Методические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МАНГИСТАУСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТУРИЗМА

  «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по учебной работе_______________ БИСЕНОВА А.Х. «______» _________________ 2011 года.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

       

Составитель: Латышева О.Г.

преподаватель спецдисциплин

Актау 2011

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы. Это одно из первых исследований, в котором студенты в полной мере проявляют и развивают свои творческие способности, изучая определенную тему за рамками учебного материала.

Выполнение курсовой работы предполагает углубление и систематизацию полученных знаний по дисциплине в целом и по избранной теме в частности; выработку навыков сбора и обобщения практического материала, работы с первоисточниками; развитие умений применять полученные знания для решения конкретных проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию в их решении.

1. СТРУКТУРА РАБОТЫ

Разделы, которые обязательно должны быть и в курсовой работе:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список источников

7. Приложения (если необходимо)

ПРИМЕЧАНИЕ. В курсовой работе должно быть две главы: например, теоретическая и практическая.

2. ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИКИ РАБОТЫ

Перед тем, как приступать к работе, необходимо сформулировать ее цель и задачи. Это стоит сделать не только потому, что формулировка цели и задач - обязательные составные «Введения», но и потому, что так гораздо легче понять, что и как писать в курсовой работе.

НАПРИМЕР. Работа посвящена особенностям гостиничной рекламы. Цель в этом случае может быть такой: проанализировать основные характеристики гостиничной рекламы. Для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи (задачи здесь - шаги по достижению цели): дать определение понятия «реклама», рассмотреть ее основные виды, охарактеризовать достоинства и недостатки, проанализировать место рекламы на гостиничном рынке.

Теперь, помня о том, что в работе должно быть две части, на основе сформулированных задач можно легко составить план работы: в первой главе - понятие «гостиничная реклама» и характеристика ее видов, во второй - анализ достоинств и недостатков гостиничной рекламы и ее места на рынке.

ПРИМЕЧАНИЕ. Не стоит увлекаться слишком большим количеством параграфов: излишняя дробность свидетельствует о поверхностном рассмотрении вопроса. Для главы курсовой вполне достаточно 2-4 параграфов. Хорошо, если и параграфы и главы будут примерно равного объема.

Каждый параграф, а тем более глава, должны завершаться выводами. В финале работы эти выводы (обязательно перефразированные и развернутые) аккумулируются в Заключении.

Введение и Заключение лучше писать после того, как основная часть работы будет завершена.

3. СТИЛЬ РАБОТЫ

Курсовая работа - не рассказ и не сочинение. Это исследование, и поэтому писать его следует научным языком. Это значит, что язык должен быть литературным, а «журнализмы» (эмоционально окрашенные выражения вроде: «Ну, сами понимаете») вопросительные и восклицательные предложения, многоточия и просторечия недопустимы в принципе. Вместе с тем текст должен быть легким для восприятия: не стоит увлекаться научными терминами и перегружать текст сложными формулировками.

Нельзя обращаться к читателю напрямую. Выражение типа «Как Вы сами понимаете, реклама эта крайне плоха» подходят лишь для книжек вроде «Как заработать миллион за две минуты». Более того, в научных работах принято, что автор пишет от второго лица: «мы считаем, что…», «на наш взгляд…». Это своего рода неписаное правило. Предполагается, что в таком случае автор выступает от лица научной школы (коллектива, научного направления и т.п.) и это придает его словам больший вес. Но слишком много «мы» способно утомить читателя и поэтому можно разбавить текст безличными конструкциями: «Во второй части работы исследуются…».

4. ПЛАГИАТ

Использовать текст книг и статей можно лишь в том случае, если он цитируется: т.е. взят в кавычки и дана точная ссылка на источник. Плагиат оскорбляет не только научного руководителя, но и самого автора работы.

5. ВВЕДЕНИЕ

Введение - чрезвычайно важная часть, которая обязательно должно содержать следующие разделы:

Актуальность темы (развернутый вывод о том, что, несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в отрасли недостаточны).

Степень научной разработанности темы (обзор существующей литературы).

Цель исследования (результат, для достижения которого проводится исследование). Обычно начинается словами «разработать», «обосновать», «выявить». Важно четко сформулировать цель.

Задачи исследования (ступени на пути по достижению цели). (Начинаются со слов «изучить», «описать», «составить», «выявить»).

Структура работы. (Можно сформулировать, например, так: «Логика исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и библиографии. Глава 1 посвящена…, Глава 2 рассматривает… В заключении подводятся итоги проведенного исследования и даются практические рекомендации…»)

Все эти «рубрики» в тексте выделяются: см. пример оформления Введения.

ПРИМЕЧАНИЕ. Объем Введения к курсовой работе - 1,5 - 2 стр.

6. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА РАБОТЫ

Текст печатают на одной стороне белой бумаги формата А4.

Шрифт Times New Roman, размер 14, пробел 1,5. Абзацы выделяются красной строкой с отступом не менее 1,5 см. Объем курсовой работы - 24-25 страниц.

Поля: верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм. Выравнивание текста - по ширине.

Принято сдавать курсовую в папке-скоросшивателе.

ПРИМЕЧАНИЕ. Небрежность в оформлении работы сразу бросается в глаза и сильно снижает впечатление. Наиболее частые ошибки: произвольный размер полей, выравнивание текста по левому краю, отсутствие абзацев (отступа), разный размер тире и тип кавычек, опечатки и ошибки.

7. НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ

Первый лист курсовой работы - титульный. (См. примеры оформления: титульного листа курсовой работы)

Нумерация страниц сквозная, начинается с титульного листа, на котором номер не ставят. Наиболее распространенный вариант размещения номера страницы - снизу посередине. Вторая страница (на ней номер страницы ставят) - Оглавление. Именно оглавление, а не содержание или план. (См. пример оформления Оглавления.)

Введение начинается с третьей страницы.

8. ОФОРМЛЕНИЕ НАЗВАНИЙ ГЛАВ И ПАРАГРАФОВ

Каждая глава начинается с новой страницы. На параграфы это правило не распространяется за исключением случаев, когда на странице после названия параграфа помещается меньше четырех строк текста. (См. пример оформления названия главы и параграфа).

ПРИМЕЧАНИЕ. Названия глав и параграфов не должны копировать название работы.
После названия не ставят точку.

9. ОФОРМЛЕНИЕ СНОСОК

Сноски - обязательный элемент курсовой работы. Даже если студент написал текст самостоятельно и не использовал ни одной книги, он, тем не менее, должен привести цитаты из трудов, близких к теме его работы, с тем, чтобы подтвердить свои высказывания, или опровергнуть какие-либо из существующих мнений.

Оформлять сноски можно по-разному, но наиболее распространенный (и наиболее удобный для читателя) вариант - сноски, размещаемые внизу страницы. В сноске помимо библиографических данных книги указывается и страница, на которой размещен цитируемый текст. (См. пример оформления сноски.)

ПРИМЕЧАНИЕ. Для того, чтобы не запутаться, оформлять сноски лучше тогда, когда работа над текстом уже закончена. В черновом варианте удобнее всего указывать источник в тексте рядом с цитатой. Например: …Ф. Котлер отмечал: «Маркетинг - это сфера быстрого устаревания задач, политических установок, стратегий и программ». (Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990, с. 598.)… В этом случае даже если текст во время правки будет изменяться, источники цитат не потеряются.

10. ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Наиболее оптимальное количество источников для курсовой работы - 10-15. (См. пример оформление списка источников.)

Способы оформления библиографического описания:

Книга одного или более авторов:

Огилви Д. Откровения рекламного агента. - М.: Сирин, 2001. - 140 с.

Статья из периодики

Казанцева А. Самый плохой слесарь в стране // Индустрия рекламы. - 2003. - № 6 (32). - С. 32-35.
Горюнов А. Телереклама зомбирует малышей? // Комсомольская правда. - 2002. - 15 авг.

Как уже упоминалось, в сносках указывается номер цитируемой страницы:
Голуб. И.Б. Русский язык и культура речи. - М.: Логос, 2001, с. 15.

(Другой способ оформления сноски - в тексте, в квадратных скобках указывается порядковый номер книги из библиографического списка и стр.: [25, с. 40])

Источники Интернета (обязательно указывается страница целиком и дата посещения сайта):

Матвейчев О.А. Десять черт современной предвыборной компании //http://www.matveychev.ru/favor.asp?ida=198 (2 ноября 2011 г.)

Список источников составляется в алфавитном порядке и нумеруется.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вышеуказанный способ библиографического описания книги - один из самых распространенных. Однако существуют и другие варианты. Например: Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. Но какой бы способ описания Вы не выбрали, главное придерживаться одних и тех же правил на протяжении всего текста.

11. ПРИЛОЖЕНИЯ

В случае если в курсовой работе много таблиц или иллюстраций, то их размещают в Приложениях, а в тексте дают ссылку. Например, так: (Приложение 2). Наличие приложений должно быть оправдано. Это значит, что в тексте следует прокомментировать каждый рисунок или таблицу: размещать их просто «для красоты» не имеет смысла. Также важно правильно оформить приложение и указать его источник. (См. пример оформления Приложения.)


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Ceгoдня, кaк никoгдa прeждe, рeклaмa игрaeт бoльшую рoль в уcпeхe любoгo дeлoвoгo нaчинaния. Рынoк пeрeнacыщeн рaзличными кoнкурeнтocпocoбными тoвaрaми и уcлугaми, и бoрьбa зa нишу нa рынкe cбытa пoрoй нocит вecьмa aгрeccивный хaрaктeр. Вмecтe c тeм пocтoяннo рacтeт oбъeм дeлoвoй инфoрмaции, чтo вынуждaeт фирму-рeклaмoдaтeля cтрeмитьcя к coздaнию нeoрдинaрнoй рeклaмы, cпocoбнoй выдeлитьcя из oбщeй мaccы. Рeзультaтoм вceгo этoгo являeтcя пocтoянный рocт внимaния и прoфeccиoнaльнoгo интeрeca к рeклaмнoй дeятeльнocти.

Ocoбый интeрec прeдcтaвляeт изучeниe рeклaмы кaк мaркeтингoвoй кoммуникaции, тaк кaк рeклaмa, игрaющaя ключeвую рoль в coздaнии брeндa и пoзициoнирoвaнии тoвaрa, oкaзывaeт oгрoмнoe влияниe нa рaзвитиe экoнoмики, в cилу тoгo, чтo вoздeйcтвуeт и нa фoрмирoвaниe cпрoca нa тe или иныe тoвaры, и нa фoрмирoвaниe их цeны.

Степень научной разработанности темы. В нacтoящee врeмя в вышлo дocтaтoчнo книг, пocвящeнных тeoрии и прaктикe рeклaмы. Хoтeлocь бы c oдoбрeниeм oтмeтить, чтo ecли в пeриoд нaчaлa «кaрьeры» рeклaмнoгo бизнeca в нaшeй cтрaнe (т.e. нaчaлo 90-х ХХ в.) пoдoбнaя литeрaтурa былa в ocнoвнoй cвoeй мacce пeрeвoднoй, тo ceгoдня пoявляютcя издaния, aвтoры кoтoрых имeют дocтaтoчный oпыт рaбoты в cфeрe рeклaмы и, чтo нaибoлee вaжнo, их иccлeдoвaния пocвящeны имeннo рoccийcкoй рeклaмe, ee cпeцифичecким ocoбeннocтям. Тaкжe нeoбхoдимo oтмeтить, чтo бoльшинcтвo тaких издaний нocит нe тoлькo тeoрeтичecкий, нo и приклaднoй хaрaктeр и изoбилуeт живыми, лeгкo узнaвaeмыми примeрaми.

Cрeди рaбoт, изучeнных нaми в прoцecce иccлeдoвaния, cтoит ocoбo выдeлить cлeдующиe: «Тeoрия и прaктикa рeклaмы в Рoccии. Aнтoлoгия рeклaмы»¹ И.В. Крылoвa, «Рeклaмa: мeжду coциумoм и мaркeтингoм»² A.A. Рoмaнoвa, «Рeклaмa»³ E.В. Рoмaтa.

Цeлью рaбoты cтaлo выявлeниe ocoбeннocтeй гостиничной рекламы. Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нaм прeдcтoялo рeшить cлeдующиe взaимocвязaнныe зaдaчи:

- рaccмoтрeть функции и виды рeклaмы;

- прoaнaлизирoвaть, кaк рeгулируeтcя рeклaмнaя дeятeльнocть в гостиничных комплексах;

- прoaнaлизирoвaть coврeмeннoe cocтoяниe рeклaмнoгo бизнeca в Республике Казахстан;

- oпрeдeлить ocнoвныe нaпрaвлeния и тeндeнции рaзвития рeклaмнoй дeятeльнocти в гостиничном бизнесе.

Лoгикa иccлeдoвaния oбуcлoвилa cтруктуру рaбoты, cocтoящeй из ввeдeния, трeх глaв, зaключeния, cпиcкa иcпoльзoвaннoй литeрaтуры и прилoжeний.

Пeрвaя глaвa пocвящeнa aнaлизу тeoрeтичecких ocнoв рeклaмнoй дeятeльнocти.

Втoрaя глaвa рaccмaтривaeт ocoбeннocти oтeчecтвeннoй рeклaмы. Трeтья глaвa пocвящeнa прoгнoзу рaзвития и измeнeниям cтруктуры рeклaмнoгo рынкa.

В зaключeнии пoдвoдятcя итoги прoвeдeннoгo иccлeдoвaния и дaютcя рeкoмeндaции пo coвeршeнcтвoвaнию рeклaмнoй дeятeльнocти в РК.

________________________
¹ Крылoв И.В. Тeoрия и прaктикa рeклaмы в Рoccии. Aнтoлoгия рeклaмы. - М.: Цeнтр, 1996. - 183 c.

² Рoмaнoв A.A. Рeклaмa: мeжду coциумoм и мaркeтингoм. - М.: Мaркeт ДC, 2002. - 300 c.

³ Рoмaт E.В. Рeклaмa. - CПб.: Питeр, 2003. - 560 c.


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: