Девиантное и делинквентное поведение

Усвоение социальных норм — основа социализации. Со­блюдение же этих норм определяет культурный уровень об­щества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.

В широком смысле «девиация» подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют:

а) неписаным нормам,

б) писаным нормам. В узком смысле «девиация» относится только к первому j

типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения. Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

1) писаные — формально зафиксированные в конститу­ции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством

2) неписаные — неформальные нормы и правила поведе­ния, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обы­чаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.

Чем они отличаются друг от друга?

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Вы­сший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — откло­нением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам ограбление прёдставителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальны видом заработка или способом установления социальной спра­ведливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Справка '" В России в 1994 г. по данным ЦРУ действовало 6000 организованных преступных групп, разбросанных по всей Рос­сии и еще 30 странам. Только в Москве более 1000 притонов и фирм, предоставляющих интимные услуги. В элитарной и уличной проституции, 70% — немосквичек.

Делинквентность. Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гаранти­рующие права личности, и преследуются в уголовном по­рядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжес­ти уголовного деяния), ссылают на исправительные или ка­торжные работы, сажают в тюрьму или определяют услов­ную меру пресечения (частичное ограничение в правах). Это чрезвычайно широкий класс явлений — от безбилетного про­езда до убийства человека.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, из­готовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, под­жоги, проституцию, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Девиантносгь. Напротив, такие поступки, как обнажение гениталий, опорожнение или занятие сексом в публичных местах, сквернословие, громкий или возбужденный разго­вор, не нарушают уголовного права, но противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания — привлечение к административной ответственности, уплата штрафа, устное осуждение окружающих людей или неодобрительность, ко­сые взгляды прохожих.

К формам девиантного поведения относят уголовную пре­ступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомо­сексуализм, азартные игры, психическое расстройство, са­моубийство.

Справка

Уровень самоубийств примерно в 3 раза выше уровня убийств. Уровень самоубийств рассчитывается на 100 000 жи­телей. В 1987 г. в СССР он составлял 19, в ФРГ— 21, во Франции — 22, в США — 12.

Уровень суицида среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин, а в активном возрасте (25 — 39 лет) — даже в 6 раз (Социол. исслед., 1990, № 4, с.75).

Сделаем выводы: в социологии девиантное поведение пони­мается как более широкая, чем делинквентное поведение, категория. Иначе говоря, первое включает в себя второе как свою часть. Девиация — любые нарушения норм, а делин­квентносгь — только серьезные, влекущие за собой уголов­ное наказание. В социологии с равным правом применимы и широкая, и узкая трактовка.

Характерная черта девиантного поведения — культурный релятивизм. Иными словами, относительность любых соци­альных норм.

Поясняющий пример

По рассказу психиатра, в вагон московского метрополи­тена, а происходило это летом 1995 г., вошла пожилая жен­щина. На голове мотоциклетный шлем с опущенным щит­ком. На руках — милицейские краги. Прежде чем сесть, она положила на сиденье доску.

Кто она — нормальная или ненормальная? По мнению психиатра, она — совершенно нормальный человек. Ненор­мальные мы с вами. Женщина поставила психотропную за­щиту от излучаемой окружающими агрессии. В нетрадицион­ной медицине это вполне нормальное явление.

Итак, социальные нормы — вещь относительная, так же как и отклонение от ни, т. е. девиантность. Норма для одних становится отклонением для других. В культуре вообще все относительно. Все зависит от угла зрения. Для пассажиров метро вошедшая женщина — отклонение, для психиатра она — норма. Но ведь и мнение психиатра — не истина в после­дней инстанции. Кому-то его суждения покажутся шизофре­ническими.

Вот еще ситуация. Пациент обращается к врачу:

— Доктор, каков первый симптом того, что человек со­шел с ума?

— Если он считает себя совершенно нормальным челове­ком.

У некоторых примитивных племен в первобытное время и сегодня каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным ус­тройством (разрешение брака между родственниками).

Культурный релятивизм может быть сравнительной ха­рактеристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае надо говорить не о культу­ре, а о субкультуре. Пример таких групп — политические партии, правительство, социальный класс или слой, веру­ющие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы — деви­ация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обра­щения по имени-отчеству, а уменьшительное имя («Коль­ка» или «Никитка») — норма обращения в низших слоях — считалось у первого девиацией.

В современном обществе подобные формы поведения рас­сматриваются как девиантные. Убийство на войне разреша­ется и даже вознаграждается, но в мирное время наказыва­ется. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуж­дается, а в других странах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следует, что критерии девиантности относи­тельны данной культуры и не могут рассматриваться в от­рыве от нее.

Кроме того, критерии девиантности меняются во време­ни даже в рамках одной и той же культуры.

В СССР в 60 — 70-е годы школьные учителя боролись с «длинноволосыми» учениками, усматривая в этом подра­жание «буржуазному образу жизни» и признаки нравствен­ного растления. В конце 80-х годов наше общество измени­лось, и длинные волосы превратились из девиации в нор­му.

Сделаем вывод: девиация в широком смысле относитель­на: а)исторической эпохи, б)культуры общества. Относитель­ность в социологии получило специальное название реляти­визма.

Социологи установили следующие закономерности: 1. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение, приносящее коллектив­ный вред.

Пример. Небрежное обращение со спичками может при­вести к пожару в общественном здании и унесет десятки человеческих жизней. Оно наказывается сильнее, нежели то же самое нарушение в частном доме.

2. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному порядку.

Примером служат транспортные происшествия и дорожные аварии.

3. Девиантное поведение, наносящее большой материаль­ный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопас­ность, переходит в другую категорию поведения и квали­фицируется как преступление.

Пример — судебный процесс над изменниками родины.

4. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся обществом спокойнее, так как считаются случайным собы­тием, которое может произойти со всяким человеком. При­меры приведены выше.

5. Границы терпимости общества к отклонениям различ­ны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре.

Примеры. Убийство человека в современном обществе рас­ценивается как преступление, а в первобытном — как при­несение жертвы богам. Нападение на человека и его убийст­во в современном обществе — преступление. Но защита от преступника, повлекшая смерть нападавшего, расценивает­ся как героизм. Убийство соотечественника в мирное время жестоко карается, но убийство чужестранца, который в во­енное время считается врагом или захватчиком, вызывает почтение и приносит славу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: