Первая группа методов стимулирования творческой личности журналиста – «отвлекающий маневр». Задача, которую необходимо решить, как бы отодвигается на второй план. Человек слушает музыку, смотрит журналы, играет на инструменте, предпринимает пешие прогулки, играет в шахматы, разгадывает трудные кроссворды, играет с детьми. И после этого наступает момент озарения.
Вторая группа – «наводящие методы». Сюда включается общение в группах, дружеских компаниях, чаще нежурналистских, где происходит обмен мнениями между равноправными собеседниками. Часто собеседники не знают, что журналист непроизвольно «обкатывает» свои творческие идеи.
Третья группа – стимулы «технического толка». Иногда для этого журналисты читают стихи или любимые места романов для определения тональности очерков, читают дневниковые записи великих, готовясь к диалогу с трудными собеседниками, рассматривают альбомы, то есть все, что рождает ассоциации.
Четвертая – «организационные» стимулы. Журналисты делятся на «сов» и «жаворонков». Поэтому творчество зависит уже от времени и условий работы.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит специфика журналистского мышления?
2. Перечислите и охарактеризуйте этапы авторских технологий.
3. Что такое интуиция?
4. Каковы методы стимулирования творческого мышления журналиста.
Основная литература:
1. Кузнецов М.А. Практическая психология PR и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему: учеб-практ. пособие / М.А.Кузнецов, И.Цыкунов. – М.: РИП – холдинг, 2004
Дополнительная литература:
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В.Лазутина. – М., 2006.
2. Олешко В.Ф. Психология журналистики. Учебное пособие / В.Ф.Олешко. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - С.46-60.
7.2. Творческое мышление. Творческие способности.
План:
Творческое мышление.
Развитие творческих способностей.
Характеристика творческого процесса.
Творческое мышление.
В психологии различают два вида мышления: конвергентное и дивергентное. При конвергентном мышлении для получения верного ответа используется линейная логика. Дивергентное мышление использует ассоциативный метод. В современной нейропсихологии эти два вида мышления связываются с двумя различными полушариями. Левое полушарие ответственно за логическое мышление и контролирует речь и письмо, а правое – за все интуитивное, невербальное поведение, эмоциональные состояния. Большинство людей используют оба полушария в зависимости от задачи.
Творчество – это не талант, а способ действия, модель поведения. Люди, преуспевшие в мире творчества, разработали способ действия, который стимулирует их творческие способности. Установка составляет значительную часть этого процесса. Исследование творческих личностей показало, что самок главное их отличие от других заключается в том, что они верят в свои творческие способности. Первым шагом к освобождению творческого потенциала является создание «установки на творчество». А негативное мышление является наиболее разрушительным фактором для творческой личности.
Творческих людей характеризуют три основных признака, основой которых является наличие творческих способностей:
1. Творческие личности не боятся отличаться от других.
2. Творческие личности сами хотят работать и имеют положительную самооценку.
3. Творческим личностям нравится работа: чем она труднее, тем лучше.