Вербальные признаки лжи

Голос

- голосовой аппарат лжеца напряжён, поэтому голос срывается: дрожь голоса, заикание, странные скачки интонации и тембра. От спазмов в горле возможны покашливания.

- сбивчивое дыхание, от чего речь льётся не плавно. Человек в течение одной фразы берёт дыхание несколько раз.

- т.к. обманывающий человек сочиняет на ходу, то в речи часты паузы. Часто человек начинает говорить в медленном темпе, а потом разгоняется. Это происходит от того, что сначала человек ложь обдумывает и психически «тормозит».

Произносимая информация

- в речи неискреннего человека много юмора. Через смех лжец снимает напряжение.

- повествование нелогично, непоследовательно. При просьбе пересказать путается в деталях. А если попросить его рассказать произошедшее от конца к началу, т.е. наоборот, то он непременно проколется.

- человек рассказывает слишком общо, без деталей. Иногда обрывает начатые фразы.

- человек наполняет свой рассказ лишними подробностями. Это он делает для убедительности, для весомости своей лжи.

- грамматические ошибки в речи, оговорки говорят о чрезмерном психическом напряжении. А ложь – это всегда напряжение.

- при ответе на вопрос лгущий дословно его повторяет. (Например: - где вы находились в день преступления? – В день преступления я находился в гостях у Зинаиды) Это человек делает чтобы выгадать время на обдумывание.

- если мы просим человека ещё раз рассказать как было дело, он дословно повторяет свои слова, говорит как по заученному.

- лжец почти не употребляет в речи местоимение «Я».

- обманщик неосознанно включает в речь оправдательные слова типа: «верьте мне», «чистая правда», «даже и не сомневайтесь» и т.п.

- если вы открыто выскажете лжецу свои подозрения в его нечестности, то он пойдёт в атаку и будет на вас агрессивно нападать, доказывая свою честностью. Искренние же люди реагируют на такие подозрения спокойнее.

- при смене предмета разговора на нейтральный лжец испытывает большое облегчение – свободно выдыхает и принимает расслабленную позу.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖИ

Поза

- поза напряжена, нерасслабленна. Человек либо каменно сидит как статуя, либо ёрзает, не находя удобной позы.

- лжец отстраняется от собеседника: отворачивается, сидит боком, откидывается назад.

- человек ставит преграду между собой и собеседником: кладёт сумочку на колени, закрывается газетой/столом/спинкой стула, перекрещивает руки и ноги, закрываясь позой.

- обманывающий ищет опоры: опирается на стену или стол, кладёт голову на руку, вжимается спиной в спинку стула.

- лжец прячет зоны откровенности: закрывает ладони, убирает руки, отворачивает лицо, съёживается, закрывая солнечной сплетение.

Жесты

- человек либо суетлив и совершает много жестов, либо сидит напряжённо без движения.

- левая часть тела у правшей плохо контролируется, поэтому когда они обманывают следите за движениями левой руки и ноги.

- жесты лжеца направлены на себя, а не на собеседника.

- Жесты закрытия: ладони не показывает, к сердцу не прикасается.

- лжец прикасается к лицу, словно заставляя себя замолчать: чешется/потирает/невзначай трогает рот/глаза/нос/лоб/шею/уши

- излишнее напряжение выходит через движения конечностями: обманщик дёргает ногой, постукивает рукой по столу, теребит в руках предметы, почёсывает части тела, трогает волосы.

- лжец прячется за мелкомоторными действиями: курит, попивает кофе, грызёт ногти, перебирает книги.

Мимика

- излишнее напряжение в лице, тики, поднятые брови, раздутые ноздри, покусывание и облизывание губ.

- следите особо за левой стороной лица, которая у правшей хуже контролируется. У обманщика может быть ярко выраженная асимметрия движений лица: левая сторона будет выдавать истинные эмоции.

- мимика лжеца не соответствует словам: 1) мимика противоречит смыслу высказывания; 2) мимика появляется не синхронно с высказыванием – т.н. «звуковой жест» рассогласован; 3) мимические выражения держатся на лице дольше 10 секунд, т.к. в норме движения лица меняются каждые 5-10 секунд.

- в мимикеучаствуют не все мышцы лица: неискренняя улыбка, когда растягивается только рот, а глаза не сощуриваются.

Движения глаз

- в норме человек 70% времени смотрит в глаза собеседнику. Лжец же либо отводит взгляд и смотрит в глаза не более 30% времени, либо же наоборот смотрит слишком пристально 100% времени, т.к. следит за производимой реакцией.

- частое моргание.

- блеск глаз.

- расширенные зрачки.

Вегетативные реакции

- учащённое сбивчивое дыхание

- сильное сердцебиение и повышение артериального давления

- повышенное потоотделение

- покраснение/бледность

- сухость губ, пересохшее горло

- излишнее слюноотделение и постоянное сглатывание слюны

- зевота из-за нехватки кислорода активно работающему мозгу


Тема №6 ЭМОЦИИ

Эмоции нужны человеку для регуляции деятельности, для адаптации. Эмоции – это субъективные сигналы от организма человеку. Когда человек испытывает эмоции в его организме происходят физиологические изменения (гормональный выплеск), поэтому длительные интенсивные эмоции вызывают стресс, даже если это эмоции положительные.

Эмоции человека выражаются в невербальной стороне общения и помогают наладить коммуникацию с другими людьми.

Эмоциональные проявления
эмоция (быстропроходящая реакция) Пример: страх, боль, шок, радость чувство (длительное эмоциональное отношение к чему-либо) Пример: любовь матери к ребёнку, патриотизм, чувство собственного достоинства настроение (эмоциональный фон, который остаётся длительно) Пример: подавленное настроение, приподнятое настроение
Характеристики эмоций
Знак эмоции (положительность эмоции или отрицательность, приятность или неприятность) Интенсивность эмоции (сила, выраженность эмоции) Например: беспокойство → боязнь → страх → ужас радость → восторг →экстаз печаль → тоска → горе → безысходность
+ - нейтрал
радость, удовольствие боль, страх, злость удивление, шок
Проявления эмоций
внутренние (гормональный выброс)   внешние (невербальные сигналы)  
· изменение кровяного давления · замедление/учащение пульса · изменение электропроводности кожи (потоотделение) · изменение температуры тела   § поза § жесты § мимика § интонации голоса § громкость речи § темп речи   § покраснение/побледнение кожи § изменения дыхания
Прибор, измеряющий внутренние проявления эмоций, называется ПОЛИГРАФ – детектор лжи   Человек, профессионально считывающий внешние проявления эмоций, называется ПРОФАЙЛЕР

Способность чувствовать и понимать эмоции другого человека называется ЭМПАТИЯ. Эмпатия сильнее развита у женщин, чем у мужчин. В некоторых профессиях эмпатия крайне важна: психологи, педагоги, воспитатели, актёры. Эмпатия – приобретаемый навык, свою эмпатию можно усилить и стать более сочувствующим человеком, лучше разбираться в эмоциях других.

Неспособность понимать свои эмоции называется АЛЕКСИТИМИЯ. Человек с алекситимией не может понять, что он чувствует, путается в своих эмоциях, не может их назвать. Также человек с алекситимией плохо разбирается в своих телесных ощущениях, например, не может точно объяснить где у него болит. Большинство химически-зависимых людей страдают алекситимией. От алекситимии можно избавиться, развивая свой эмоциональный словарь и постоянно осознавая свои чувства.


Базовые эмоции человека – основные эмоции, из сочетания которых уже строятся все другие эмоции.

К базовым эмоциям относят: СТРАХ, ГНЕВ, ОТВРАЩЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ. Некоторые исследователи добавляют ещё и ПРЕЗРЕНИЕ.

Мимика базовых эмоций одинакова у людей всех национальностей и даже слепые от рождения люди имеют сходную мимику базовых эмоций.

Набор мимики базовых эмоций конкретного человека называется КАРТОЙ ЭМОЦИЙ.


Тема № 6 Воля

Воля – способность человека к сознательной саморегуляции, способность произвольно контролировать своё поведние.

Схема мотивационного акта:

           
     
 
 
 


Борьба мотивов, выбор мотив «надо, должен, нужно»  
сиюминутное желание «хочу» сознательная цель
    преодоление препятствий и неудач  

Например, вы имеете сознательную цель похудеть. Мотив: «надо не есть жирное и заниматься спортом». Сиюминутное желание – «хочу не делать зарядку, а поваляться в постели и съесть шоколадку». В вашем сознаии эти два мотива борятся и побеждает волевой, т.е. вы делаете выбор в пользу зарядки. Вы начинаете делать упражнения, но на вашем пути к сознательной цели встаёт препятстви е – приходит подруга с тортом. Вы это препятствие преодолевайте и просите подругу зайти через час и без торта.

Пример: вы имеете сознательную цель хрошо говорить по английски. Мотив – «должен выучить слова к уроку». Сиюминутное желание – «хочу погулять с друзьями». В борьбе мотивов побеждает сиюминутное желание «хочу» и волевого акта не происходит.

Пример: Вы имеете сознательную цель быть здоровым. Мотив - «мне нужно бросить курить». Сиюминутное желание - «хочу успокоиться и закурить». В борьбе мотивов побеждает волевой мотив «надо» и вы начинаете волевой акт, т.е. не курите. Но через несколько часов вашего воздержания от курения приходит курящий товарищ, который соблазняет вас выкурить сигарету – т.е. он ставит препятствие на пути к сознательной цели. Вы пытайтесь преодолеть это препятствие, отказываясь закурить, но приятель продолжает уговаривать и в итоге вы соглашайтесь – т.е. терпите неудачу на пути к сознательной цели. После этой неудачи вы отказвайтесь от идеи бросить курить, т.е. прекращайте волевой путь к сознательной цели.

Пример. Вы имеете сознательную цель встречаться с нравящейся девушкой. Мотив – «надо ей предложить помощь с контрольной» Сиюминутные желания – «хочу посать, хочу поесть, хочу посмотреть фильм». Мотив очень силён и он легко побеждает в борьбе мотивов и вы делаете выбор ей помочь. Вы начинайте ей советовать по контрольной, но она вас игнорирует – т.е. вы терпите неудачу на пути к сознательной цели. Но т.к. вы человек настойчивый, то продолжайте действовать и предлагайте ей проводить до дома, она опять отказывается и вы снова терпите неудачу, но от цели не отказывайтесь. На слудующий день вы приносите ей небольшой подарок, на что она наконец-то реагирует положительно и у вас завязываются отношения – вы достигли сознательной цели, преодолев все неудачи.

  7 черт силы воли  
безволие сила воли
1. лень, обломовщина, пустое мечтание без движения к цели, откладывание на потом. 1. целеустремлённость. Человек сразу приступает к задуманному, не откладывая на завтра
2. зависимость от других, подчиняемсть, перекладывание ответственности 2. самостоятельность, ответственность, независимость от мнения окружающих
3. нерешительность, сомнения, колебания, долгий затянутый выбор 3. решительность, быстрое принятие решений, быстрый выбор из нескольких вариантов.
4. отказ от достижения цели при первой же неудаче 4. настойчивость, упорство. Неудачи делают человека ещё настырнее
5. достижение цели сопровождается бурной негативной реакцией – капризы, нытьё, жалобы, ворчание, гнев, обвинения, раздражённость, плаксивость 5. выдержка, самообладание, сдержанность. Человек хладнокровно идёт к цели, сжав зубы, без мешающих эмоций
6. Творческий хаос в действиях, нерегулярность, несистематичность прилагаемых усилий 6. дисциплинированность, следование намеченному плану и режиму, регулярность шагов к цели
7. Трусость, скованность страхами 7. смелость, преодоление страхов
       
Эффективная стратегия достижения цели
1. Цель должна быть конкретной, в деталях и поставленной на конкретный срок.     2. Путь к цели необходимо разбить на шаги – этапы, так чтобы понять что вы можете сделать для достижения цели уже сейчас.  
хочу через год выучить английский на уровне интермедиум   для освоения за год английского на уровне интермедиум мне надо ежедневно учить по 10 новых слов. Также надо уже сегодня записаться в английский разговорный клуб
хочу через 3 года купить квартиру в подмосковье   чтобы накопить на квартиру за 3 года мне надо откладывать ежемесячно ползарплаты.
хочу через месяц похудеть на 5 кг   для сбрасывания 5 кг за месяц мне достаточно не есть после 18.00 и утром делать пробежку
хочу через полгода играть на гитаре песни Виктора Цоя   Для игры на гитаре я могу записаться на курсы, либо заниматься самостоятельно и ежедневно тренироваться

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА – иерархия ценностей человека, на которые он опирается, делая выбор. Например, потратить лишние деньги можно на билет в кино, подарок другу, красивую одежду и т.п. - выбор человека зависит от того, что для этого человека важнее. Система ценностей представляет собой ранжированную пирамиду от важного к неважному. Психолог Рокич предлагает следующий список ценностей:

· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

· здоровье (физическое и психическое)

· интересная работа

· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

· любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

· наличие хороших и верных друзей

· общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

· счастливая семейная жизнь

· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

· творчество (возможность творческой деятельности)

· уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Психолог Маслоу разделял ценности на 3 категории и сторил из них пирамиду потребностей Маслоу:

    духовные потребнсоти (самореализация, познание, искусство, религияё)    
  социальные потребности, связанные с общением (любовь, дружба, признание коллег, уважение, статус, власть)  
базовые материальные потебности в самосохранении и безопасности (здоровье, еда, одежда, дом)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: