Задачи и методы психологического изучения детей-логопатов

Предмет психодиагностики — психические особенности процессов, функций и состояния лиц с нарушениями речи. Особенности внимания, памяти, мышления, работоспособности, темперамента, характера, индивидуальный стиль поведения, когнитивный стиль оцениваются с целью обеспечения выбора оптимальных средств коррекции и обучения школьников с речевыми нарушениями.

Основной целью психологического изучения является получение качественной оценки психического состояния и специфики развития ребёнка, определение вероятностного прогноза его дальнейшего развития. Эта оценка необходима для определения наиболее эффективных путей и средств коррекционно-развивающей работы.

Задачами психологического изучения детей с нарушениями речи являются:

1) определение соотношения первичного и вторичного в структуре дефекта;

2) выявление вторичной психической симптоматики, характерной для того или иного речевого нарушения;

3) определение общих и специфических закономерностей психического развития при речевых нарушениях различного генеза;

4) изучение влияния речевого нарушения на формирование личности;

5) выбор методов психокоррекции и психотерапии;

6) определение критериев эффективности и оценки воздействия психотерапии и коррекции.

В психодиагностическом процессе используются следующие методы:

Базовым методом является наблюдение. Наблюдение — это целенаправленное восприятие психической жизни человека, которое осуществляется без активного взаимодействия с ним.

Этот метод является самым доступным, поскольку инструментом диагностики в этом случае является сам исследователь, а от наблюдаемого «требуется» только находиться в поле зрения наблюдателя. Он требует наиболее высокой профессиональной подготовки специалиста. Для изучения психологических особенностей детей этот метод особенно ценен, так как в отношении них возможности экспериментального изучения имеют значительные ограничения по сравнению со взрослыми.

Существует несколько видов наблюдений: стандартизированное наблюдение - предполагает точное следование плану, целям и задачам, которые заранее определены, регистрируются строго определенные факты в поведении объекта; свободное наблюдение и включённое наблюдение. Наблюдение должно проводится в естественной, повседневной обстановке, при этом ребёнок не должен знать, что за ним ведётся наблюдение.

Анализ продуктов деятельности: количественный и качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. В круг этих источников входят письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства. «Контент-анализ» (от англ. contents — содержание и греч. analysis ~ разложение, расчленение) — метод выявления и оценки Характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. В психологической диагностике контент-анализ чаще всего используется в качестве дополнительного метода или процедуры обработки данных, полученных при других методах исследования.

Анкетирование: анкета (от фр. enquкte — расследование, дознание) — методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетирование представляет собой процедуру проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполняются респондентами, а затем производится их анализ.

В специальной психологии анкетный опрос чаще всего позволяет решать две задачи скринингового обследования интересующей нас популяции (заикающихся, детей с задержкой речевого развития и т.д.) и анкетирования родителей, с целью получения дополнительной информации о ребенке, включая семейную обстановку. Следует помнить об ориентировочном характере получаемой с помощью анкеты информации.

Объективные тесты с выбором ответов для диагностики интеллектуальных особенностей, результаты которых обрабатываются по ключу.

Проективные методики, направленные на изучение внутреннего мира личности («Дом – дерево - человек»; детский апперцептивный тест (ДАТ) и пр.).

Опросник в широком смысле — любой набор вопросов, касающихся какой-либо темы или группы связанных тем, разработанных для того, чтобы на них отвечал респондент. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные, опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках ответы не квалифицируются как «правильные» или «неправильные». Они должны отражать отношение человека к тем или иным явлениям, меру его согласия или несогласия с предлагаемыми высказываниями.

Опросники — это методики, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Задача испытуемого —дать письменные или устные ответы, сообщить информацию о себе, выразить отношение, сформулировать мнение.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Особую трудность в обеспечении качественной диагностики при проведении опросов составляет задача избавления от искажений результатов по причине субъективных особенностей испытуемого, которые могут проявляться в неправильном понимании вопросов и в предвзятых (установочных) ответах. Установки при ответах испытуемых тяготеют к двум полюсам — стремлению показать себя в наилучшем виде и, наоборот, — в наихудшем.

Опросники состояний и настроений предназначены для выявления временных, преходящих состояний (тогда как личностные — для выявления стабильных качеств психики). Их отличает то, что в формулировке вопросов и в инструкции подчеркивается необходимость оценивать свои психические качества именно в текущее, настоящее время.

Опросники-анкеты служат для получения информации, не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностям человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.

В логопедии опросники могут оказать неоценимую услугу в связи с возможностью получать существенную информацию о ребенке и особенно подростке и взрослом, минуя устную речь (шкала Р.Эриксона для оценки речевой тревоги (или коммуникативных возможностей) и методика для дифференциальной диагностики заикания и клаттеринга Дали).

Диалоговые методы – беседы, интервью, игровые интерактивные методы. Интервьюирование — живое непосредственное общение с ребенком, в результате которого складывается целостная картина состояния его психики, история развития, история жизни, сведения об условиях и образе жизни ребенка. Этот метод требует тщательного расспроса самого ребенка и его родственников. Учитываются не только слова, но и жесты, мимика, интонация.

По сравнению с анкетой интервью является более надежным источником информации, так как в условиях непосредственного контакта с респондентом позволяет уточнять неясные вам ответы, варьировать вопросы, наблюдать его поведение во время ответов.

Тесты (от англ. test — испытание) представляют собой стандартизованный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц, служащих объектами наблюдения, Предполагается, что они позволяют количественно и качественно оценивать достаточно широкий круг явлений от восприятия и интеллекта до личностных особенностей, включая, например, уровень тревоги или ценностные установки.

Педагогика была одной из заказчиц тестов, так как нуждалась в способах определения уровня умственного развития ребенка с целью решения вопроса о том, где и как его обучать. Поэтому вначале были созданы тесты интеллекта и тесты общих способностей. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими методиками (шкала для измерения интеллекта Векслера). Разработаны варианты методики для разных возрастных групп — взрослых, школьников и дошкольников. Получаемые с помощью тестов интеллекта результаты выражаются в виде коэффициента интеллекта (IQ).

Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситуационные тесты.

Основным признаком проективных методик является использование неоднозначных, неопределенных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен интерпретировать, дополнять, развивать, конструировать.

По способу проявления проекции принято выделять несколько типов методик:

конститутивные — предполагающие придание испытуемым определенного смысла (структуры) материалу, наделение его каким-либо содержанием (тесты Роршаха, Розенцвейга);

конструктивные — создание целого из отдельных частей и разрозненных деталей («Тест мира» М. Левенфельда — «конструктор» из 232 миниатюрных домов, деревьев, людей);

интерпретативные — предусматривающие истолкование событий, ситуаций, изображений (Тематический апперцепционный тест — ТАТ Генри Мюррея и Кристины Морган 1935 г.);

катартические — самовыражения в условиях эмоционально напряженного творчества (психодрама Дж. Морено 1946 г., тест кукол А.Вальтмана 1951 г.);

экспрессивные — рисование на заданную или свободную тему (тест «Дом—дерево—человек»);

импрессивные — требующие предпочтения одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест выбора цвета М.Люшера);

аддитивные - дополнения, завершение предложения, рассказа, истории (Методика завершения предложения).

В практической деятельности проективные методики позволяют решать преимущественно следующие задачи:

а) их проведение позволяет наладить контактс испытуемым, особенно с ребенком;

б) они дают общую ориентировочную картину личностных, индивидуально-психологических особенностей испытуемого;

в) они позволяют получить информацию о проявлениях личности, плохо контролируемых или совсем не контролируемых сознанием.

Одним из достоинств проективных методов в логопедической практике является их по большей части невербальный характер (некоторых тестов), что позволяет получить, пусть ориентировочную, информацию о ребенке, минуя речь при тяжелых ее поражениях.

Метод социометрии применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев. Он позволяет выявить:

1) особенности систем неформальных отношений в группе;

2) степень психологической совместимости конкретных людей;

3) внутригрупповые статусы группы в целом;

4) качество психологической атмосферы группы в целом.

Экспертный метод: он заключается в опоре на опыт работы одного или нескольких специалистов над поставленной проблемой с регистрацией и последующей обработкой полученных данных. Эксперт — компетентное лицо, имеющее опыт в конкретной области и участвующее в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Его задачей является выражение своего мнения о качестве объекта или явления по определенной шкале в соответствии с предусмотренными для этого правилами. Например, в виде периодической оценки речи детей на так называемых контрольных занятиях. В этом случае обычно используется интегральная оценка качества речи по степени: норма, незначительное нарушение, умеренное нарушение и т.д. В некоторых случаях используется оценка динамики: без улучшения, улучшение, умеренное улучшение, значительное улучшение и т.д. Кроме того, оценке могут подвергаться отдельные характеристики речи — связность, разборчивость, качество речевого дыхания, тембр голоса, насыщенность запинками и др. [«Логопсихология» В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова]

Рекомендуется следующий план обследования ребёнка с нарушениями речи: анкетные данные о ребёнке, время обследования; анамнез (здоровье родителей, особенности раннего развития ребёнка, перенесённые заболевания); данные клинического обследования врачами-специалистами; результаты логопедического обследования (состояние речи, особенности общей, артикуляционной, мелкой моторики); познавательная деятельность (особенности восприятия, памяти, внимания, мышления); характеристика игровой, учебной, продуктивной деятельности; состояние эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей и межличностных отношений; заключение. [http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=140]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: