Основные процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классификация видов памяти. Память и организация знаний. Уровни переработки информации. Экспериментальные исследования процессов памяти. Основные приемы совершенствования памяти.
Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения. Роль воображения в жизни человека. Воображение и познавательные процессы. Воображение и мышление. Воображение и средства психотерапевтического воздействия. Воображение и творчество. Особенности творческого мышления. Фазы творческого процесса и его характерные черты.
Тема 5. Интеллект, мышление, речь, творчество
Понятие и сущность интеллекта. Факторы развития интеллекта. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект». Процессы мышления. Основные формы мышления. Стратегии мышления. Речь и ее функции. Теории развития речи. Неразрывная связь речи и мышления. Расстройства речи. Речь и профессиональная деятельность. Понятие вдохновения. Творческий поиск. Особенности творческой личности. Психологические теории развития когнитивных процессов.
Тема 6. Темперамент и характер. Эмоциональный мир личности
Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Особенности и свойства каждого типа темперамента. Развитие и изменение представлений о темпераменте. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Отражение свойств темперамента в предметной деятельности человека. Зависимость стиля общения от свойств темперамента. Темперамент и способности.
Понятие о характере. Характер как совокупность устойчивых черт личности. Структура характера. Формирование характера. Возрастные особенности становления черт характера. Черты характера и другие личностные свойства. Относительная независимость характерологических особенностей человека от других его личностных свойств. Экстраверсия и интроверсия как черты характера. Исследование акцентуаций характера.
Эмоции и их роль в жизни человека. Виды эмоций. Основные функции эмоций. Связь эмоций с потребностями личности. Соотношение понятий: аффект, настроение, чувство, страсть. Психологические теории эмоций. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда. Когнитивные теории Л. Фестингера, С. Шехтера. Информационная теория П.В. Симонова. Активационная теория Линдсея – Хобба. Связь эмоций с потребностями личности. Понятие стресса. Этапы развития стресса. Стресс и здоровье личности.