Цель изучения темы: сформировать общее представление о понятии «личность» в системе человекознания.
Вопросы для обсуждения:
1. Личность в философии, социологии, дифференциальной и социальной психологии.
2. Личность – предмет психологического изучения.
3. Соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».
4. Основные подходы к личности как объекту психологического анализа (номотетическое и идеографическое описание личности)
5. Основные аспекты рассмотрения личности (личность как субъект общения, личность как носитель сознания, личность как субъект деятельности, личность как механизм регуляции, личность как совокупность индивидуально-психологических свойств)
6. Теории личности. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания.
7. Основные проблемы психологии личности (проблема детерминации развития и поведения; проблема структуры личности; проблема направленности личности; проблема типологии личности; проблема индивидуально-психологических различий).
8. Соотношение природного и социального в структуре личности и индивидуальности.
Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, инертность, интровертированность, меланхолик, нейротизм, одаренность, пластичность, реактивность, ригидность, сензитивность, сила нервной системы, слабость нервной системы, склонность, способности, уравновешенность, талант, темп, темперамент, тип высшей нервной деятельности, флегматик, характер, холерик, экстравертированность.
Основная литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во Московского университета, 2009.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте. – М., 1968.
4. Келли А.Дж. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000.
.
Практическое занятие №4 (1пара)