Научное познание - это социально обусловленный процесс познания законов объективного мира, результатом которого является развивающаяся система истинных знаний и методов, служащих целям преобразования действительности.
Характерные черты научного познания:
- целенаправленность;
- плановость;
- систематичность и системность;
- строгая доказательность;
- ориентация на научную истину и др.
Научное познание включает факты науки, рождающиеся из потребности их объяснения; научную проблему; первоначальное решение проблемы в форме гипотезы; её подтверждение или опровержение в ходе доказательства, и наконец, теорию, формулирующую законы. Между перечисленными формами научного познания существует устойчивая связь. Каждая последующая форма включает в себя наиболее важные результаты предыдущей.
Научное познание, как любой другой вид деятельности, предполагает применение определенной совокупности приемов и операций, ведущих к достижению цели. Такая система приемов обычно и называется методом.
|
|
Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод тогда является научным, когда он соответствует объекту познания, целям и задачам исследования, когда определяется особенностями предмета исследования, законами его развития и формулируемым в сознании истинным знанием. В этой связи к методу предъявляются следующие требования:
- ясность, или общепонятность;
- детерминированность, или отсутствие произвола в применении соответствующих методов научного познания, что, в частности, обеспечивает обучаемость методам;
- направленность, или способность методов обеспечивать достижение намеченной цели;
- плодотворность, или способность давать, кроме намеченных результатов, еще и другие, сопутствующие, но порой не менее важные знания;
- надежность, или способность с большей вероятностью обеспечивать получение искомого результата;
- экономичность, или способность давать результат с наименьшими затратами интеллектуальных сил исследователя, используемых средств и времени.
Чем больше разработан метод, тем в большей степени он удовлетворяет перечисленным требованиям.
Общая характеристика научных методов дополняется их классификацией.
Классификация научных методов:
1. По основной роли методов познания, по их характеру:
- методы-подходы, которые ориентируют исследователя, показывают общий способ решения научной проблемы (системный подход, единство исторического и логического, единство структурного и функционального и др.);
- методы-приемы, которые вооружают исследователя конкретными правилами, приемами, операциями мыслительной деятельности (анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и др.);
|
|
2. По степени общности методов:
- всеобщие - совокупность методов, регулирующих познавательную и практическую деятельность ученого в любой сфере бытия (диалектика, метафизика, аналитика, феноменология, герменевтика и др.);
- общие - приемы и операции, посредством которых решаются отдельные общепознавательные научные задачи (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.);
- частные - приемы и методы, которые вырабатываются конкретной наукой или несколькими родственными науками (сравнительный анализ в языкознании, метод электронной микроскопии в геологии, разведка в военной науке и др.);
3. По функциональному значению:
- методы эмпирического этапа, направленные на добывание и первичную обработку исходных данных (наблюдение, эксперимент, опрос, допрос и др.);
- методы теоретического этапа, обеспечивающие вторичную обработку материала, построение и систематизацию самой теории (образнознаковое моделирование, мысленный эксперимент, абстрагирование, математические модели исследования операций, теория игр и др.);
4. По характеру использования в выполнении мыслительных операций:
- регулятивные: правила, предписания и пр.;
- эвристические: научные дискуссии, мышление вслух, наглядная схематизация, метод «слепого» поиска и др.
ТЕМА 6. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-
ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА