Вопрос 3. Участники уголовного процесса

СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ

К участникам со стороны обвинения относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, органы дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, потерпевший, представитель потерпевшего, частный обвинитель, представитель частного обвинителя, гражданский истец, представитель гражданского истца.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование прокурором может осуществляться как лично, так и путем руководства действиями и решениями лиц, производящими расследование. Эта деятельность направлена на изобличение виновных в совершении преступлений и привлечении их к уголовной ответственности.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов лицами, производящими расследование, определяется положениями ст. 37 УПК РФ, а также ст.ст. 29-30 Главы 3 Федерального закона от 17 января 1992 года "О прокуратуре". Эта деятельность прокурора является гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях, проведения расследования, а также законности принимаемых решений следователями и органами дознания. Принимая ряд процессуальных решений, прокурор также проверяет законность собранных материалов, достаточность данных и доказательств, необходимых для принятия решений.

Организация прокурорского надзора предполагает безусловное реагирование на выявление нарушений законов с момента поступления заявления, сообщения о преступлении до принятия прокурором окончательного решения по делу.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор вправе имеющимися полномочиями применять различные меры, такие как:

1. Своевременно пресекать факты необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В этих целях:

- ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах;

- остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего;

- следить за тем, чтобы процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее 3 часов после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору;

- пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях;

- безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.

2. Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на пресечение и раскрытие преступлений, прокурор обязан добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.

3. Прокуроры должны акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий, давать письменные указания о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

4. Принимать меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК РФ.

5. Обеспечить немедленную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу либо изъятых из оборота.

6. Установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствоваться требованиями УПК РФ. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения виновных.

7. Систематически проверять законность и обоснованность решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, а также своевременность и эффективность мер по розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

8. Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны каких-либо лиц или участников уголовного судопроизводства.

9. При утверждении обвинительного заключения (обвинительного акта) с особой тщательностью изучить соответствие выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела, соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий, соответствие составленных в ходе расследования документов требованиям УПК РФ.

10. Строго руководствоваться требованиями Главы 52 УПК РФ о порядке производства по уголовным делам в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ. Средствами прокурорского надзора обеспечивать немедленное освобождение лиц, перечисленных в ст. 449 УПК РФ, задержанных в порядке, предусмотренном ст. 91 УПК РФ (за исключением случаев задержания на месте преступления), по подозрению в совершении преступлений.

Необходимо также отметить, что прокурор в ходе выполнения своих полномочий может давать указания дознавателям по вопросам: квалификации преступления; объема обвинения; прекращения дела; избрания, изменения или отмены меры пресечения; производства отдельных следственных действий; соединения и выделения уголовных дел; признания лиц гражданскими истцами или потерпевшими; обеспечения прав участников процесса и т.п.

Указания дознавателю могут быть даны по любому делу и на любом этапе расследования. Дача указаний – это процессуальный акт прокурора. Указания должны быть оформлены письменно.

Прокурор вправе возвратить уголовное дело дознавателю, следователю и дать письменные указания о производстве дополнительного расследования, для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Прокуроры, их заместители либо другие ответственные работники прокуратуры обязаны лично выезжать на место происшествия по делам об убийствах, бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках.

Прокурорам предписано не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным производством на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ; принимать меры к устранению причин и условий, способствовавших уклонению обвиняемого от следствия и суда.

В обязанности прокурора также входит рассмотрение жалоб на действия органов дознания или следователя (ст. 124 УПК РФ). Деятельность по проверке жалоб – это не только средство обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций, но и способ обнаружения и устранения нарушений закона в ходе расследования.

Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в УПК РФ лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено поддержание государственного обвинения (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). Также по основаниям, установленным законом, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения (ч. 4 ст. 37 УПК РФ).

Следователь – это должностное лицо, уполномоченное в соответствии со своей компетенцией осуществлять предварительное следствие, а в некоторых случаях (ч. 3 ст. 150 УПК РФ) по уголовным делам.

В зависимости от принадлежности к тому или иному государственному органу различают следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователей органов внутренних дел Российской Федерации, следователей органов федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В ч. 2 ст. 38 УПК РФ указаны лишь некоторые полномочия следователя. Дополняя его другими положениями УПК РФ, попытаемся создать более полное представление о компетенции следователя.

Итак, следователь имеет право:

- рассматривать заявления и сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях и принимать решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом (ст.ст. 144–146, 148 УПК РФ);

- принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности (п. 2 ч. 1 ст. 38 УПК РФ);

- самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа (п. 3 ч. 1 ст. 38 УПК РФ);

- приостанавливать производство по уголовному делу и принимать меры к розыску подозреваемого и обвиняемого, прекращать уголовное дело и уголовное преследование в случаях, не требующих получения согласия прокурора (ст.ст. 208, 24, 27 УПК РФ);

- давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ);

- обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора, вынесенное в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ;

- задерживать лицо по подозрению в совершении преступления, применять к участникам уголовного процесса ряд других мер процессуального принуждения (ст.ст. 91, 102-105, 112, 113 УПК РФ);

- предъявлять обвинение (ст.ст. 177, 178 УПК РФ);

- выделять в отдельное производство уголовные дела и материалы (ст.ст. 154, 155 УПК РФ);

- по окончании предварительного следствия предъявлять участникам уголовного процесса материалы для ознакомления; составлять обвинительное заключение (ст.ст. 215–220 УПК РФ);

- представлять уголовное дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления дела в суд.

Приведенный перечень свидетельствует об относительной самостоятельности следователя в принятии процессуальных решений и производстве действий на досудебных стадиях уголовного процесса. Это не снижает его полной ответственности за ход и результаты проведенного расследования.

Наряду с правами следователь обязан выполнять письменные указания надзирающего прокурора, начальника следственного отдела. Кроме того, несмотря на свою принадлежность к стороне обвинения, при производстве по уголовному делу следователь должен устанавливать обстоятельства, смягчающие наказание, характеризующие личность обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость деяния (ст. 73 УПК РФ).

Руководитель следственного органа (далее руководитель СО) – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Руководитель СОосуществляет контроль над своевременностью и эффективностью действий следователей по раскрытию и расследованию преступлений, принимает организационные меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

Руководитель СО вправе поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий; продлевать срок предварительного расследования; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (ч. 1 ст. 39 УПК РФ).

Указания руководителя СО по уголовному делу могут отдаваться следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Указания руководителя следственного органа, за исключением указаний, предусмотренных ч. 4 ст. 39 УПК РФ, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Орган дознания – это государственный орган или должностное лицо, наделенный полномочиями по проверке заявлений и сообщений о преступлениях, принятию решения о возбуждении уголовного дела (или об отказе в этом) и производству предварительного расследования в форме дознания.

Согласно действующему законодательству к органам дознания относятся:

1. Органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

Право на осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности" возложено на оперативные подразделения органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, Федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2. Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

3. Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

Органы дознания проводят дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Кроме того, орган дознания может возбудить уголовное дело, по которому предварительное следствие обязательно и в течение 10 суток выполнять неотложные следственные действия по этому делу. Такие действия также вправе выполнить следующие должностные лица:

- капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

- руководители геологических партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания;

- главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Лица, проводящие дознание, так можно определить правовой статус указанных должностных лиц. Такое правовое дозволение объясняется исключительностью обстоятельств, возникших при невозможности или нецелесообразности обращения к лицам, наделенным правом производить предварительное расследование.

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, на которое возложены полномочия по проведению предварительного расследования в форме дознания.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК РФ начальником органа дознания на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.

Закон запрещает совмещать в одном лице ответственного по проведению процессуальных действия и оперативно-розыскных мероприятий. Это объясняется возможным предвзятым отношением данного лица при принятии решений, связанных с доказыванием виновности кого-либо в совершении преступления. Процессуальные решения, как правило, основываются на имеющихся доказательствах, тогда как оперативно-розыскные мероприятия проводятся в условиях наличия информации, часто носящей лишь ориентирующий характер.

Дознаватель лицо относительно самостоятельное. На многие его решения требуется получение согласия начальника органа дознания. Дознаватель обязан выполнять указания прокурора, а также начальника органа дознания. При этом подчеркнуто, что указания начальника органа дознания могут быть обжалованы прокурору, а указания последнего – вышестоящему прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение.

Большинство полномочий следователя относятся и к дознавателю. Однако закон не наделил дознавателя правом приостанавливать производство по уголовному делу, предъявлять обвинение, давать органу дознания письменные поручения обязательные для исполнения.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт и направляет дело прокурору (ст. 225 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Согласно ст. 40.1 УПК РФ начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Потерпевший – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или суда(ч. 1 ст. 42 УПК) и только после возбуждения уголовного дела.

Фактическое основание для признания лица потерпевшим – это наличие в уголовном деле данных, указывающих на причинение вреда преступлением. До приобретения статуса потерпевшего лицо, которому причинен вред в результате преступления, может именоваться пострадавшим или заявителем, но это не дает ему оснований пользоваться правами, предусмотренными ч. 2 ст. 42 УПК РФ, а именно:

1. На стадии предварительного расследования:

- знать о предъявленном обвиняемому обвинении;

- получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела;

-участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

- знакомиться с протоколами следственных действий, производимых с его участием, и давать на них замечания;

- знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 198 УПК РФ;

- знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного потерпевшему.

2. На судебных стадиях уголовного процесса:

- участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;

- выступать в судебных прениях;

- поддерживать обвинение;

- получать копии приговора суда первой инстанции, решений суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. В любой момент производства по уголовному делу:

- пользоваться помощью переводчика бесплатно;

- иметь представителя;

- заявлять ходатайства и отводы;

- приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда.

- получать копии постановлений о признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу;

- давать показания;

- отказаться свидетельствовать против себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4
ст. 5 УПК РФ;

- представлять доказательства;

- ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ.

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно ст. 131 УПК РФ.

Потерпевший не вправе уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора и в суд; давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний; разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Частный обвинитель – это лицо, наделенное правом поддерживать обвинение в суде.

Частным обвинителем может быть потерпевший либо его законный представитель (представитель), а в случае смерти потерпевшего – его близкие родственники, если они подали жалобу в суд по делу частного обвинения.

Лицо приобретает статус частного обвинителя с момента принятия судом заявления к своему производству (ч. 7 ст. 318 УПК РФ).

Частный обвинитель имеет те же права, что и потерпевший, а также может осуществлять следующее:

- поддерживать обвинение по уголовным делам частного обвинения (п. 2 ч. 4 ст. 321 УПК РФ);

- изложить свое заявление в начале судебного следствия по делу;

- отказаться от обвинения (п. 2 ч. 2 ст. 133 УПК РФ).

Гражданский истец – это физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

Лицо становится гражданским истцом после того, как в отношении него выносится постановление (или определение) о признании его таковым. Данный документ может быть вынесен только после возбуждения уголовного дела и лишь в отношении гражданина, предприятия, учреждения или организации, которым причинен вред от преступления и которые обратились с исковым заявлением с просьбой о его возмещении.

Признание потерпевшего гражданским истцом является обязанностью должностного лица, занимающегося производством по уголовному делу (дознавателя, следователя, прокурора, суда).

Гражданский истец имеет право:

1. На стадии предварительного расследования:

- знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;

- участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;

- знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме.

2. На судебных стадиях уголовного процесса:

- поддерживать гражданский иск;

- участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой и апелляционной инстанций;

- выступать в судебных прениях для обоснования гражданского иска;

- знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

- обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска.

Кроме того, гражданский истец обладает всеми общими правами, аналогичными с правами потерпевшего (представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно и т.д.).

К стороне обвинения относятся еще представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца. Их правовой статус определяется положением ст. 45 УПК РФ, а также нормами ГК РФ. Представителями указанных участников уголовного процесса могут быть адвокаты, родственники или доверенные лица, о которых ходатайствует участник процесса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: