Поляк. Род в Кракове. Профессор права в Грацском университете (Австрия). Труды: «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства», «Общее государственное право», «Борьба рас».
Посылка (близка к социал-дарвинизму)
* Главная причина возникновения государства и права –завоевательный характер человечества, дух насилия.
* (!) Борьба между расами – борьба за существование.
История
«Сильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного, и так далее».
Государство
* Организация сильнейших, для подчинения слабейших.
«Властвующие – с одной стороны и подвластные – с другой стороны, правящие и управляемые – вот вечные, неизменные признаки государства»
Государство – это не плохо (как считают анархисты)
«Какими высшими благами, кроме голой жизни, не пользовался человек – свободой и собственностью, семьей и личными правами – всем этим он обязан государству»
«… не только отдельная личность получает из рук государства высшие жизненные блага, но и вся совокупность людей, образующих государство, обязана ему своим, соответствующим человеческому достоинству существованием».
|
|
Право
* «Неотчуждаемые права человека» - это иллюзии.
* Закон для человека «есть проявление законодательной воли князя или другого властелина».
Лекция 16. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ И АНАРХИСТСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
В 1864 г. было организовано “ Международное Товарищество Рабочих ” (I Интернационал). В 70 – 80 -е гг. XIX в. социалистические, социал-демократические, рабочие партии были созданы в Австрии, Венгрии, Дании, Франции, Швейцарии, Швеции, ряде других стран. В 1889 г. социалистические партии образовали II Интернационал.
Марксизм
Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40 -х гг. XIX в. Первыми произведениями зрелого марксизма В.И. Ленин называл книгу Маркса “Нищета философии” (1847 г.) и “ Манифест коммунистической партии ” Маркса и Энгельса (1847–1848 гг.).
Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.). Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов.
Учение о базисе и надстройке.
* Базис – экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил.
* На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания.
* Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства.
|
|
Необходимость и близость насильственной коммунистической революции
Государство
* “ Современная государственная власть это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии ”.
* “ исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса ”. (“ Происхождение семьи, частной собственности и государства ” (1884 г.).
Типы государства
* рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.
Право
* Носит классовый характер. (!) (!) (!)
* “ Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса ”. (“Манифест коммунистической партии”)
Идея революции:
* “ Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии ”.
* Программа пролетарской революции:
“ Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.
Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения ”.
Идея диктатуры пролетариата.
* Две фазы коммунистического общества:
- на первой сохранится “ узкий горизонт буржуазного права ” в связи с распределением по труду;
- на второй, высшей фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения “ по потребностям ”, отпадет надобность в праве и государстве. (“ Критика Готской программы ” (1875 г.))
Идея отмирания политической власти (государства)
* В коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными интересами государство должно быть отправлено “ в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором ”.
Анархизм
Анархизм – отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением.
Пьер Жозеф Прудон (1809–1865 гг.).
Род в г. Безансон. Сын выходца из мелких крестьян бондаря-пивовара. В 1838 сдал экзамены на бакалавра; В период Революции 1848 П. был избран депутатом Учредительного собрания. За резкие статьи против президента Франции Луи Наполеона Бонапарта в 1849 был приговорён к 3 годам заключения. За антиклерикальное сочинение вновь был в 1858 приговорён к тюремному заключению, которого избежал, эмигрировав в Бельгию. Амнистированный в 1860, в 1862 вернулся во Францию.
Произведения: “ Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти ” (1840 г.).
Анархия
– упразднение всех форм угнетения человека.
Социальная конституция
* Вместо “ политической конституции ”, которая выгодна только господствующему меньшинству, нужна “ социальной конституция ”, которая соответствует справедливости и природе человека.
* Разделение труда – естественная основа организации общества
* Равенство людей, обмен услугами и результатами труда, договоры
* Свободные объединения трудящихся
* Такая конституция должна установиться в результате глубокого социального переворота (!) (!) (!)
“ Управление людей людьми есть рабство...Власть фатально стремится к деспотизму ”…
“ Авторитет, правительство, власть, государство – все эти слова обозначают одну и ту же вещь. Каждый видит в них средство для подавления и эксплуатации себе подобных ”.
Бюрократы – зло
* Класс людей, обладающих политической властью, не занят производительным трудом и не может существовать, не эксплуатируя общество. (ЭТО БЮРОКРАТИЯ)
|
|
* Учреждая для себя различные привилегии, правящие стремятся обосновать их авторитетом религии.
“ Правительства есть бич божий для наведения порядка в мире”.
Право
* Законы издаются для защиты разнообразных интересов, которые бесчисленны и бесконечны, изменчивы и подвижны.
* Законодательство непрерывно растет – декреты, указы, законы, эдикты, постановления, нередко противоречивые и взаимоисключающие, градом сыпятся на бедный народ.
* Государство не только эксплуатирует общество, но еще и осуществляет тотальный надзор за всеми действиями людей, подавляет силой малейшее сопротивление и недовольство властью.
* ПОЭТОМУ: право приносит обществу вред.
* Все преступления, вместе взятые, причиняют обществу меньше зла и вреда, чем угнетение государством.
Социальная революция
* Не политические преобразования, а экономический и социальный переворот.
* Мирная, ненасильственная социальная революция:
- справедливое распределение;
- прямой обмен результатами труда;
- бесплатный кредит;
- народный банк.
Социальная революция – результат просвещения
* Просвещение само собой разрушает авторитет власти:
“ Власть человека над человеком находится – в каждом данном обществе – в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом ” (!) (!) (!)
* Политическая организация общества должна быть заменена его экономической организацией.
Позитивная анархия
* Соблюдение “ равенства в средствах производства и эквивалентности в обмене ”.
Мютюэлизм
* Связь между людьми – взаимовыгодные добровольные обязательства. “ Взаимность ”.
Автономия личности
* ☺☺☺ Краеугольный камень теории Прудона
* Личность свободна от внешнего авторитета, навязывающего чуждые ей мысли, интересы, действия, образ жизни.
Свобода
* – это “ равновесие между правами и обязанностями; сделать человека свободным значит уравновесить, уравнять его с другими ”.
|
|
Социализм
* Личность, свободная от гнета эксплуатации, нищеты, угнетения, от порабощения буржуазией, государством, церковью.
* ТО ЕСТЬ – “ автономная личность в автономной общине ”.
* Социализм – единственно справедливый строй. “ Справедливость есть непосредственно чувствуемое и взаимно охраняемое уважение к человеческому достоинству ”.
Собственность
* “ Собственность есть эксплуатация слабого сильным, коммунизм – эксплуатация сильного слабым... ” (“ Что такое собственность?”).
* НЕ частная собственность
* НЕ обобществление «Коммунизм – это гнет и рабство»
Идеал. Общество.
* Ф едерация свободных ассоциаций, сочетающих индивидуальную и коллективную свободу.
* Строй, основанный на свободе, независимости и достоинстве личности, труде, справедливом обмене.
“ Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, неограниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззрение!” («Исповедь революционера»).
Социалистическое движение Франции и других стран Европы в середине XIX в. развивалось под сильным влиянием идей Прудона. Прудонисты составляли большую часть делегатов (от 1/4 до 2/3) на первых трех конгрессах (1866 – 1868 гг.) МТР – Международного Товарищества Рабочих (I Интернационала). Раскол среди прудонистов (1868 – 1869 гг.) при обсуждении вопроса о коллективной собственности на землю ослабил их участие в работе МТР.
Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876 гг.).
Род. в с. Прямухино Тверской губернии в дворянской семье. В 15 лет – юнкер Петербургского артиллеристского училища. Был отчислен за дерзость и направлен в армию в батарею в Минской губернии. В 1835 г. подал в отставку по болезни. Живет в Москве. С 1840 г. – за границей. В 1844 г. Сенат приговорил его к лишению дворянского титул и заочно к ссылке в Сибирь на каторгу. В 1844 - 1847 гг. жил в Париже, где сошелся с Прудоном. В 1848 принял активное участие в Пражском восстании. Бежал в Германию. В 1849 – один из руководителей восстания в Дрездене. Был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В 1851 г. – вторично осужден на смертную казнь в Австрии за участие в Пражском восстании. Так же заменена на пожизненное. Был выдан российскому правительству. Отбывал заключение в Петропавловской крепости. После 7 лет заключения переведен на вечное поселение в Сибирь. Поселился в Томске. Затем в Иркутске. В 1861 г. бежал через Японию и Америку в Лондон. Готовил польское восстание 1863 г. В 1868 г. вступил в I Интернационал. В 1869 г. перевел «Манифест коммунистической партии». В 1872-1876 жил в Швейцарии. Умер в Берне в больнице для чернорабочих. Последние слова «Каша это другое дело». Работы “Государственность и анархия ” (1873 г.).
Идеи
* Человек зависим от природы.
* Только труд (коллективный) делает человека независимым.
Солидарность
* В труде исторически формируется солидарность. Первый человеческий закон.
Свобода
* Второй закон общества.
“Уважение человеческой личности есть высший закон человечества… коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний”.
* Человек свободен постольку, поскольку он признает равенство, свободу и человечность всех людей, окружающих его. Они, в свою очередь, признают его свободу и человечность.
* Свобода – цель истории человеческого общества:
“ До настоящего времени вся история человечества была лишь вечным и кровавым приношением бедных человеческих существ в жертву какой-либо безжалостной абстракции: бога, отечества, могущества государств, национальной чести, прав исторических, прав юридических, политической свободы, общественного блага. Таково было до сих пор естественное, самопроизвольное и роковое движение человеческих обществ ”.
* Общественная жизнь основывалась “ на поклонении божеству, а не на уважении человека; на власти, а не на свободе; на привилегиях, а не на равенстве; на эксплуатации, а не на братстве людей ”.
Любая власть создает привилегии для обладающих ею
* “ Человек, политически или экономически привилегированный, есть человек развращенный интеллектуально и морально. Вот социальный закон, не признающий никакого исключения ”.
Любое государство стремится поработить народ насилием и обманом:
“ Макиавелли был тысячу раз прав, утверждая, что существование, преуспевание и сила всякого государства – монархического или республиканского все равно – должно быть основано на преступлении. Жизнь каждого правительства есть по необходимости беспрерывный ряд подлостей, гнусностей и преступлений против всех чужеземных народов, а также, и главным образом, против своего собственного чернорабочего люда, есть нескончаемый заговор против благосостояния народа и против свободы его ”.
* Государство – не меньшее зло, чем эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство – тоже зло:
“ И даже когда оно приказывает что-либо хорошее, оно обесценивает и портит это хорошее потому, что приказывает, и потому, что всякое приказание возбуждает и вызывает справедливый бунт свободы, и потому еще, что добро, раз оно делается по приказу, становится злом с точки зрения истинной морали... с точки зрения человеческого самоуважения и свободы ”.
* Государство развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их рабами.
* В любом человеке обладание властью воспитывает презрение к народным массам и преувеличение своих собственных заслуг:
“ Если завтра будут установлены правительство и законодательный совет, парламент, состоящие исключительно из рабочих, эти рабочие, которые в настоящий момент являются такими убежденными социальными демократами, послезавтра станут определенными аристократами, поклонниками, смелыми и откровенными или скромными, принципа власти, угнетателями и эксплуататорами ”.
Интернациональная анархическая революция
- уничтожит капитализм и государство:
“ В настоящее время существует для всех стран цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес – полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и от государственного гнета. Очевидно, что этот вопрос без кровавой ужасной борьбы разрешиться не может ”.
Всеобщее человеческое братство
* Возникнет на развалинах государства. Вольная организация рабочих масс, федерация самоуправляющихся трудовых общин и артелей без центральной власти и управления.
* “ Свобода может быть создана только свободою ”. “ Свобода без социализма это – привилегия, несправедливость... Социализм без свободы это рабство и скотство ”.
Как и что будет конкретно?
* Этого не может предсказать наука.
* Никакой ученый не способен определить, как народ будет жить на другой день после социальной революции.
* Наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни.
* Ученые не должны руководить обществом:
“ Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие, ради пользы науки, делают теперь над кроликами, кошками и собаками ”.
Пролетариат и крестьянство
* Если пролетариат будет господствующим, то над кем он будет господствовать?
* Крестьянство, не пользующееся “ благорасположением марксистов... будет, вероятно, управляться городским и фабричным пролетариатом ”.
* Крестьянам станут навязывать социализм.
* Для подавления крестьянского сопротивления и бунта они будут вынуждены создать могучую армию.
* Бывшие рабочие, “ которые лишь только сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной, будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом. Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с природою человека ”.
Критика Маркса
“ По теории же г. Маркса народ не только не должен его (государство) разрушать, напротив, должен укрепить и усилить и в этом виде должен передать в полное распоряжение своих благодетелей, опекунов и учителей – начальников коммунистической партии, словом, г. Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать по-своему. Они сосредоточат бразды правления в сильной руке, потому что невежественный народ требует весьма сильного попечения; создадут единый государственный банк, сосредоточивающий в своих руках все торгово-промышленное, земледельческое и даже научное производство, а массу народа разделят на две армии: промышленную и землепашественную под непосредственною командою государственных инженеров, которые составят новое привилегированное науко-политическое сословие ”.
Лекция 17. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
Расширение избирательного права, все более тесная связь представительных учреждений с политическими партиями и рост воздействия общественного мнения толкали буржуазное государство на путь социальных реформ. С началаXX в. повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в изживании кризисных явлений.
Политико-правовые программы двух основных направлений идеологии носили четко выраженный классовый характер.
Буржуазная политико-правовая идеология строила теорию права и государства с ориентацией на развитие гражданского общества по капиталистическому пути (либерализм).
Социалистическая политико-правовая идеология основывалась на идее ликвидации капитализма и преобразования общества в интересах трудящихся классов.
Критика юридического позитивизма породила новые учения о праве. В целом они сосредоточивались на решении технико-юридических или научно-методологических проблем.