Различные последователи Будды по-разному развивали философские идеи, заложенные в его учении. Особое место занимали споры о сущности сансары и нирваны, о природе дхарм, о реальном или иллюзорном существовании физических и психических объектов и т.д.
1 Позднее, в эпоху Средневековья, к ним добавится еще третье направление — ваджраяна — «алмазная колесница».
2 Бодхисаттва — в буквальном переводе с санскрита — «существо, стремящееся к просветлению».
Наибольшую известность и авторитет приобрели две школы махаяны — Мадхьямика и Йогочара и две хинаяны — Саутрантика и Вайбхашика.
Схема 14. Древнейшие философские школы буддизма
И хотя все эти школы зародились в период I—IV вв., т.е. в конце эпохи Древнего мира, основное свое развитие они получили позднее — в эпоху Средневековья. Поэтому изложение их фундаментальных идей дается в Части II (с. 157—160).
Джайнизм (Jainism)
Джайнизм — это религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. и существующее в Индии до сих пор. Основоположником джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.), известный также под именами Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель», поскольку он победил свои страсти и достиг освобождения).
|
|
Внутри джайнизма существуют два основных направления: шветамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух», «обнаженные»). Они придерживаются одинаковых философских воззрений, а различия между ними связаны с расхождениями по некоторым вопросам религиозной практики.
Основные труды.
«Канон шветамбаров» (включающий в себя произведения Махавиры), сложившийся в IV в. до н.э. Дигамбары признают лишь наиболее древние части этого канона.