем угнетение государством.

Социальная революция

* Не политические преобразования, а экономический и социальный переворот.

* Мирная, ненасильственная социальная революция:

- справедливое распределение;

- прямой обмен результатами труда;

- бесплатный кредит;

- народный банк.

Социальная революция – результат просвещения

* Просвещение само собой разрушает авторитет власти:

Власть человека над человеком находится – в каждом данном обществе – в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом ” (!) (!) (!)

* Политическая организация общества должна быть заменена его экономической организацией.

Позитивная анархия

* Соблюдение “ равенства в средствах производства и эквивалентности в обмене ”.

Мютюэлизм

* Связь между людьми – взаимовыгодные добровольные обязательства. “ Взаимность ”.

Автономия личности

* ☺☺☺ Краеугольный камень теории Прудона

* Личность свободна от внешнего авторитета, навязывающего чуждые ей мысли, интересы, действия, образ жизни.

Свобода

* – это “ равновесие между правами и обязанностями; сделать человека свободным значит уравновесить, уравнять его с другими ”.

Социализм

* Личность, свободная от гнета эксплуатации, нищеты, угнетения, от порабощения буржуазией, государством, церковью.

* ТО ЕСТЬ – “ автономная личность в автономной общине ”.

* Социализм – единственно справедливый строй. “ Справедливость есть непосредственно чувствуемое и взаимно охраняемое уважение к человеческому достоинству ”.

Собственность

* “ Собственность есть эксплуатация слабого сильным, коммунизм – эксплуатация сильного слабым... ” (“ Что такое собственность?”).

* НЕ частная собственность

* НЕ обобществление «Коммунизм – это гнет и рабство»

Идеал. Общество.

* Ф едерация свободных ассоциаций, сочетающих индивидуальную и коллективную свободу.

* Строй, основанный на свободе, независимости и достоинстве личности, труде, справедливом обмене.

Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, неограниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззрение!” («Исповедь революционера»).

Социалистическое движение Франции и других стран Европы в середине XIX в. развивалось под сильным влиянием идей Прудона. Прудонисты составляли большую часть делегатов (от 1/4 до 2/3) на первых трех конгрессах (1866 – 1868 гг.) МТР – Международного Товарищества Рабочих (I Интернационала). Раскол среди прудонистов (1868 – 1869 гг.) при обсуждении вопроса о коллективной собственности на землю ослабил их участие в работе МТР.

Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876 гг.).

Род. в с. Прямухино Тверской губернии в дворянской семье. В 15 лет – юнкер Петербургского артиллеристского училища. Был отчислен за дерзость и направлен в армию в батарею в Минской губернии. В 1835 г. подал в отставку по болезни. Живет в Москве. С 1840 г. – за границей. В 1844 г. Сенат приговорил его к лишению дворянского титул и заочно к ссылке в Сибирь на каторгу. В 1844 - 1847 гг. жил в Париже, где сошелся с Прудоном. В 1848 принял активное участие в Пражском восстании. Бежал в Германию. В 1849 – один из руководителей восстания в Дрездене. Был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В 1851 г. – вторично осужден на смертную казнь в Австрии за участие в Пражском восстании. Так же заменена на пожизненное. Был выдан российскому правительству. Отбывал заключение в Петропавловской крепости. После 7 лет заключения переведен на вечное поселение в Сибирь. Поселился в Томске. Затем в Иркутске. В 1861 г. бежал через Японию и Америку в Лондон. Готовил польское восстание 1863 г. В 1868 г. вступил в I Интернационал. В 1869 г. перевел «Манифест коммунистической партии». В 1872-1876 жил в Швейцарии. Умер в Берне в больнице для чернорабочих. Последние слова «Каша это другое дело». Работы “Государственность и анархия ” (1873 г.).

Идеи

* Человек зависим от природы.

* Только труд (коллективный) делает человека независимым.

Солидарность

* В труде исторически формируется солидарность. Первый человеческий закон.

Свобода

* Второй закон общества.

“Уважение человеческой личности есть высший закон человечества… коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний”.

* Человек свободен постольку, поскольку он признает равенство, свободу и человечность всех людей, окружающих его. Они, в свою очередь, признают его свободу и человечность.

* Свобода – цель истории человеческого общества:

До настоящего времени вся история человечества была лишь вечным и кровавым приношением бедных человеческих существ в жертву какой-либо безжалостной абстракции: бога, отечества, могущества государств, национальной чести, прав исторических, прав юридических, политической свободы, общественного блага. Таково было до сих пор естественное, самопроизвольное и роковое движение человеческих обществ ”.

* Общественная жизнь основывалась “ на поклонении божеству, а не на уважении человека; на власти, а не на свободе; на привилегиях, а не на равенстве; на эксплуатации, а не на братстве людей ”.

Любая власть создает привилегии для обладающих ею

* “ Человек, политически или экономически привилегированный, есть человек развращенный интеллектуально и морально. Вот социальный закон, не признающий никакого исключения ”.

Любое государство стремится поработить народ насилием и обманом:

Макиавелли был тысячу раз прав, утверждая, что существование, преуспевание и сила всякого государства – монархического или республиканского все равно – должно быть основано на преступлении. Жизнь каждого правительства есть по необходимости беспрерывный ряд подлостей, гнусностей и преступлений против всех чужеземных народов, а также, и главным образом, против своего собственного чернорабочего люда, есть нескончаемый заговор против благосостояния народа и против свободы его ”.

* Государство – не меньшее зло, чем эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство – тоже зло:

И даже когда оно приказывает что-либо хорошее, оно обесценивает и портит это хорошее потому, что приказывает, и потому, что всякое приказание возбуждает и вызывает справедливый бунт свободы, и потому еще, что добро, раз оно делается по приказу, становится злом с точки зрения истинной морали... с точки зрения человеческого самоуважения и свободы ”.

* Государство развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их рабами.

* В любом человеке обладание властью воспитывает презрение к народным массам и преувеличение своих собственных заслуг:

Если завтра будут установлены правительство и законодательный совет, парламент, состоящие исключительно из рабочих, эти рабочие, которые в настоящий момент являются такими убежденными социальными демократами, послезавтра станут определенными аристократами, поклонниками, смелыми и откровенными или скромными, принципа власти, угнетателями и эксплуататорами ”.

Интернациональная анархическая революция

- уничтожит капитализм и государство:

В настоящее время существует для всех стран цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес – полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и от государственного гнета. Очевидно, что этот вопрос без кровавой ужасной борьбы разрешиться не может ”.

Всеобщее человеческое братство

* Возникнет на развалинах государства. Вольная организация рабочих масс, федерация самоуправляющихся трудовых общин и артелей без центральной власти и управления.

* “ Свобода может быть создана только свободою ”. “ Свобода без социализма это – привилегия, несправедливость... Социализм без свободы это рабство и скотство ”.

Как и что будет конкретно?

* Этого не может предсказать наука.

* Никакой ученый не способен определить, как народ будет жить на другой день после социальной революции.

* Наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни.

* Ученые не должны руководить обществом:

Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие, ради пользы науки, делают теперь над кроликами, кошками и собаками ”.

Пролетариат и крестьянство

* Если пролетариат будет господствующим, то над кем он будет господствовать?

* Крестьянство, не пользующееся “ благорасположением марксистов... будет, вероятно, управляться городским и фабричным пролетариатом ”.

* Крестьянам станут навязывать социализм.

* Для подавления крестьянского сопротивления и бунта они будут вынуждены создать могучую армию.

* Бывшие рабочие, “ которые лишь только сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной, будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом. Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с природою человека ”.

Критика Маркса

По теории же г. Маркса народ не только не должен его (государство) разрушать, напротив, должен укрепить и усилить и в этом виде должен передать в полное распоряжение своих благодетелей, опекунов и учителей – начальников коммунистической партии, словом, г. Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать по-своему. Они сосредоточат бразды правления в сильной руке, потому что невежественный народ требует весьма сильного попечения; создадут единый государственный банк, сосредоточивающий в своих руках все торгово-промышленное, земледельческое и даже научное производство, а массу народа разделят на две армии: промышленную и землепашественную под непосредственною командою государственных инженеров, которые составят новое привилегированное науко-политическое сословие ”.

Лекция 17. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

Расширение избирательного права, все более тесная связь представительных учреждений с политическими партиями и рост воздействия общественного мнения толкали буржуазное государство на путь социальных реформ. С началаXX в. повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в изживании кризисных явлений.

Политико-правовые программы двух основных направлений идеологии носили четко выраженный классовый характер.

Буржуазная политико-правовая идеология строила теорию права и государства с ориентацией на развитие гражданского общества по капиталистическому пути (либерализм).

Социалистическая политико-правовая идеология основывалась на идее ликвидации капитализма и преобразования общества в интересах трудящихся классов.

Критика юридического позитивизма породила новые учения о праве. В целом они сосредоточивались на решении технико-юридических или научно-методологических проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: