Жизненные кризисы в развитии личности (по Э. Эриксону)

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется в общество, либо им отторгается. Известный пси­холог Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», ко­торая формируется с первых дней жизни: ребенок ориенти­рован на включение в определенную социальную группу, на­чинает понимать мир, как и эта группа. Но постепенно у ре­бенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивос­ти и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут мно­гие процессы изменения. Формирование эгоиндентичиости -длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого воз­раста, а задачи выдвигаются обществом. Но их решение опре­деляется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в резуль­тате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Ба­зовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокой­но ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития до­верия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмо­ционального общения с младенцем приводит к резкому замед­лению психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием ав­тономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обуча-ется контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, оп­рятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром; у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, так как формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности - волю, память, мышление и пр. Но если роди­тели сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его иг­рам, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, спо­собствует закреплению пассивности, неуверенности, формиро­ванию чувства вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности своего развития в рамках семьи, и те­перь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятель­ности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, тогда он ве­рит в свои силы, уравновешен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства сво­ей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери ин­тереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия) фор­мируется центральная форма эгоидентичности. Бурный фи­зиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое про­фессиональное призвание, способности, умения - вот вопро­сы, которые встают перед подростком, и это уже требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным ста­новится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людь­ми, укрепление связей со своей социальной группой; человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, со­трудничества, интимности с определенными людьми. Однако,

если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, че­ловек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я -центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, постоянно происхо­дит, воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной фор­мы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен по­нять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осозна­ет необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Для описания степени включенности индивида в общество и социальные группы применяются понятия модальной и маргинальной личности. Модальной личностью называют индивида, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство членов общества. Маргинальная личность – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя и более культурами, частично социализированный в каждую, но полностью не включенный ни в одну из них.

Главным признаком маргинальности является утрата объективной принадлежности к определенной социальной общности, слою.

Возникновение маргинальности связано с такими явлениями, как смена профессии и места жительства, внезапное разорение или обогащение.

В зависимости от объекта маргинализации различают: 1) этномаргинальность; 2) социомаргинальность; 3) экономическую; 4) политическую; 5) религиозную.

В состоянии маргинальности индивиды обычно ощущают дискомфорт и неудовлетворенность.

-5-

Девиантное поведение

Девиантное поведение (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным. В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Это – убийство, воровство, различные правонарушения.

В социологии разработано несколько концепций девиантного поведения. Так, Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явление, как социальная аномия. Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального или общественного сознания, характеризуемое разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашаемыми целями и невозможности их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации.

Р. Мертон утверждал, что любая социокультурная система состоит из двух основополагающих элементов. Первый – цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй – социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения определяются, согласно Р. Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он называет 5 типов подобной социальной адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж. Конформизм – это согласованность целей и средств. Инновация – стремление к социально значимым целям при отклонении легальных способов их достижения. Ритуализм – отказ от культурных ценностей при безусловном следовании институциональным нормам. Ретризм – бегство от действительности. Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых данным обществом. При этом предлагаются новые цели и нормы, за которые идет борьба.

Согласно Р. Мертону, аномия возникает в результате рассогласования целей и средств их достижения.

Отклонения от норм поведения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений.

Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, алкоголизм, наркомания, самоубийство.


Лекция 4.

Социальные группы и общности.

1. Понятие «социальная общность». Типы общностей.

2. Социальная группа и квазигруппа.

3. классификация социальных групп.

Ключевые понятия: социальная общность, социальная группа, квазигруппа, толпа, аудитория, социальный круг, малая группа, большая группа, ингруппа, аутгруппа, первичная группа, вторичная группа.

-1-

Общество как целостная система состоит из множества взаимосвязанных подсистем, одним из важнейших типов которых являются социальные общности.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения.

В общности объединяются люди, имеющие схожие социальные условия жизни, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли и т.д.

Общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. По количественному составу они могут быть небольшими и объединять в себе лишь несколько людей, и весьма многочисленными. По продолжительности своего существования общности могут быть кратковременными и долговременными.

Плотность связей между индивидами в общностях также различна: одни общности могут представлять собой тесно сплоченный коллектив или организацию, другие – весьма расплывчатые, аморфные образования. Различают территориальные, этнические, демографические, культурные и другие общности.

Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые.

Для массовых общностей характерны следующие черты:

1. Структурная нерасчлененность, аморфность, размытость границ.

2. Ситуативный способ существования.

3. Разнородность состава.

4. Они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

5. например, типичным образцом массовых общностей можно считать участников широких политических (например, антивоенных) и экологических движений, болельщиков спортивных команд.

Второй подкласс общностей представлен групповыми общностями. Для них характерны следующие особенности:

1. Органический характер. Они целостны, обладают внутренней структурой.

2. Способность осуществлять многообразные виды деятельности.

3. Выраженная однородность состава.

4. Способность входить в более широкие общности в качестве структурных единиц.

Пример: трудовые коллективы, политические партии.

Выделяют социальные, демографические, этнические, региональные и прочие группы.

-2-

Социальная группа и квазигруппа.

Понятие группы является одной из базовых категорий социологии. Широко распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой.

В. Харчева придерживается точки зрения, что группа – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. При этом члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.

Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, тем или иным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом, он выделяет три основные черты групп: взаимодействие, членство, идентичность и рассматривает их как групповые общности.

На основе приведенных выше определений можно заключить, что социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает наличие взаимодействий, определенной сплоченности и контроля за ее деятельностью.

Наряду с массовыми и групповыми общностями, ученые выделяют ряд сообществ, которые получили название квазигрупп.

Квазигруппы имеют свои отличительные черты:

1. Спонтанность образования.

2. Неустойчивость взаимодействий.

3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо однонаправленность связей.

Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

Аудитория.

Под аудиторией понимается общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности.

Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (например, слушать уличного оратора), так и опосредованное, через СМИ.

Наиболее характерной чертой аудитории является одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь с коммуникатором, особенно в том случае, если аудитория большая.

Толпа.

Толпа – это собрание людей, находящихся в замкнутом физическом пространстве и объединенных общностью интересов.

Социальная структура толпы проста – это, как правило, разделение на лидеров и всех остальных.

Толпы сильно различаются по своему характеру и поведению. Толпа одного типа может быстро трансформироваться в толпу другого типа.

Толпы имеют определенные общие характеристики:

- всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению;

- она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики;

- она мелочно самолюбива;

- критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно;

- она теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует;

- она делает из человека автомат, ослабляя и уничтожая его индивидуальность.

Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, они имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, не задумываясь над своими действиями. Поскольку люди, составляющие толпу анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля.

Выделяют следующие типы толпы:

1. Случайная толпа

2. Обусловленная толпа (собрание людей, заранее планируемое).

3. Экспрессивная толпа (обычно образуется для личного удовольствия ее членов).

4. Действующая толпа (это беснующее сборище).

Социальные круги.

Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского, «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами».

Основное отличие социальных кругов заключается в том, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией.

Выделяют следующие разновидности социальных кругов.

1. Контактные круги (общности людей, постоянно встречающихся).

2. Профессиональные круги, или круги коллег.

3. Дружеские круги.

4. Статусные социальные круги.

Все социальные круги могут иметь неформальных лидеров.

Таким образом, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями.

-3-

Классификация социальных групп.

В социологии классификацию групп можно проводить по различным основаниям.

В зависимости от формы осуществления связей и составляющих их членов различают большие и малые, первичные и вторичные группы.

Малая социальная группа – группа малочисленная по составу (от 3 до 15-20 человек), ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Наличие непосредственных контактов является главным группообразующим признаком.

Большие группы – это социальные группы с большим числом членов, основанные на разных типах связи, не предполагающие обязательных личных контактов.

Впервые понятие «первичная группа» в научный оборот ввел американский психолог Ч. Кули.

Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Например, члены семьи или дружеской компании.

Во вторичных группах контакты носят статусный, надындивидуальный характер. Здесь не обязательно дружеское личностное общение, однако все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. К вторичным группам можно отнести различные трудовые коллективы, команды, разного рода формальные организации.

По признаку принадлежности индивида к группам выделяют ингруппы и аутгруппы. Каждый индивид входит в некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет как «мои».

Это может быть «моя семья», «мой класс», «моя компания». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым человек чувствует свою принадлежность и в которых идентифицирует себя с другими членами, формируя осознание коллективного «мы». Другие группы, к которым человек не принадлежит (другие семьи, иные религиозные группы и т.д.), будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».


Лекция 5.

Социальные институты и социальные организации.

1. Понятие «социальный институт». Виды и признаки социальных институтов.

2. Функции социальных институтов.

3. Понятие «организация» и ее элементы.

4. Типология организаций.

Ключевые понятия: социальный институт, институционализация, идеология, латентные функции, дисфункции, организация, коллективная идентичность, формализация отношений, иерархия, неформальная организационная структура.

-1-

Наряду с социальными общностями и группами в качестве важнейших компонентов социальной структуры общества выступают социальные институты. Они призваны удовлетворять конкретные и особо важные потребности людей.

«Institutum» (лат.) означает установление, учреждение, устройство.

В повседневной жизни под институтами общества мы понимаем разные социальные единицы: учебные или научные учреждения, крупные целевые организации и т.д.

В науке под институтом понимается совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни. В этом смысле мы говорим, например, об институтах брака и семьи, частной собственности, торговли и т.д.

Социальный институт представляет собой:

1. исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей по поводу удовлетворения какой-либо общественно значимой потребности.

2. систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяет основные потребности общества.

Так, институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства), а также систему статусов и ролей (мужа, жены, ребенка, свекрови, отца и т.д.).

Главными институтами общества являются: семья, государство, бизнес, образование, религия.

Любой социальный институт возникает и функционирует выполняя ту или иную социальную потребность.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, складывается из нескольких этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организационных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствование уже сложившихся.

Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности индивидов и общностей.

В зависимости от содержания и предмета регулирования социальные институты можно классифицировать следующим образом:

1. Экономические институты

2. Политические

3. Социокультурные и воспитательные

4. Организационно-управленческие

5. Нормативно-ориентирующие

по форме организации социальные институты делятся на: а) формальные (государство, школа и т.д.) и б) неформальные (дружба).

Каждый социальный институт имеет как внешние признаки, так и содержание.

Можно выделить пять групп признаков, присущих всем социальным институтам:

1. Установки и образцы поведения.

2. Символические культурные признаки.

3. Утилитарные культурные черты.

4. Устный и письменный кодекс.

5. Идеология.

-2-

Социальные институты имеют явные функции, легко распознаваемые как часть признанных целей института и латентные (скрытые) функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут считаться побочным продуктом.

Явные функции социальных институтов ожидаемы и необходимы. Они декламируются в кодексах и закрепляются в системе статусов и ролей.

В социологии выделяют следующие функции социальных институтов:

1. функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

2. интегративная функция.

3. Транслирующая функция.

4. регулятивная функция.

5. коммуникативная функция.

Говоря о функциях социальных институтов, следует отметить, что главное их предназначение состоит в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если деятельность института не способствует (или мешает) удовлетворению потребностей общества, то она приобретает дисфункциональный характер.

Социальные институты выполняют важные общественные функции. Они обеспечивают устойчивость социальных отношений, сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянную смену ее членов; способствуют увеличению социальных связей и внутригрупповой сплоченности, осуществляют контроль за отклоняющимся поведением.

-3-

В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.

В одном случае организация может пониматься как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы.

В другом, организация понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру.

В третьем, под организацией понимается искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию.

Изучение организаций позволило выделить ряд ее основных признаков:

1. организация – это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных и специфических целей, поэтому действия ее членов должны быть скоординированы.

2. организация представляет собой социальную систему.

3. структура социальных организаций всегда представляет собой иерархию.

4. организации – это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации.

5. организация обладает таким признаком как фиксированное членство.

6. организация всегда имеет программу деятельности.

7. организация обладает коллективной идентичностью, имеет название, которое признано всеми ее членами и обществом.

Примерами социальных организаций служат семья, политическая партия, банк и т.д.

Таким образом, социальная организация представляет собой социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных целей на основе формирования высоко формализованных структур, которые включают иерархию управления, программу действий и фиксирование участников.

К основным элементам организации относятся: 1) структура; 2) цели; 3) участники; 4) технология; 5) внешнее окружение.

Социальная структура является центральным элементом любой организации. Внутри любой организационной системы выделяют формальную и неформальную структуру отношений.

Цели также являются важнейшей составляющей организации, т.к. ради их достижения осуществляется вся деятельность данного социального образования.

Важной составляющей организации являются ее члены. Каждый из них должен обладать определенным набором качеств и навыков, которые позволят ему занимать определенную статусную позицию в структуре организации.

Организация с точки зрения технологии – место, где энергия участников применяется для преобразования материалов или информации.

Внешнее окружение подразумевает то, что каждая организация существует в особом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении.

-4-

Социология предлагает различные типологии организаций. В основе одной из них положены три признака: 1) степень формализации отношений в организации; 2) подвижность цели; 3) степень влияния членов на результаты ее деятельности.

В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций:

1. Административные (или деловые).

2. Общественные (или союзные)

3. Ассоциативные (степень формализации минимальна).

Кроме того, организации в социологии подразделяются на формальные и неформальные.

В формальной организации в отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному их набору. Личные качества и способности индивидов не учитываются.

Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегулирования. Здесь в большей степени учитываются личные особенности личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения преобладают групповые нормы.

Итак, организация – это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены прежде всего на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).


Лекция 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: