Закономерности функционирования и развития науки, структуры и динамики научного познания и научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества изучает специальная дисциплина - науковедение.
Первые попытки сформулировать программу науки как особой отрасли знания были предприняты в 1926 г. советским учёным И.Боричевским, а также польскими учёными М. И С. Оссовскими (1936). Большое влияние на формирование науковедения оказали труды академика С.Г.Струмилина и работы английского учёного Дж.Д.Бернала. Оформляться в самостоятельную область знания науковедение стало в начале 60-х годов. Здесь следует назвать книгу украинского учёного Г.Н.Доброва «Наука о науке». Можно назвать несколько сформировавшихся школ науковедения.
В 1966 г. состоялся советско-польский симпозиум по проблемам комплексного изучения развития науки, на котором развернулась оживленная дискуссия о существе и названии этого нового направления. Из многих возможных вариантов: наука о науке, наукология, наукознание, науковедение был принят именно последний.
Западными исследователями науки термин «наука о науке» в общем принят не был. Ныне можно сказать, что западным аналогом науковедения является направление, именуемое «социальные исследования науки» (Social Studies of Science). Видимо, под влиянием этого обстоятельства и у нас в последние годы термин «науковедение» многими начинает восприниматься как несколько архаичный.
Определяя науковедение как особую область знания, исследующую процесс научной деятельности в целостной системе ее предметно-содержательных и социальных характеристик, а также её влияние на развитие производительных сил и общественную жизнь в целом, мы вычленяем специфический предмет науковедения, который формирует и свой понятийный аппарат, и методы исследования, и собственный угол зрения на науку как социально организованную познавательную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей. Тем самым науковедение выделяется из ряда других дисциплин, которые под своим углом зрения, применительно к своему предмету, изучают те или иные аспекты науки. Но это ещё не дает достаточно полного определения науковедения как особой отрасли исследований, достаточно полной и ясной характеристики его предмета.
В 1936 г. польские учёные Мария и Станислав Оссовски одними из первых, рассматривая проблематику зарождающегося научного направления, предложили назвать его «наука о науке», выделив при этом пять групп проблем:
- К первой группе они отнесли проблемы, которые можно назвать «философией науки» - вопросы концепции науки, классификации наук, понятия «наука» и др.
- Ко второй группе - проблемы «психологии науки», к которым авторы отнесли вопросы, связанные с развитием определенных отраслей науки и психологического развития научного работника.
- К третьей группе - проблемы «социологии науки»: соотношение между наукой и культурой.
- К четвертой - проблемы практического и организационного характера.
- Вопросы истории науки, концепции отдельных научных дисциплин, учёные отнесли к пятой группе проблем [3].
Дж. Бернал для обозначения науковедения предложил всеобъемлющее определение, сформулированное Д. Прайсом: «под наукой о науке мы подразумеваем историю, философию, социологию, психологию, экономику, политическую науку, операционные исследования и т.д., относящиеся к науке, технике, медицине и т.д.». Это определение по существу охватывает спектр проблем, на которые указывали М. и С. Оссовски.
Различные аспекты науки как особой формы общественной деятельности изучают, например, и социология, и психология, и экономика, и другие дисциплины. Но каждая из них изучает определенный аспект научной деятельности и развития науки и притом под определенным углом зрения. Такие исследования, так же как исследования философских проблем развития научного знания, проблем логики и методологии научного познания, места и роли науки в общественно-историческом процессе, взаимодействия науки и культуры и т.д., обогащают представление о науке, факторах её развития. Однако каждая из этих наук, естественно, не ставит перед собой в силу своего предмета исследований задачу охватить развитие науки в целом. Не может дать этого и суммирование их результатов, ибо хорошо известно, что даже самый детальный анализ отдельных сторон какого-либо процесса, как и их сумма, никогда не дают представления о процессе как таковом во всей его сложности. Не решает задачу создания теории управления развитием науки и история науки, охватывающая процесс её развития более широко и всесторонне, чем другие науки, и играющая важную роль в осмыслении её закономерностей уже потому, что она имеет дело главным образом с прошлым и призвана прежде всего раскрывать конкретные процессы в данное время и в данных условиях. Конечно, чрезвычайно важно досконально выяснить конкретные факторы, влияющие на развитие науки: как, в какой степени и в каких конкретных условиях они проявляют себя. Однако знания об отдельных факторах ещё не решают дела, поскольку их воздействие на науку не независимо друг от друга, а тесно переплетено, взаимосвязано и притом различно в разных условиях.
Чтобы понять процессы, характерные для развития науки, их необходимо рассматривать целостно, в их органической взаимосвязи. Поэтому науковедение — это не просто наука о научной деятельности, а наука о взаимодействии элементов, в своей совокупности определяющих развитие науки как особой сложной системы, вскрывающая роль и влияние этих элементов на поведение всей системы как определенной целостности. Формирование науковедения, рассматривающего науку в её целостности, является одновременно важнейшим методологическим условием и предпосылкой плодотворного изучения отдельных аспектов развития науки.
Науковедение – это отрасль знаний, изучающая закономерности функционирования и развития науки как специфического социального института и особой формы деятельности, её структуру и динамику, взаимодействие с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Науковедение всесторонне отражает те общие и существенные процессы и явления, которые характерны для разнообразных сторон науки, их взаимосвязи, а также для определения соотношения между наукой, с одной стороны, и техникой, производством и обществом, с другой.
Науковедение, как и любая другая область знания, выполняет функции, которые связаны с получением и накоплением материалов, фактов, их систематизацией и теоретическим обобщением, прогнозированием и разработкой практических рекомендаций.
То есть науковедение представляет собой целостную методолого-социологичную систему знаний о науке. При этом комплексность данной науки выражается в использовании разнообразных методов и достижений всего разнообразия наук для разработки специфических проблем, не разрешимых ни единой из данных наук в отдельности.
Подытоживая сказанное о сущности науковедения, можно взять за основу определение, данной в Большой Советской Энциклопедии: Науковедение - отрасль науки, дисциплина, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.