Управление кредитным риском предприятия

Современный этап экономического развития страны характеризуется высоким уровнем кредитного риска пред­приятий, реализующим свою продукцию оптовым и роз­ничным покупателям. Этот риск приводит не только к рос­ту текущей дебиторской задолженности, но и вызывает большой объем так называемых "сомнительных долгов", часть из которых не может быть погашена покупателем-должником и подлежит списанию.

Эффективное управление кредитным риском пред­приятия связано в первую очередь с оптимизацией размера ж обеспечением своевременной инкассаций задолженности покупателей за товары, работы и услуги.

Формирование алгоритмов такого управления теку­щей дебиторской задолженностью, определяемое как кре­дитная политика предприятия по отношению к покупате­лям продукции, осуществляется по следующим основным этапам:

1)Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде;

2) Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции;

3)Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту;

4)Формирование системы кредитных условий;

5)Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;

6)Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности;

7) Обеспечение использования на предприятие современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности;

8)Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.

1) Анализ текущей дебиторской задолженности предпри­ятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей деби­торской задолженности предприятий, а также эффектив­ности инвестированных в нее финансовых ресурсов.

- На первой стадии анализа с целью отражения реаль­ного состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость. Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности пред­ставляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резер­ва сомнительных долгов (часть дебиторской задолженности, относительно которой существует неуверенность ее погашения покупателем-должником).

- На второй стадии анализа оценивается уровень деби­торской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих пока­зателей:

а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в те­кущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги.

б) Коэффициента возможной инкассации текущей де­биторской задолженности за товары, работы и услуги.

- На третьей стадии анализа определяется средний пе­риод инкассаций текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжитель­ности финансового и общего операционного цикла пред­приятия.

- На четвертой стадии анализа оценивается состав де­биторской задолженности предприятия по отдельным ее “возрастным группам”, т.е., по предусмотренным срокам ее инкассации.

- На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую за­долженность. В этих целях сумму дополнительной прибы­ли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкас­сации долга, а также прямых финансовых потерь от невозв­рата долга покупателями (сумма резерва сомнительных до­ходов,

подлежащая списанию в связи с неплатеже способ­ностью покупателей и истечением сроков исковой давности).

2) Выбор типа кредитной политики предприятия по от­ношению к покупателям продукции. Формирование принципов кредитной политики направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной по­литики по отношению к покупателям продукции решают­ся два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две раз­новидности — товарный (коммерческий) кредит и потре­бительский кредит.

Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям про­дукции:

- Консервативный (или жесткий) тип кредитной поли­тики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточе­ние условий предоставления кредита и повышение его сто­имости; использование жестких процедур инкассации де­биторской задолженности.

-Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соот­ветствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного рис­ка при продаже продукции с отсрочкой платежа.

-Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита наиболее рискованные группы покупателей продукции; уве­личение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности про­лонгирования кредита.

3) Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскуюзадолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
Расчет необходимой суммы оборотного капитала, на­правляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

;

где - необходимая сумма оборотного капитала, на­правляемого в дебиторскую задолженность;

ОРк - планируемый объем реализации продукции в кредит;

К с/ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

- средний период предоставления кредита по­купателям, в днях;

- средний период просрочки платежей по пре­доставленному кредиту, в днях.

Пример: Определить необходимую сумму оборотного капитала, направляемого в предстоящем периоде в де­биторскую задолженность, при следующих условиях:

- планируемый объем реализации продукции с предо­ставлением товарного (коммерческого) кредита - 3200 тыс. усл. ден. ед.;

- планируемый удельный вес себестоимости продукции в ее цене - 75%;

- средний период предоставления кредита оптовым по­купателям - 40 дней;

- средний период просрочки платежей по предоставляе­мому кредиту по результатам анализа- 20 дней.

Подставляя эти данные в вышеприведенную фор­мулу, получим:

400 тыс. усл. ден. ед.

Необходимая сумма оборотного капитала, направ­ляемого в предстоящем периоде в дебиторскую задолженность (согласно рассчетам осуществленным выше составит) – 400 тыс. усл. ден. ед.

4)Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

- срок предоставления кредита (кредитный период);

- размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

- стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

5)Формирование стандартов оценки покупателей и диф­ференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способ­ность привлекать кредит е разных формах и в полном объе­ме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

6)Формирование процедуры инкассации текущей деби­торской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены; сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предо­ставленному кредиту; условия возбуждения дела о банк­ротстве несостоятельных дебиторов.

7) Обеспечение использования на предприятии современ­ных форм рефинансирования текущей дебиторской задол­женности. Развитие рыночных отношений и инфраструк­туры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные крат­косрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, явля­ются:

- факторинг;

- учет векселей, выданных покупателями продукции;

- форфейтинг.

8) Построение эффективных систем контроля за движе­нием и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из ви­дов таких систем является “Система АВС” применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию “А" включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды текущей дебиторской задолженнос­ти (так называемые “проблемные кредиты”); в категорию “В”— кредиты средних размеров; в категорию “С” — ос­тальные виды дебиторской задолженности, не оказываю­щие серьезного влияния на результаты финансовой дея­тельности предприятия.

Критерием оптимальности разработанной и осущест­вляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию,

выступает следующее условие:

Д30 ОПдр ОЗдз + П Кдз,

где Д30 —оптимальный размер текущей дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;

О П др—дополнительная операционная прибыль, по­лучаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;

ОЗдз—дополнительные операционные затраты пред­приятия по обслуживанию текущей дебитор­ской задолженности;

П Кдз —размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за не­ добросовестности (не платежеспособности) покупателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: