Социологические методы изучения процесса воспитания

Лекция 4. Социология образования и воспитания.

Превращающая функция социологии труда состоит в разработке на основе данных социальной диагностики состояния социально-трудовых отношений наиболее эффективных социальных технологий, в создании на основе этих технологий систем социального управления трудовыми коллективами.

Сфера труда всегда была объектом изучения естественных (физиология, психология, эргономика), общественных (философия, история, социология), экономических (политэкономия, экономическая теория) наук. Важное место среди них занимает социология труда и занятости.

Функции и роль социологии труда и занятости в решении социально-экономических проблем

Эволюция социологических взглядов на роль труда в обществе.

Лекция 3. Социология труда и занятости.

1. Сущность, предмет, объект, функции социологии труда и занятости.

2. Категории социологии труда и занятости.

Социология труда и занятости - отраслевая социологическая теория, которая изучает закономерности формирования, функционирования и развития социальных образований (систем, сообществ и институтов) в сфере труда и связанные с ними социальные процессы и явления.

Труд - основа функционирования и развития человеческого общества. Его социальная сущность обусловлена несколькими факторами. Во-первых, он является процессом взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует обмен веществ между собой и природой. Во-вторых, человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные и духовные блага, но и изменяет собственную природу, развивает способности и наклонности, приобретает социально необходимые качества, формирует себя как личность. Труд является фундаментом, на котором базируются социальные процессы, формируются социальные отношения. Он меняет позицию человека, формирует социальный и профессиональный портрет личности.

Труд - не только экономическая, но и социологическая категория. Объектом социологии труда и занятости является труд как общественно значимое явление, предметом - структура и механизмы социально-трудовых отношений, социальные процессы в сфере труда. Особенности социологического изучения труда заключаются, прежде всего, в системности и комплексности исследования социальных и социально-психологических явлений в сфере труда, с учетом образа жизни, деятельности человека и других факторов, влияющих на трудовую активность личности.

2. Основными категориями социологии труда и занятости является «характер труда», «содержание труда», «условия труда», «рынок труда», «занятость», «безработица», «мотивация», «адаптация», «социально- психологический климат», «социальный конфликт» и т.д.

Характер труда - социальная сущность труда как общественно значимого процесса.

Характер труда определяется особенностями производственных отношений и социально-экономическим положением участников общественного производства. Он позволяет выяснить связь между индивидуальной и общественной работой, способы взаимодействия работников со средствами труда, механизм включения индивидуального труда в общественную взаимосвязь между отдельными видами труда, типы взаимоотношений участников процесса труда. Показателями характера труда являются форма собственности, отношение работников к средствам производства, распределительные отношения в сфере производства материальных и нематериальных благ, социальные различия. Согласно с этими критериями выделяют следующие виды трудовой деятельности: общественный и частный труд; свободный и подневольный; добровольный и принудительный.

Содержание труда отражает взаимосвязь специфики выполняемой работы с трудовыми квалификационными характеристиками личности.Не подлежит сомнению, что в настоящее время неоднородность, сложная структура состава и качества рабочей силы служат мерилом прогресса. Воззрение на рабочую силу как усредненный безликий ресурс уходит в прошлое. Содержание труда характеризует конкретную сторону труда, связанную с потребительной стоимостью его результата.
В рамках содержания труда можно выделять его индивидуальный и структурный аспекты. Первый связан с ростом дифференциации трудовой функции. Второй - со спецификой производительности труда, близостью к конечной продукции.

Во-первых, определение работы только через должность, специальность, квалификацию подразумевает наличие тарифных справочников, соответствующих сложившемуся уровню экономических, технических и иных отношений в обществе. Во-вторых, стремительное развитие экономики, в частности расширение сферы услуг, привело к появлению на постсоветском пространстве новых профессий, не известных доселе тарифно-квалификационным характеристикам, поэтому ссылка на последние становится просто невозможной. Правовой статус указанные профессии получают, как правило, через перечисление необходимых профессиональных знаний, навыков, умений в локальных нормативных актах. Наименование такой трудовой функции отражается в тексте трудового договора.

В-третьих, бурный рост организаций - субъектов малого бизнеса, а также работодателей - физических лиц предъявляет новые требования к работникам, к выполняемой ими трудовой функции. Представляется, что в подобных условиях резко повышается спрос на такие качества рабочей силы, как ее универсальность и мобильность, общая профессиональная пригодность, а не узкая специализация. В этой связи определение трудовой функции только через конкретную должность (специальность) не является полным и не дает возможности работодателю своевременно реагировать на потребности производства, оперативно и эффективно решать экономические проблемы.

В-четвертых, указание в договоре на профессию, специальность и квалификацию, либо должность - наиболее простой способ определения трудовой функции, когда труд носит деперсонифицированныйхарактер. Конечно, в данном случае речь не идет о полном отсутствии личностного элемента, поскольку последний является конститутивным признаком трудовых правоотношений.

Деперсонифицированность труда предполагает отсутствие тесной связи между содержанием труда и личными качествами конкретного работника. А их учет требует конкретизации прав и обязанностей работника в договоре при определении трудовой функции и иных существенных условий, например, оплаты труда, льгот и преимуществ.
Таким образом, содержание труда предусматривает активизацию человеческого ресурса и новые механизмы его реализации посредством в том числе средств трудового права.

Как общие для всех бюджетных категорий работников в нормативных актах устанавливаются следующие критерии и показатели оценки деловых качеств и квалификации работников: уровень образования, объем специальных знаний, специальный стаж работы. Среди особых показателей рекомендуется учитывать следующие: профессиональная компетентность (помимо образования и стажа), умение оперативно принимать решения, качество законченной работы, способность адаптироваться к новой ситуации, интенсивность труда, производственная этика, стиль общения, способности к творчеству и самооценке. Перечисленные критерии предъявляют требования не только к профессиональной пригодности работника, но и к его личным способностям и психофизическим характеристикам. А ведь именно на основе всех указанных данных (в совокупности) проводится аттестация и определяются деловые качества работника. И если названные показатели еще до недавнего времени адресовались представителям не многих профессий, то сейчас они распространяются на сферу массовой занятости. Более того, по мнению многих экономистов и психологов, в настоящее время высшая квалификация в рамках большинства специальностей достижима только при наличии нужных природных качеств.

Второй (структурный) аспект содержания труда, как уже отмечалось, связан со спецификой производительности труда, близостью к конечной продукции. Эта сторона содержания труда важна для работника с точки зрения справедливой оценки его деятельности, осознания важности выполняемого дела, а для работодателя в ракурсе эффективности его затрат, конкурентоспособности на рынке. В отличие от индустриального общества, в котором конечной продукцией в основном являются товары и услуги, постиндустриальное общество способствует тому, что формируется сфера занятости, где первостепенной, важнейшей продукцией является информация. Все сферы экономики так или иначе начинают этому подчиняться, поскольку обслуживают данный процесс и в конечном итоге зависят от него. Сбор, хранение, обработка информации как продукт труда зависят от очень многих личностных качеств человека: общей эрудиции, аналитических способностей, быстроты мышления, умения принимать решения и т.д. Следовательно, анализируя содержание труда в различных его аспектах, можно утверждать, что производительными в экономике становятся не только профессиональная подготовка работника, но и его личностные, гуманитарные качества.

Условия труда. Эта категория охватывает социально-экономические, санитарно-гигиенические, организационные и социально-бытовые условия труда. К социально-экономическим условиям относятся продолжительность рабочего времени и рабочего года, оплата и стимулирование труда, квалификационная, профессиональная и общеобразовательная подготовка работников. Санитарно-гигиенические условия характеризуются температурным режимом, нормами загазованности, запыленности, загрязненности воздуха, освещением, допустимым шумом, вибрациями и т.д. Организационные условия характеризуют рабочий режим труда, обеспечение материалами, сырьем и инструментами. К социально-бытовым условиям относятся обеспечение работников бытовыми помещениями, столовыми, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием и т.д.

Рынок труда - определенная система общественных отношений, которые согласовывают интересы работодателей и наемных работников.

Полноценное функционирование рынка труда возможно при развитой инфраструктуре, к которой относятся государственные учреждения, негосударственные структуры, способствующие занятости населения, общественные организации и фонды, кадровые службы предприятий и организаций, призванных обеспечивать эффективное взаимодействие между предложением и спросом на рабочую силу.

Занятость населения - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая является источником дохода.

Категория «занятость» характеризуется экономическим, социальным и демографическим содержанием. Первое подразумевает возможность индивида своим трудом обеспечить собственное благосостояние и одновременно способствовать росту эффективности производства, социальное содержание категории занятости отражает возможности формирования и духовного развития личности, демографические характеристики занятости раскрывают взаимосвязь занятости с половыми, возрастными характеристиками населения, его структурой. Формы занятости классифицируют по следующим критериям:

социально-экономические - формы собственности и хозяйства, социальный состав населения;

организационно-экономическими - продолжительность и режим рабочего времени, характер занятости (постоянная или временная; полная или частичная; основная (первичная) и дополнительная (вторичная).. Различают еще полную, продуктивную, свободно избранную, формальную формы занятости в государствах с социально-рыночной экономикой. приобретает распространение гибкая занятость (временная работа, надомный труд, разделение рабочего места между двумя и более работниками, сокращенная рабочая неделя и т.д.).

Отношение к труду - связь между работником и обществом, работником и трудом по поводу производства и распределения материальных и духовных благ.

В этом понятии синтезированы несколько типов отношений: отношение к труду как общественной ценности, отношение к своей профессии, отношение к конкретным условиям, при которых происходит работа. Это предопределяет сложную структуру понятия «отношение к труду», которое является единством трех элементов: мотивов труда, реального трудового поведения и вербальной (выраженной посредством языка) оценки трудовой ситуации. Мотивационный элемент отношения к труду связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Элемент реального трудового поведения связан с трудовой активностью работника и выражается в эффективном выполнении производственного задания, его качестве, участии в техническом творчестве, овладении передовыми технологиями, экономии сырья, материалов, объединении нескольких профессий, инициативности, ответственности, дисциплинированности. Элемент вербальной оценки характеризует уровень удовлетворенности производственными условиями (размером заработной платы, содержанию и условиям труда, взаимоотношениями с руководством и товарищами по работе и т.д.) и касается внутреннего состояния работника, эмоционального восприятия им трудовой деятельности, особенностей трудовой ситуации.

Согласно целям и задачам в трудовом коллективе складываются свои социальные ценности и нормы, формируются требования к уровню образования, квалификации, индивидуальным характеристикам работника.

3. Формирование теоретических представлений о труде охватывает три периода: донаучный, классический и современный.

Донаучный период наиболее длительный и не столь продуктивный, как последующие периоды(III в. до н.э. - XVIII в н.э.), характеризуется формированием представлений о труде, его месте в обществе и жизни отдельного человека, и связан с развитием идей, типичных для античных цивилизаций Греции и Рима, средневековой Европы.

Классический период охватывает теории о труде XVIII – нач. XXв.в. Главные его направления:

- обоснование протестантской этики (М. Лютер, Ж. Кальвин);

- политэкономические исследования труда (А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти, К. Маркс);

- эмпирические исследования проблем труда (Ч. Бут, Б. Вебб, Л. Виллер);

- разработка основных категорий и понятий социологии труда (Э. Дюркгейм, М. Вебер).

Именно в этот период было положено начало формированию социологии труда как самостоятельного научного направления.

Современный период начался в 20-30 годы XX века. Именно тогда на ведущие позиции вышла американская социология. Детальное изучение труда отдельного рабочего, функционирования и организации промышленного коллектива основал американский инженер Фредерик - Винслоу Тейлор (1856-1915), который одним из первых начал рассматривать организацию управления трудовым процессом как самостоятельную отрасль. Вследствие систематических наблюдений, экспериментов и хронометража (изобретение Тейлора) ему удалось установить, что промышленные рабочие являются особой социально-психологической группой с определенными ценностями, психологией, идеологией. Назвав это явление рестрикционизмом - работой с прохладцей, Тейлор произвел систему мер по его нейтрализации. Главнейшие из них:

- нормирование и рационализация трудового процесса;

- тщательный отбор и подготовку работников;

- соблюдение принципов управления (значительная заработная плата, высокая дневная норма, соответствующие условия труда, обязательное материальное взыскание за невыполнение нормы);

- умение управлять рабочими, для чего необходимы ум, образованность, опыт, такт, энергия, сообразительность, честность, здоровье;

- предупреждение социальных конфликтов на производстве, создание условий для максимального выявления и реализации умственных и физических возможностей работника.

Тейлор первым попытался выработать социотехническую систему, которая объединила технический и социальный аспекты производства, обосновал главные принципы научного менеджмента, реализованные на многих предприятиях. Но уже в 20-е годы XX в. тейлоризм начали критиковать, потому в новых социально-экономических и политических условиях он уже не мог гарантировать высокой производительности труда, социального согласия между администрацией и наемными работниками, избежание забастовок. Поэтому поиски исследователей в области социологии труда были направлены на изучение новых факторов, которые могли бы положительно повлиять на эффективность производства, социальное настроение работников. Вследствие этого возникла теория «человеческих отношений», разработанная в 20-30- е годы профессором индустриальной социологии Гарвардского университета Элтоном Мэйо (1880-1949) на основании исследований на предприятиях электротехнической фирмы «Вестерн электрик». Эти исследования, получившие название «Хоторнский эксперимент», должны были выяснить, как влияет на повышение эффективности производства улучшение социально-психологических отношений между работниками в трудовом коллективе. Тщательные исследования в течение 1920-1930 гг. обнаружили, что норма выработки работника зависит не столько от его физических усилий, сколько от влияния на него рабочей группы, которая задает определенный темп работы и правила поведения. Поэтому и методы, предложенные Э. Мэйо, были направлены на совершенствование социально-психологических отношений между рабочими в группе и между рабочими и руководителями, улучшения морально- психологического климата. Главные элементы теории «человеческих отношений»:

- ориентация на людей, а не на технический аспект производства;

- замена индивидуального вознаграждения коллективным;

-формирование положительного морально-психологического климата, повышение удовлетворенности работников своим трудом;

- гуманизация труда, участие рабочих в управлении производством.

В свое время эта теория была распространена как в Америке, так и за ее пределами. Действовали специальные центры по обучению, во многих университетах были введен учебный курс по теории «человеческих отношений». Впоследствии, с развитием новых производственных технологий, она начала терять свое значение.

В 1950-х гг. была разработана теория «обогащения труда», ее автор, американский ученый Фредерик Херцберг (род. в 1921 г.), считал, что существует две независимые системы факторов, которые по-разному влияют на трудовое поведение людей. К первой относятся «гигиенические» факторы, не относящиеся к содержанию работы. Если на предприятии созданы нормальные условия труда и быта, режим работы, работники должным образом обеспечены различными льготами, жильем, установлены комфортные психологические отношения между ними, то следует ожидать не высокого удовлетворения работой или заинтересованности в ней, а лишь отсутствия недовольства. Хорошие «гигиенические» условия труда стабилизируют персонал, но не обязательно побуждают его к повышению производительности труда. Вторую группу факторов составляют так называемые мотиваторы, удовлетворяющие потребности человека. Они заключаются в признании достигнутых им успехов в работе, интересе к содержанию труда, ответственности, самостоятельности и др. Именно эти факторы обусловливают удовлетворение работой и повышают трудовую активность. Для повышения заинтересованности в труде нужны дополнительные меры, связанные с его сущностными, содержательными характеристиками. На основании этой теории Херцберг создал концепцию обогащения труда, которая была использована многими американскими и европейскими компаниями.

В конце 50-х годов значительное распространение получила также теория управления «X» и «У» американского ученого Дугласа Макгрегора. Теория «X» пропагандирует черты авторитарного стиля управления: акцент на материальные стимулы, жесткий контроль, принудительный труд, негативные санкции т.д. Теория «У» акцентирует внимание на демократическом стиле руководства: использование творческих способностей, участие работников в управлении, применение социальных и социально-психологических стимулов т.д. Целесообразность использования авторитарного или демократического стиля управления определяют на основании детальной диагностики условий функционирование коллектива, организации.

В формировании современной социологии труда заметную роль сыграла теория «качества жизни» Д. Рисмена и Дж. Гэлбрейта, основе которой были заложены идеи Л.Дэвиса, обосновавшего необходимость выработки понятия «качество рабочей жизни». Начиная с 70-х гг. качество жизни изучают в США с помощью статистической информации и опроса отдельных категорий работников. Эта теория предполагает исследование взаимоотношений между работником и его производственным окружением и базируется на выяснении следующих вопросов:

- установление причин текучести кадров;

- исследование установок работников для выработки национальных программ;

- оценка эффективности управленческих систем;

- изучение влияния неблагоприятных условий труда на появление психологических стрессов;

- решение конфликтов между управленцами и рядовыми сотрудниками.

В последнее время наибольшее распространение получила прикладная социология развивающаяся по двум основным направлениям: клиническая социология (исследования социальных явлений, процессов, установление на этой основе социологического диагноза, проведение консультаций и предложение определенных «профилактических средств» по решению исследуемых проблем) и социальная инженерия (выработка социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое внедрение для достижения реального социального эффекта. Их развитие обусловило формирование так называемых новых форм организации труда (НФОП), применение которых предусматривает:

- признание связи между индивидуальными чертами лица и его работой;

- сочетание формальной и неформальной организации совместной деятельности;

- обеспечение условий, при которых содержание труда не «распыляется» на незначительные операции, а должно составлять единство разнообразных задач;

- обязательное представление работника о конечных результатах своего труда;

- преимущество самоконтроля над контролем со стороны администрации в регулировании трудового поведения работников.

4. Социология труда, как и какая-либо другая наука, выполняет определенные функции в жизнедеятельности общества:

Информационная, которая заключается в обеспечении управленческих структур общества социологической информацией, которая дает объективную и полную картину социальной ситуации на предприятии, в отрасли и производственной сфере в целом.

Познавательная функция социологии труда связана с поиском закономерностей в социально-трудовых отношениях, созданием теоретического обоснования практического менеджмента, выявлением социальных резервов трудового коллектива, его неиспользованных в полной мере потенциальных возможностей.

Описательная функция связана с описанием различных проблем в социально-трудовой сфере и опубликованием результатов социологических исследований в различных отчетах, статьях, монографиях.

Образовательная функция реализуется через освоение теоретических и практических знаний, овладение методологическими основами проведения социологических исследований для получения эмпирических данных, получение представлений о социальных процессах, происходящих в сфере труда.

Прогностическая функция социологии труда связана с возможностью моделирования на основе полученных эмпирических данных возможных вариантов развития социально-трудовых отношений, своевременно предотвращать развитие негативных тенденций в социальной жизни как отдельного трудового коллектива, так и общества в целом.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда — явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления — это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными).

Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

Социология труда — это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда — это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда:

§ Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).

§ Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

§ Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

§ Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

§ Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

§ Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

По-другому можно сказать, что задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения, прежде всего, важнейших социально-экономических проблем общества и личности.

В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальную организацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный).

Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое. К настоящему времени социология труда одно из наиболее перспективных направлений в социологических исследованиях.

Литература:

Дворецкая, Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда / Г.В. Дворецкая, В.П. Махварылов. - Киев: Вища школа, 1990.

Дикарева, А.Н., Мирская, М.И. Социология труда / А.Н.Дикарева, М.И.Мирская. - Москва: Высшая Школа, 1989.

Дряхлов, Н.И. Социология труда / Н.И.Дряхлов. - Москва: Изд-во МГУ, 1995.

Кравченко, А.И. Социология труда в XX веке: Историко- критический очерк / А.И.Кравченко. - Москва: Наука, 1987.

Ромашов, О.В. Социология труда / О.В.Ромашов. - Москва: Гардарика, 1999.

Рофе, А. И. Экономика и социология труда / А.И.Рофе. - Москва, 1996.

Рофе, А.И., Ерохина, Р.И., Пшеничный, В.П., Стретенко, В.Т. Экономика труда / А.И.Рофе [и др.].- Москва: Высшая школа, 1995.

Щербина, В.В. Социология труда / В.В.Щербина. - Москва: Изд-во МГУ, 1993.

1.Предмет и объект социологии образования.

2.Основные подходы и направления в исследовании образования как социокультурного феномена.

3.Социологические методы изучения образования.

4.Социология воспитания.

1. Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Социологию интересует социальная сторона образования - как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.

Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет, что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой".

Объектом социологии образования является сфера образования как социального явления - люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где разворачивается функционирование образовательных программ, где действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

2. Как предмет и как объект прикладных социологических исследований, образование не утрачивает своей актуальности и остроты. Тем не менее, в традициях исследований сложились определенные подходы к изучению образования, как социокультурного феномена.

В основу первого подхода была положена цель образования, которая формулировалась как нормативный идеал образованного человека в обществе. Эта отрасль проникает во все сферы жизни, но всегда встроено в соответствующую историческую эпоху. К.Маннгейм говорил, что цель образования отражена не только эпохой, но и страной. Так, этапы развития образования следует рассматривать в соответствии с нормативными идеалами. Например в Спарте и Афинах центральным интересом было воспроизводство человека «умеющего» (в Спарте - воин, в Афинах - оратор), а в социалистическом обществе идеалом, согласно Шульману, был нравственно выдержанный, последовательный строитель коммунизма.
Второй подход предполагает, что в основе развития образования лежит тип культуры. Сторонники этого подхода – Дж. Мид, Г. Саймон, С. Кумбс. Они утверждают, что развитие цивилизации ознаменовалось сменой доминирующих типов, в соответствии с чем меняется образование, как транслятор культуры.

Выделяют три типа культуры:

а) постфигуративный (доминирует культура традиций, обычаев, повседневной практики, когда в качестве субъекта образованиявыступает естественное социальное окружение. Человек обучается в процессе повседневной трудовой деятельности. Знание не отделено от носителя)

б) фигуративный тип, когдакультура традиций уступает место культуре рациональных знаний, норм, ценностей, законов. Образование становится массовым и оторванным от источника знания. Основная задача - сформировать человека знающего. Появление книжной культуры. На этой стадии находится наше общество).

в) префигуративная культура - постиндустриальная. Ведущей становится технология производства знания. Это культура пока только предполагается. Нормативный идеал-человек, генерирующий знания, умеющий самостоятельно ориентироваться в потоках информации.)

В основетретьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации системы. В качестве доминанты выделяется нормативный, государственно детерминированный характер образования (Дюркгейм, Маннгейм). Образование рассматривается как система целенаправленного воздействия на подрастающее поколение с целью его адаптации к потребностям общества. Содержание образования определяется в соответствии с потребностями государства. К этому подходу тяготеет отечественная система образования.

Особенность личностного подхода заключается в егоэкзистенциальном характере(И.Кант, М.Хайдеггер). `Образование - деятельность общества, направленная на развитие в каждом индивиде всего того совершенства, на которое он способен.

Цель образования - приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться. Образование - создание образов, схем, с помощью которых человек стратифицирует пространство вокруг себя. Человек должен приложить неимоверные усилия, чтобы добыть образование (Хайдеггер). Общество и личность согласовывают свои интересы через систему образования, т.е. общество предъявляет свои требования через систему образования.

Личность, социальный субъект в системе образования, не является объектом прямого воздействия общества. В конечном итоге, человек предъявляет свои требования обществу через систему образования. Личности необходимы такие знания, которые позволяют ей быть социально адаптированной и именно образование обеспечивает знание, необходимые для адаптации. Но каждый человек стремится достичь определенных высот, самореализоваться и в этом случае он предъявляет свои требования к обществу через образование.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную… В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение. Исследования затрагивают такие вопросы, как:

соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;

пропорциональность морфологического строения структуры образования;

влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная связь системы образования.

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям:

- внутриинституциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования;

- внешнеинституциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.

Социология образования может быть представлена в виде двух структур:

1) теоретико-концептуальное содержание: основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;

направления исследований и концептуализации: социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;

проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни.

2) технологическая последовательность познавательной деятельности (в ее основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности):

- теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;

- методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;

- фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;

- проекты и модели социокультурной деятельности.

Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. Современный уровень социологии образования опирается на социологические идеи М.Вебера, Дж.Дьюи, Э.Дюркгейма, К.Маннгейма, Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой науки, и на более поздние концептуальные идеи зарубежных и отечественных ученых.

Основные направления отечественной социологии образования связаны с исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А.Аитов исследует образование как фактор формирования социальной структуры и социальных перемещений. В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в социальном самоопределении молодежи. В.Н.Турченко исследует связь революций в образовании с научно-технической революцией. Социальная политика в сфере образования и его социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова. Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным, а место образования в потребностях общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и М.Н.Руткевичем.

Развитие социологии образования на постсоветском пространстве протекает в направлениях исследования: социологических проблем высшей школы (В.И.Астахова), изучения проблем отчуждения личности в процессе образования (И.Н.Гавриленко), проблемы студенчества как социальной группы (Н.Ф.Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультурной системы образования (В.И.Луговой), системы образования как института социализации (Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных институтов высшей школы и производства (Е.А.Якуба) и других. Сделаны первые попытки систематического изложения социологии образования как отраслевой социологической науки Ф.Р.Филипповым и В.Я.Нечаевым). Появление этих книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших учебных заведений.

3. Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных источников социальной информации, используемой для управления этой сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и прикладную функции социологии образования.

Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:

официальных: указы и постановления правительства, директивные и плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения, планы работы, материалы печати, личностные документы;

неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;

специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

Среди методов анализа документов выделяется два основных вида: традиционный и качественно-количественный (контент-анализ).

Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений.

Качественно-количественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

Эти методы помогают составить представление о степени изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание других методов исследования.

Часто применяется метод наблюдения, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:

систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;

простое, носящее эпизодический, случайный характер;

включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;

невключенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;

кратковременное, в течение 1-2 часов;

длительное, в течение ряда лет.

Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом опроса.

Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

Анкетирование в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно.

К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику. Этот метод дает возможность уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов, улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет получать более глубокую и полную информацию. Недостатками метода являются высокие требования к социологу-интервьюеру и значительное его субъективное влияние.

Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные групповые интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.

Экспертный опрос предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы, "мозговые атаки", деловые игры.

Иногда используются психологические методы: тестирование, социометрия и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить в ней социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у друга, и составляют социометрическую матрицу - таблицу количества и адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру внутри коллективных связей и отношений, но не дает материала для их причинного объяснения.

Социальный эксперимент - это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Он предназначен для проверки действенности внедряемых форм и методов образования, апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают информацию об изменениях поведения обучаемого под воздействием различных факторов.

Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.

4. Важнейшим принципоморганизации воспитания является его комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия по возможности на все стороны формирующейся личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного процесса - политического, трудового, нравственного, этического и др. Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность и мера. Наиболее полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся концепция социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на человека с учетом конкретных состояний и отклонений на каждом из его уровней: биологическом, психическом и социальном.

Социализация человека продолжается всю жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности. Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества такова:

вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации личности;

влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности;

выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности

Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности придает воспитанию гуманистический характер. Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и предметное пространство воспитания, придавая тем самым воспитанию реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая модель социализации открывает дополнительные возможности для решения основных требований к воспитанию человека:

ориентироваться в воспитании на конкретную целостную личность с учетом конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и социальном уровнях;

обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер жизнедеятельности индивида;

соотносить формы и методы воспитания с периодами социализации индивида, т.е. осуществлять воспитание дифференцировано;

ориентироваться на воспитание творческой, мобильной личности, что особенно важно в период радикальных перемен в обществе;

стремиться к организации непрерывного воспитания, длящегося всю жизнь человека.

Воспитание - это не просто научение, а воздействие на весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию.

Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не просто совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует, а дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.

Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью. В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей.

Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду, формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся прежде всего к тем направлениям воспитания, которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды:

политическая сферанепосредственно связана с идейно политическим воспитанием;

трудовое воспитание - с экономической сферой общества;

с социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование общих социальных установок,

с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для воспитания.

Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере.

Микроокружение как система межличностных контактов. Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном общении людей друг с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой составляет важный структурный элемент общественно-экономической формации - межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах жизнедеятельности людей. От характера межличностных отношений в значительной степени зависит эффективность производства, морально-психологический климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На характер этих отношений значительное влияние оказывают личностные особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и т.д.

Индивидуальное нравственное сознание формируется в детстве и развивается на протяжении всей жизни человека. Во многом личностные особенности формируются микроокружением человека. Семья является важным фактором воспитания подрастающего поколения, становления человека как субъекта социальной деятельности.

Характер взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование человека как личности. Межличностные отношения играют важную роль в сфере воспитания, образования, во всех сферах жизнедеятельности людей. Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой решаются вопросы взаимоотношения личности и общества. Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при условии, когда личность поднимется до понимания общественного как личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного. Прогресс общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.

В социологических исследованиях воспитания задействованы практически все основные социологические методы: наблюдение, опрос, социальный эксперимент и анализ документов. Однако это методы имеют свои особенности в применении к исследованию воспитания, их значимость, активность их использования и результативность отличаются от соответствующих показателей исследования других сфер социальной жизни, ими не ограничивается весь набор социологических методов изучения воспитания.

Широкое распространение в исследованиях воспитания получил метод наблюдения, т.е. сбора первичной информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. К основным требованиям при проведении наблюдения относятся: умение четко и однозначно поставить вопрос, невмешательство в деятельность исследуемых, плановость и целенаправленность наблюдения, умение сопоставлять факты и делать заключения.

Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для исследования процесса воспитания, но малопригоден для получения достоверных данных о целях и мотивах поведения.

Эффективно применять метод наблюдения совместно с методом опроса, т.е. сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Разновидностями опроса являются: анкетирование, интервью и экспертный опрос. Иногда используются психологические методы: тестирование, социометрия и др. Анализ документов применяется практически во всяком социологическом исследовании в сочетании с другими методами.

Социальный эксперимент применительно к исследованию процесса воспитания этот метод часто реализуется в виде социологопедагогического эксперим ента, основные разновидности которого:

собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений на воспитание;

психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и неодинаковых коллективных связях и отношениях;

экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние изменений в формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы, внешкольных учреждений и организаций на воспитание;

правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий влияние различных форм воспитания и правовых учреждений на перевоспитание.

Среди разных видов исследования наиболее эффективным для изучения сферы воспитания является комплексное социолого-педагогическое исследование. Сочетание в его рамках всей совокупности социологических и педагогических методов в комбинациях, наиболее соответствующих целям и условиям работы при достаточном уровне профессионализма исследователей составляют обязательный набор требований, обусловливающих результативность исследования.

Литература:

Булатов, М.А. Философия: Учебное пособие для студентов ВУЗов / М.А.Булатов. - Киев: Фита, 1994.

Лукашевич, Н.П. и др. Социология образования: конспект лекций /Н.П.Лукашевич. - Киев: МАУП, 1997.

Лукашевич, Н.П. Социология воспитания: краткий курс лекций /Н.П.Лукашевич. - Киев: МАУП, 1996.

Нечаев, В.Я. Социология образования /В.Я.Нечаев. - Москва: МГУ, 1992.

Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А.Сорокин. - Москва: Политиздат, 1992.

Харчев, А.Г. Социология воспитания. /А.Г.Парчев - Москва: Политиздат, 1990.

Учебное издание

Стаценко Татьяна Васильевна

Прикладная социология

Конспект лекций

для студентов всех специальностей

дневной и заочной форм обучения

Подписано в печать Формат 60х84 1/16

Бумага офсетная. Гарнитура. Печать офсетная.

Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз.

Заказ

Издатель и полиграфическое исполнение –.

Отпечатано


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: