Уберите лишний элемент из логического ряда функций исторического знания

5. прогностическая

6. религиозная

7. воспитательная

8. социальной памяти

История исторической науки, её становления и развития называется...

5. методологией

6. этнографией

7. историографией

8. источником

Тема Особенности становления

Государственности в России и Европе.

Вариант 1

  Вопрос Варианты ответов Верный ответ
1. В какой период происходило формирование Древнерусского государства 1. VII-VIII вв. 2. IХ-Х вв. 3. ХII-ХIII вв. 4. ХIV-ХV вв.  
2. Выбирете из предложенных слова, которые образуют одно понятие: А) кривичи; Б) уличи; В) половцы; Г) тиверцы 1. АВ 2. АБ 3. АБГ  
3. К какому времени относится зарождение государственности у восточных славян? 1. X – XI вв. 2. IX – X вв. 3. XI - XII вв. 4. VI – VII вв.  
4. Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань? 1. оброком 2. полюдьем 3. выходом 4. ясаком  
5. Какой из древнерусских князей сказал о городе Киеве: «Да будет это мать городам русским!» 1. Рюрик 2. Олег 3. Игорь 4. Аскольд  
6. Какой из князей Древнерусского государства заложил храм Святой Софии? 1. Изяслав 2. Ярослав Мудрый 3. Святослав 4. Всеволод  
7. Коренное население Восточной Европейской равнины 1. финно-угорские племена 2. авары 3. поляне  
8. Кочевниками были 1. финно-угорские племена 2. хазары 3. черемисы  
9. Крещение Руси относится к 1)ХIIIв. 2)Хв. З)ХIIвв.  
10. Прародиной восточных славян большинством ученых считается 1. Восточная Европейская равнина 2. Центральная Европа, предгорья Карпат 3. Северное Причерноморье  
11. Прародиной восточных славян большинством ученых считается 1. Скандинавия 2. верховья Дуная, Вислы, Одера и Эльбы 3. Северное Причерноморье  
12. Расположите в хронологической последовательности: 1) битва на реке Калка; 2) первое летописное упоминание о Москве; 3) Ледовое побоище 4) крещение Руси  
13. Расположите имена русских князей в хронологической последовательности их деятельности
А) Александр Невский
Б) Ярослав Мудрый
В) Дмитрий Донской
Г) Иван Калита
БАГВ
14. С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей? 1. призванием варягов 2. походом на Киев Олега 3. крещением Руси 4. правлением Ярослава Мудрого  
15. Славянские племена, проживавшие в бассейне верхнего и среднего течения рек Оки и Москвы это:   1. словене 2. поляне 3. вятичи  
16. Славянские племена, проживавшие на территории вокруг озера Ильмень это:   1. словене 2. поляне 3. дреговичи  
17. Славянские языки относятся к 1) алтайской семье 2) индоевропейской семье 3) северокавказской семье 4) уральской семье  
18. Центр расселения древлян 1. Смоленск 2. Киев 3. Искоростень  
19. Центр расселения кривичей 1. Смоленск 2. Киев 3. Искоростень  
20. Что из названного относится к итогам правления княгини Ольги (Х в.): 1.установление мирных отношений с Византией 2.принятие христианства на Руси 3.угроза единству государства 4.утверждение Руси на международной арене  
21. Укажите основные виды деятельности восточных славян: а) земледелие; б) виноделие; в) садоводство; г) коневодство. а
22. к родоплеменной знати у древних восточных славян славян относятся: а) вождь, старейшины, жрецы; б) князь, старейшины, жрецы-волхвы; в) король, старейшины, друиды; г) хан, старейшины, шаманы. б
23. Киев стал центром объединения славянских племен, потому что: а) он занимал выгодное географическое положение; б) киевские князья проводили умную, дальновидную политику; в) оказала влияние Византия, которой это было выгодно; г) находился на пути «из варят в греки». а
24. Восточные славяне вели оживленную торговлю с другими странами и народами. Они торговали: а) солью, рыбой, носком, мехами; б) оружием, носком, пенькой; в) ювелирными изделиями, лесом, медом; г) оружием, вином, зерном. а
25. Восточные славяне до X века исповедовали а) христианство; б) ислам; в) язычество; г) буддизм. в
26. Народное собрание у восточных славян называлось: а) агора; б) вече; в) тинг. г) верны все ответы б
27. Определите признаки феодального строя: а) господство натурального хозяйства; б) развитие товарно-денежных отношений; в) повинности крестьян: оброк и барщина. г) повинности крестьян: десятина и оброки. ав
28. Установление княгиней Ольгой «урока связано: а) с восстанием древлян против князя Игоря; б) с укреплением государственной власти на Руси; в) с княжескими усобицами; г) с борьбой за власть с князем Мамоком. а
29. Княгиня Ольга совершила поездку в Константинополь. Отметьте, каким путем она добиралась: а) сухопутным до Черного моря; б) по р. Днепру, затем по Черному морю; в) по р. Днепру, затем по Средиземному морю. б
30. Киевский князь, носивший прозвище Красное Солнышко: а) Владимир Святославич; б) Владимир Мономах; в) Святослав; г) Ярослав Мудрый. а
31. Важное историческое событие, произошедшее на Руси в 988 г.: а) религиозная реформа князя Владимира; б) крещение Руси; в) образование государства Киевская Русь; г) остановлены набеги на Русь печенегов. б
32. Князь, с именем которого связано первое русское законодательство «Русская Правда»: а) Иван Калита; б) Ярослав Мудрый; в) Владимир Мономах; г) Владимир Святославич. б
33. Вира это: а) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну за убийство свободного человека; б) сборщик штрафов; в) денежная сумма в пользу семьи убитого; г) свидетель. а
34. В ХI в. произошли восстания в городах:_ а) Киеве (1068 г.); б) Пскове (1011 г.); в) Новгороде (1071 г.). ав
35. Определите, какие товары, привозимые иностранными купцами, можно было купить в русских городах в ХII в.: а) шелковые ткани; б) благовония; в) амфоры; г) оружие; д) соль. абг
36. Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет»: а) Геродот; б) Нестор; в) Прокопий Кессарийский; г) Маврикий Стратег. б
37. К героическому эпосу славян относятся: а) былины; б) летописи; в) устные повествования о родной истории; г) памятники архитектуры. ав
38. Летописи у славян составлялись: а) на греческом языке; б) на латыни; в) на славянском языке; г) на русском языке. б
39. Создание славянской азбуки связано: а) с братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием; б) с митрополитом Илларионом в) с монахом Нестором; г) с монахами из Афона. а
40. Укажите памятник архитектуры Киевской Руси: а) Золотые ворота; б)Георгиевский собор; в) церковь Михаила Архангела; г)Московский Кремль. а
41. Укажите первых русских святых: а) братья Борис и Глеб; б) Владимир Мономах; в) Ярослав Мудрый; г) Владимир Святославич. а
42. Владимир Мономах был не только полководцем и государственным деятелем, но и писателем. Его перу принадлежит: а) «Домострой» 6) «Поучение детям» в) «Житие» б
43. Определите соседей восточных славян: а) финно-угорские племена; б) западные славяне; в) германцы; г) булгары. абг
44. Прародиной славян считается область рек: а) Одера, Вислы, Днестра, Припяти, Днепра; б) Вислы, Днепра, Рейна; в) Днепра, Десны, Волги; г) Вислы, Дона, Волги. А
45. Славянские племена вынуждены были обороняться от кочевников. Отметьте, от каких именно: а) хазар; б) печенегов; в) гуннов; г) тюрков.   АБ
46. В борьбе с половцами князья использовали: А) дружинников; б) народное ополчение; В) самих половцев; г)варягов-наемников. АВ
47. Переход от первобытнообщинного строя к феодализму у славян связан: а) с развитием ремесла; б) с совершенствованием земледелия; в) с появлением соседской общины; г) верны все ответы. Г
48. Вече в русских городах VI1I—1Х вв. — это: а) народное собрание; б) феодальная верхушка; в) родоплеменная знать; г) совет при князе. А
49. Определите социальные группы Киевской Руси ХI—ХII в.: а) князья, бояре, дворяне; б) князья, бояре, духовенство, крестьяне; в) князья, бояре, крепостные крестьяне; г) князья, бояре, монахи. Б
50. Соотнесите товары, которые вывозили и ввозили русские купцы: 1. Вывозили. 2. Ввозили. а) меха, мед, воск; б) цветные металлы, краски; в) кожу, шерсть, лен; г) пергамент, книги, благовония. 1АВ 2БГ
51. Ярослав Мудрый в своей внутренней политике уделял внимание: а) просвещению; б) заграничным походам; в) строительству церквей и монастырей; г) укреплению личной власти. АВ
52. Соотнесите историческую личность и событие: 1. Князь Владимир. 2. Князь Олег. З. Ярослав Мудрый. а) составление первого свода законов «Русская Правда» б) крещение Руси; в) заключение договора с Византией, по которому Русь получала дань с Византии. 1Б 2В 3А
53. Первый русский источник, дающий знания о восточных славянах и Киевской Руси: а) «Житие»; б) «Повесть временных лет»; в) «Русская Правда». Б
54. Свод законов «Русская Правда» включал статьи, содержащие а) отмену кровной мести; б) разделение людей по имущественному и должностному положению; в) осуществление суда та основе традиций и обычаев. АБ
55. Родовая община — это: а) поселение людей, не связанных родственными узами; б) поселение, все члены которого объединены родственными связями; в) объединение родственников с подчинением младших старшим. Б
56. Причина восстания киевлян в 1068 г.: а) неурожайные годы, голод; б) нежелание князя Изяслава Ярославича защищать город от половцев; в) сопротивление новой вере — христианству; г) недовольство боярами. Б
57. Укажите причины перехода восточнославянских племен от родовой общины к соседской: а) совершенствование орудий труда в земледелии; б) зарождение неравенства; в) появление излишек; г) верны все ответы, г
58. Великий князь в IX-XVI вв.— это: а) глава великого княжества на Руси; б) глава Российского государства; в) представитель княжеской семьи, ее ближайший родственник. А
59. Отметьте, в каком году был заключен договор князя Олега с Византией, дающий русским купцам широкие права: а) в 911; 6) в 908; в) в 944. а
60. Какой ряд дат относится к периоду политической раздробленности? 1)862 г., 882 г., 988 г. 2) 1223 г., 1240 г., 1242 г. 3)1378 г., 1380 г., 1581 г. 4)1478 г., 1485 г., 1497 г.  
61. В период удельной Руси боярские республики существовали в 1) Новгороде 2) Киеве 3) Смоленске 4) Владимире  
62. Свод законов Киевской Руси назывался 1) «Русская Правда» 2) «Соборное уложение» 3) «Стоглав» 4) «Судебник»  
63. Съезд князей в Любече в 1097 г. был созван с целью 1) принять «Русскую правду» 2) остановить усобицы 3) подготовки похода против половцев    
64. Победы русских войск под руководством Александра Невского относятся к 1) X в. 2) XI в. 3) XIII в. 4) XIV в.  
65. Князем владимиро-суздальского княжества был 1)Андрей Боголюбский 2)Даниил Галицкий 3)Ярослав Осмомысл  
66. Родовые владения бояр на Руси назывались 1) вотчинами; 2)уделами; 3)уездами; 4) слободами  
67. Форма политического устройства Новгорода и Пскова 1) Абсолютная монархия 2) Республика 3) Ограниченная монархия  
68. Битва на реке Калке произошла в 1) 1223 г. 2) 1240 г. 3) 1380 г. 4) 1480 г.  
69. К какому веку относится первое упоминание о Москве? 1) IХ в. 2)ХIIв,. 3)ХIV. 4)Х в.  
70. К причинам возвышения Москвы не относится 1) Выгодное географическое положение 2) Право на сбор дани с русских земель для Орды 3) Самое спокойное и безопасное княжество 4) Освобождение Москвы от уплаты дани Орде  
71. Новгород был феодальной республикой. Определите, в чем это выражалось: а) власть сохранялась за вече; б) Новгород выбирал князя на княжество; в) новгородское население делилось на граждан и неграждан. А
72. Период феодальной раздробленности характеризуется: а) децентрализацией государства; б) созданием новых самостоятельных княжеств; в) ослаблением политических и экономических связей между областями. БВ
73. Первое упоминание о Москве связано с именем князя: а) Андрея Боголюбского; б) Юрия Долгорукого; в)Даниила Московского. Б
74. Отметьте, каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси: а) Русь потеряла свою независимость; б) произошел спад экономического развития; в) начались междоусобные войны; г) расцвет Руси. БВ
75. Укажите военно-монашеский орден, участвовавший в крестовом походе на Русь: а) Тамплиеров; в) Ливонский; б) Тевтонский; г) Меченосцев. Б
76. Соотнесите события и даты: 1. Битва на Калке. 2. Ледовое побоище. 3. Невская битва. а) 1240 г.; 6) 1223 г.; в) 1242 г. 1Б2В3А
77. В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха собрался съезд русских князей. Он вошел в историю как: а) Любечский съезд; б) Киевский съезд; в) Владимирский съезд; г) Новгородский съезд. А
78. Боярская дума это: а) орган городского самоуправления; б) совещательный орган при князе; в) законодательный орган. Б
79. К единению князей призывал автор: а) «Моления Даниила Заточника»; б) «Слова о полку Игореве» в) «Хождения за три моря» Б
80. В 1097 г. состоялся Любечский съезд. Укажите, какую цель он преследовал: а) прекращение княжеских усобиц б) разделение Киевской Руси на самостоятельные княжества; в) объединение раздробленной Руси. А
81. Во времена правления Владимира Мономаха Русь решила одну из важнейших внешнеполитических задач. А именно: а) обезопасила себя от набегов кочевников-половцев; б) заключила мирный договор с Византией на выгодных для нее условиях; в) отстояла свою независимость от немецко-шведских рыцарей. А
82. Укажите, кто был основателем династии московских князей: а) Александр Невский; б) Юрий Долгорукий; в) младший сын Александра Невского Даниил. В
83. Определите, что входило в функции князя в Новгороде: а) сбор налогов; б) защита города; в) суд. Б
84. В период феодальной раздробленности усиливается влияние боярства. Это связано: А) с ростом вотчин; Б) с ослаблением княжеской власти; В) с появлением Боярской думы. АБ

Вопросы с открытым вариантом ответа:

85. так в 25Древней Руси называли норманнов (викингов), выходцев из Скандинавии, участников грабительских походов. Пришельцы, «находники». Варяги
86. брак между представителями правящих в разных странах династий с целью укрепления союза между государствами династический
87. в Киевской Руси старшие дружинники князя, помогавшие ему управлять государством; с ХV в. высший чин среди служилых людей Бояре, мужи
88. возникшее во второй четверти ХVIII в. направление в теории русской и зарубежной историографии, сторонники которого ставили в заслугу норманнам (варягам) создание государства у восточных славян нормандская
89. денежный штраф в пользу князя в древнерусском государстве налагавшийся за убийство свободного человека вира
90. Деятельность, направленная на распространение своей религии среди инаковерующих мессианство
91. древнерусские исторические произведения, в которых события описываются по годам Летописи
92. древнеславянская азбука, созданная в IХ в. православными миссионерами братьями Кириллом и Мефодием кириллица
93. Единобожие язычество
94. живописное изображение бога или святых в православном христианстве икона
95. Как называлась в старину родоплеменная знать? старейшины
96. Как назывались в старину военные вожди, выделившиеся из родоплеменной знати? князья
97. Как назывались в старину жрецы, служители языческого культа? Волхвы

Исторические задачи.

1. РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским.

Поляне же жили в те времена отдельно и построили городок Киев. А у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полота, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск. От них же происходят и северяне.

Поляне же были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древлянами; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество; сидели они прежде по Днестру до самого моря.

«Повесть временных лет» — древнейшая дошедшая до лас русская летопись, написана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

В ней рассказывается о первых веках истории Руси, возникновении Древнерус­ского государства, деятельности киевских князей IX— начала XI в. «Повесть...» — уникальный памятник, запечатлевший начало русской истории; выраженные в ней идеи, художественные достоинства высоко ценились летописцами последующих по­колений. Большинство из них в начале своих летописных сводов помещали полный текст «Повести временных лет». И хотя собственноручный текст Нестора давно исчез в глубине веков, созданная им «Повесть...» дошла до нас в составе многих сохра­нившихся летописей XIV—XVI вв. Автор «Повести...» рассматривает начальную историю Руси на широком фоне мировой истории и географии. Он приводит сведения об известных ему народах, определяет среди них место славянских народов. Особенно подробно Нестор останавливается на расселении восточнославянских племен на Во­сточно-Европейской равнине. Эти сведения в полной мере подтверждаются совре­менными археологическими данными.

Основные события древнейшей истории человечества воспроизводятся в соот­ветствии с Библией, что вполне естественно для Руси XII в., уже более ста лет исповедовавшей христианство. В данном случае речь идет о расселении Богом народов по всей Земле и смешении языков после дерзновенной попытки людей построить Вавилонскую башню, чтобы подняться в небо.

Слово язык в древности означало «народ».

Хорутане — одно из названий словенцев, славянского народа, ныне живущего в Словении.

Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, не имели собственного пле­менного названия. Это можно объяснить тем, что здесь жили выходцы из разных славянских земель и племен, следовательно, славяне — общее имя, отличавшее их от соседнего неславянского населения (чуди, веси и др.).

...устье того озера впадает в море Варяжское — имеется в виду река Нева, вытекающая из Ладожского озера (в старину — Неве) и впадающая в Балтийское (в старину — Варяжское) море.

Понтийское море — так именовалось Черное море (от древнегреческого его названия Понт Эвксинский, что означает «гостеприимное море»). В IX—XI вв. оно часто называлось Русским морем. Это название заимствовано из арабских источ­ников.

Версия о происхождении этих племен от ляхов (поляков) подтверждается данными последних исследований.


2. ОБЫЧАИ СЛАВЯН

Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их.

Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограни­чивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них большое количество разнообразного скота и плодов зем­ных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую при­роду, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случаю­щихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя поль­зуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью.

Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пре­бывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа, навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в. течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их.(присутствии), а если случится, что камыши бывают, видны снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкой) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть, из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны, сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на: бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед, и если противники не выдержат их крика, то они сильно, наступают; в противном случае обращаются в бегство. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично: сражаться. Но нападения на славян следует производить главным образом в зимнее время; тогда деревья стоят обнаженными и за ними нельзя скры­ваться, с таким удобством, как летом.

Важнейшими источниками по древнейшей истории восточных славян являются

сочинения римских, византийских, арабских и иных авторов, живших в I.тыся­челетии нашей эры. Наблюдая жизнь восточнославянских племен еще в догосударственную эпоху, они зафиксировали основные черты общественного строя древних славян, рассказали об их верованиях, быте, занятиях. Славяне были хорошо, известны: в Византийской империи. О них писали такие авторы, как Прокопий Кесарийский, живший в VI в., византийский император Константин VII Багрянородный (913—959). Византийский трактат «Стратегикон» написан на рубеже VI—VII вв. и посвящен военному искусству и военным обычаям различных Стран и народов. Некоторые средневековые источники называют автором «Стратегикона» византийского императора Маврикия (582—602), но большинство совре­менных ученых эти сведения считают, недостоверными.

РЕЛИГИЯ СЛАВЯН

Единым. высшим богом — «творцом молнии», каким был у ин­дусов Индра, у греков — Зевс, у римлян — Юпитер, у.германцев — Тор, у литовцев —Перкунас, у славян, был Перун. У большинства славянских племен слово- «Перун» и до сих пор употребляется в смысле грома. «Чтоб Перун, тебя взял», так бранятся, теперь, одинаково на двух противоположных окраинах славянских земель — русские и словенцы. Понятие о боге-громовнике сливалось однако же у славян с понятием неба вообще (именно движущегося, об­лачного неба). Некоторые ученые думают, что именно такой смысл имело у древних славян название бога «Сварога». Сливаясь с Перуном, Сварог оспаривал у него первое место на славянском Олимпе. Другие высшие боги, по свидетельству некоторых древних рукописей, считались сыновьями Сварога,— «Сварожичами». Таки­ми были именно солнце и огонь. Солнце обоготворялось под назва­нием «Даждь-бога»: слово, которое прежде переводили «палящий бог», а теперь переводят «дай богатство». Другое название, обоз­начавшее, по-видимому, того же бога солнца, было — «Хорс». Наконец, и «Велес», скотий бог, хранитель стад, смешанный впос­ледствии с христианским св. Власием, был первоначально солнеч­ным богом. Все эти названия вышнего бога были очень древни и употреблялись всеми славянами.

Жрецы еще не выделились в особое сословие; жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов; а о сношениях с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились вольнопрактикующие волхвы. Место жертвоприношения, славян­ское «капище», не превратилось в храм даже и тогда, когда на этом месте стали ставить изображения богов, языческие «идолы». Как видим, славянская религия не успела еще выработать стро­гих форм культа, а славянская мифология не создала еще таких отчетливых представлений о языческих богах, к каким пришли, например, греки. Последние рано отделили своих богов от тех явлений природы, которые эти боги олицетворяли; превратили их в людей и с помощью искусства и поэзии увековечили их образы и их отличительные черты. Славянская мифология не дошла до этой ступени очеловечивания богов (антропоморфизма). Славянские боги продолжали сливаться со стихиями, когда появилось христи­анство. Смешав новую веру со старой, народное сознание частью слило своих богов с христианскими святыми, частью низвело их в положение «бесов». Но даже и такое смешение языческих понятий с христианскими не заставило славян забыть первоначальное зна­чение своих древних богов. Превратившись в святого Илью, разъ­езжающего по небу в своей колеснице, языческий Перун не перестал быть богом-громовником. Напротив, его стихийные признаки со­хранились с удивительной свежестью до нашего времени. Борьба светлых и темных сил природы, плодородия с бесплодием, теплого лета с холодной зимой, светлого дня с ночной тьмой — этот сюжет красной нитью проходит через все религиозные пред­ставления арийцев. Борьба Ильи со змеем, скрывающим от людей благодатный дождь, напоминает нам индусского громовержца Индру, разбивающего змея на части своими ударами; и самая сербская «ажда» (дракон) происходит не только по смыслу, но даже и по названию из того же источника, как индусский змей «ахи», по­беждаемый перунами Индры.

Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и пооче­редной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года — рождение нового солнца. «День рождения непобедимого солнца» праздновали, как известно, и римляне, посвящавшие этому празднику (так наз. сатурналиям3) конец декабря и начало января. Христианство упот­ребляло всяческие усилия, чтобы заменить торжество языческого бога празднованием Рождества Христова; но долго все эти усилия оставались напрасными. Папа Лев Великий еще в V веке жаловался, что народ празднует в это время не рождение Христа, а восхождение нового солнца. Действительно, языческий характер празднования святок, получивших у славян греко-римское название «коляды» {calendae, т.е. первый день нового месяца), сохранился во многих местах и до сих пор.

Отпраздновав в декабре рождение нового громовника, славяне в конце великого поста праздновали его полную победу над зимой — «смертью», олицетворявшейся в виде женского божества Марены. Древнейшее известие об этом славянском празднике дошло до нас от XIV века. Именно в 1366 году церковь запрещала чехам «древний и установившийся обычай» — выносить фигуру, изображающую смерть, с песнями и суеверными играми к реке, топить ее там и насмехаться над смертью, что она никому уже более не может вредить и что она окончательно изгнана из страны. Несмотря на то, что подобные запрещения повторялись не раз, старый обычай уцелел, однако, повсюду среди славянства. С этим обрядом выне­сения Марены (символ зимы) связан был обычай ходить с маем (символ весны), справлявшийся тотчас после похорон Марены — на страстной или вербной неделе. «Май (маяк), лето» — это ма­ленькая елка, разукрашенная разноцветными лентами, разрисо­ванной бумагой и позолоченными яйцами. Ее носят из дома в дом с песнями соответственного содержания. Наконец, к весенним же праздникам относился праздник роз (dies rosae, rosalia). Это был собственно римский весенний праздник; славяне приурочили его к Троицыну дню и переделали его римское название по-своему («русалии»). От «русалий» получили свое название, по всей веро­ятности, и русские «русалки». По русскому поверью, с тех пор, как стает снег, вплоть до Троицына дня русалки живут в реках; в этот же день они выходят из воды и поселяются на земле, преимущественно на деревьях. На зиму русалки опять забираются в землю и выходят оттуда только к весне, когда распустятся деревья и зазеленеет трава. У других славян, однако же, русалки носят иное название: «вилы»; вероятно, так назывались прежде и нимфы восточных славян. Надо прибавить еще, что вилы других славян живут не в одних реках. Одни из них обитают в облаках, другие на земле (и притом либо в горах, либо на лугах), третьи в воде.

Летний солнцеворот, точно так же, как и зимний, сопровождался у славян языческими обрядами. Праздник летнего солнцеворота приурочен был к кануну Иванова дня и справлялся повсюду так, как он справляется местами и теперь. Связанный с празднованием памяти св. Иоанна Крестителя, языческий праздник получил от христианского святою и свое название «Купалы». После того, как имя святого перешло в название праздника, не трудно было на­звание праздника превратить в название того божества, в честь которого совершалось празднование. Божество солнца, провожае­мого на зиму, слилось с названием «Купалы», а также «Ярилы» и «Костромы».

Все три имени этих мнимых богов употребляются исключительно в связи с празднованием летнего солнцеворота. В обрядностях этого праздника все они играют совершенно такую же роль, как Марена в весеннем празднике, о котором говорилось выше. Вот как изо­бражается роль Купалы в старинном памятнике дошедшем до нас в рукописях XVI—XVII столетий: «Вечером накануне Иванова дня собираются вместе молодцы и дсвушки и плетут венки из разных цветов, надевая их на голову или привешивая у пояса. Они за­жигают костер и, взявшись за руки, пляшут кругом него и поют песни, в которых часто упоминают Купалу. Потом они перепрыгивают через огонь, посвящая себя оному бесу Купале и много других бесовских вымыслов творят во время этих сборищ, о которых и писать неприлично». Сожжение или потопление в реке соломенной чучелы или другого изображения Купалы, Ярилы или Костромы напоминает нам о связи праздника с солнечным божеством. Надо прибавить, что все эти обряды совершаются на протяжении целого праздничного цикла — между Ивановым и Петровым днем.

Таким образом, все главные праздники славянского языческого календаря вытекали из одного основного представления — из пред­ставления о том, что чередование времен года есть последствие взаимной борьбы светлых и темных сил природы. Чем более ото­двигалось на второй план это основное представление, тем более самостоятельности получали отдельные моменты стихийной борьбы в понятиях народа; вместе с тем и разновидности одного и того же божества постепенно становились отдельными, независимыми друг от друга божествами. В конце концов каждый праздник полу­чил своего особого бога. Христианские миссионеры, напав именно на эти отдельные проявления обшей религиозной мысли и не имея повода вдумываться в их основную идею, заменили древнюю строй­ную и цельную систему славянского язычества сложной, пестрой и произвольной номенклатурой богов, созданных наполовину народ­ной забывчивостью, наполовину их собственным обличительным усер­дием. Как видно, и здесь, в области народного календаря, так же, как в области мифологии, христианская мысль пришла на помощь славянству раньше, чем языческая мысль самого славянства успела выработать свою сколько-нибудь законченную систему. В резуль­тате и здесь произошло взаимное слияние верований, надолго исказивших друг друга.

Настоящий отрывок заимствован из книги, предназначавшейся для учащихся дореволюционных гимназий. Книга представляла собой собрание очерков, посвя­щенных истории средневековья (главным образом зарубежного) и написанных круп­нейшими учеными. Авторский коллектив возглавил П. Г. Виноградов (1854—1925), один из ведущих русских медиевистов того времени. Автор очерка о религии славян — видный исследователь истории России Павел Николаевич Милюков (1859—1943). Он известен и как политический деятель, один из лидеров кадетской партии, министр иностранных дел в первом составе Временного правительства. П. Н. Милюков — автор крупных работ по истории исторической науки в России, государственному хозяйству эпохи Петра 1. Одним из первых он начал изучение истории русской культуры, посвятил этому обширный трехтомный труд, отдельные статьи и очерки. В этих работах большая роль отводится религии как важнейшему компоненту духовной, нравственной жизни общества. В данном очерке автор по­казывает связь языческой религии с жизнью и бытом славянских племен, живучесть языческих обрядов и верований после Крещения Руси, их слияние с христианским культом, общность языческих верований славян и других народов.

Известно, что имя солнечного бога — Хорс — заимствовано славянами у иран­ских племен (скифы, сарматы, аланы и др.), которые еще до нашей эры занимали обширные степи Восточной Европы. Кстати, с этим именем связано происхождение современных слов хорошо, хороший.

Арийцы — подавляющее большинство европейских пародов, а также многие народы Среднего Востока и Северной Индии, которые ныне объединяются в индо-европейскую языковую семью. Все они имеют общее происхождение, их предкижили когда-то либо в Передней Азии, либо на юго-востоке Европы. Арийцами,или ариями, их назвали в Индии, где они появились во II тысячелетии до н. э. В современной науке к арийской группе народов относит только жителей Индии, Пакистана, Бангладеш и Непала, говорящих на языках индоевропейской семьи.

Сатурналии посвящались древнеримскому богу земледелия и плодородия Са­турну. Они совпадали с зимним отдыхом земледельцев от полевых работ. В конце декабря происходит «зимний солнцеворот», день вновь начинает увеличиваться, что воспринималось как «рождение нового солнца» и начало нового года. Во время сатурналий приносили в жертву свиней, люди дарили друг «ругу подарки, шумно славили на улицах Сатурна. Похоже проходили в те же сроки празднества и у славян, сопровождавшиеся заклинаниями о будущем урожае. С принятием христианства многие из этих обрядов перешли в празднование Рождества Христова, которое христиане празднуют 25 декабря. Русская православная церковь использует древний юлианский календарь (старый стиль). Ныне 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому календарю (новый стиль), который был введен в Западной Европе в XVI в., а в России стал официальным гражданским календарем с 1918 г. В дальнейшем в книге приводятся традиционные даты рели­гиозных праздников, для перевода которых на новый стиль необходимо прибавить к ним 13 дней.

Троицын день — христианский праздник, отмечается через семь недель после Пасхи, приходится на конец вести, чаще — на начало лета. Символизирует соше­ствие на землю Святою Духа (одна из трех ипостасей Бога, составляющая наряду с Богом-Отцом и Богом-Сыном его триединую сущность).

Иванов день (Рождество Иоанна Крестителя) по христианскому календарю отмечается 24 июня, Петров день (день памяти апостолов Петра и Паша) — 29 июня.

4. О РУСАХ НА ВОЛГЕ (Ибн-Фадлан)

Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл.

И как только их корабля прибывают, выходят каждый из них (неся) с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному, воткнутому (в землю) бревну, у которого (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изо­бражения. Итак, он подходит к большому изображению и покла­няется ему, потом говорит ему: «О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то, и столько-то голов и соболей, и шкур»,— пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров. Потом оставляет то, что имел с собой, перед бревном. «Итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, чтобы он покупал у меня и не прекословил бы мне». Потом он уходит. Если продажа будет трудна, то он снова придет со вторым и третьим подарками.

Если кто-либо из них заболел, то они разобьют для него палатку в стороне от себя, оставят его в ней, положат вместе с ним некоторое количество хлеба и воды и не приближаются к нему и не говорят с ним, особенно если он бедняк или невольник, но если это лицо, которое имеет толпу родственников и слуг, то люди посещают его во все эти дни и справляются о нем. Итак, если он выздоровеет и встанет, то возвратится к ним, а если он умрет, то они его сожгут.

Мне все время очень хотелось познакомиться с этим, пока не дошла до меня (весть) о смерти одного выдающегося мужа из их числа. Итак, они положили его в могиле и покрыли ее над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его одежд и их сшивания.

А именно: если (это) бедный человек, то делают маленький корабль, кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то, что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть.....-для его семьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна) треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его девушка будет сожжена вместе со своим господином. Они, злоупотребляя набизом, пьют его ночью и днем, (так что) иной из них умрет, держа кубок в руке.

А та девушка, которая сожжет сама себя с ним, в эти десять дней пьет и веселится, украшает свою голову и саму себя разного рода украшениями и платьями и, так нарядившись, отдается людям. Если умрет главарь, то его семья скажет его девушкам и его отрокам: «Кто из вас умрет вместе с ним?» Говорит кто-либо из них: «Я». И если он

сказал это, то (это) уже обязательно,— ему уже нельзя обратиться «спять. И если бы он захотел этого, то этого не допустили бы. Большинство из тех. кто это делает,— девушки. И вот, когда умер тот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: «Кто из (вас) умрет вместе с ним?» И сказала одна из них: «Я». Итак, ее поручили двум

девушкам, чтобы они охраняли ее и были бы с нею, куда бы она ни пошла, настолько, что они иногда (даже) мыли ей ноги своими руками. И они (родственники) принялись за его дело — за кройку для него одежд и устройство того, что ему нужно. А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему.

Когда же наступил день, в который должны были сжечь его, и девушку, я прибыл к реке, на которой (находился) его корабль,— и вот он уже вытащен (на берег) и для него поставлены четыре устоя из дерева и вокруг них поставлено также нечто вроде больших

помостов из дерева. Потом (корабль) был протащен, пока не был помещен на это деревянное сооружение. А он (умерший) был еще в своей могиле, (так как) они (еще) не вынимали его.

В середину этого корабля они ставят шалаш из дерева и покрывают этот шалаш разного рода «кумачами». Потом они принесли скамью, поместили ее на корабль, покрыли ее стегаными матрацами и византийской парчой, и подушки — византийская парча. И при■ шла женщина-старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье упомянутые нами выше подстилки. Это она руководит его обшиванием и его устройством и она (же) убивает девушек. И я увидел, что она старуха-богатырка, здоровенная, мрачная.

Когда же они прибыли к его могиле, они удалили землю с дерева (настила), удалили дерево и извлекли его в покрывале, в котором он умер. И я увидел, что он уже почернел от холода этой страны. Еще прежде они поместили с ним в могиле набиз, (какой-то) плод и лютню. Теперь они вынули все это. И он не завонял, и в нем ничего не изменилось, кроме его цвета. Тогда они надели на него шаровары, гетры, сапоги, куртку, парчовый / кафтан с пуговицами из золота, надели ему на голову шапку из парчи, соболью, и понесли его, пока не внесли его в находившийся на корабле шалаш, посадили его на стеганый матрац, подперли его подушками и принесли набиз, плод, разного рода цветы и ароматические растения и положили это вместе с ним. И принесли хлеба, мяса и луку и оставили это перед ним. И принесли собаку, рассекли ее пополам и бросили ее в корабль. Потом принесли все его оружие и положили рядом с ним. Потом взяли двух лошадей и гоняли их до тех пор, пока они не вспотели. Потом рассекли их мечами и бросили их мясо в корабль. Потом привели двух коров, также рассекли и бросили их в нем. Потом доставили петуха и курицу, убили их и оставили в нем. Когда же пришло время спуска солнца, в пятницу, привели девушку к чему-то, сделанному ими еще раньше наподобие обвязки ворот. Она поставила ноги на ладони мужей, поднялась над этой обвязкой (смотря поверх нее вниз) и произнесла (какие-то) слова на своем языке, после чего ее спустили. Потом подняли ее во второй раз, причем она совершила подобное же действие, (как) и в первый раз. Потом ее опустили и подняли в третий раз, причем она совершила то же свое действие, что и в первые два раза. Потом ей подали курицу,— она отрезала ей голову и швырнула ее (голову). Они (же) взяли эту курицу и бросили ее в корабль. Итак, я спросил переводчика о се действиях, а он сказал: «Она сказала в первый раз, когда ее подняли: «Вот я вижу своего отца и свою мать», — и сказала во второй раз: «Вот все мои умершие родственники, сидящие»,— и сказала в третий раз: «Вот я вижу своего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня,— так ведите же меня к нему».

Итак, они прошли с ней в направлении к кораблю. И она сняла два браслета, бывшие на ней, и отдала их оба той женщине-старухе, называемой ангел смерти, которая ее убьет. И она сняла два бывших на ней ножных кольца и дала их оба тем двум девушкам, которые (все время) служили ей, а они обе — дочери женщины, известной под названием ангел смерти.

Пришли мужи, (неся) с собой щиты и палки, а ей подали кубком набиз. Она же запела над ним и выпила его. И сказал мне переводчик, что она этим прощается со своими подругами. Потом ей был подан другой кубок, она же взяла его и долго тянула песню, в то время как старуха торопила ее выпить его и войти в палатку, в которой (находился) ее господин.

И я увидел, что она растерялась, захотела войти в шалаш, но всунула свою голову между ним и кораблем. Тогда старуха схватила ее голову и всунула ее (голову) в шалаш и вошла вместе с ней, а мужи качали ударять палками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, вследствие чего обеспокоились бы другие девушки и перестали бы стремиться к смерти вместе со своими господами. Старуха, называемая ангел смерти, наложила ей на шею веревку с расходящимися концами и дала ее двум (мужам), чтобы они ее тянули, и приступила (к делу), имея {в руке) огромный кинжал с широким лезвием. Итак, она начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа, душили ее веревкой, пока она не умерла. Потом явился ближайший родственник умершего, взял, палку и зажег ее у огня. Потом он пошел, чтобы зажечь сложенное, дерево, (бывшее) под кораблем.

Не прошло и часа, как корабль, и девушка и господин превратились в пепел.

Потом они соорудили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто вроде круглого холма и водрузили в середине его бревно, написали на нем имя этого мужа и имя царя русов.

Ахмед Ибн-Фадллан — арабский путешественник и писатель. В 921—922 гг. в качестве посла багдадского халифа совершил поездку в Волжскую Болгарию. Об этом путешествии и посольстве он рассказал в своем сочинении, называемом

«Книга». Большое месте в «Книге» занимает описание жизни и обычаев народов, которых посетил Ибн-Фадлан: башкир, волжских болгар, русов. Интересен рассказ Ибн-Фадлана о погребальном обряде русов, отразившем многие языческие верования: представления о загробном мире, необходимость жертвоприношений и др. О происхождении этнонима (названия народа) «русы» до сих пор не прекращаются споры в науке. Как бы то ни было, в X в. арабы называли русами выходцев из Руси, в то время уже обширного, по преимуществу славянского государства с центром в Киеве.

Атыл (иначе И тиль, Иделъ) — название реки Волги, распространенное среди тюркских народов и в мусульманском мире.

Набиз — хмельной напиток.


1. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ И НАЧАЛО РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

1. 1 Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлялся самостоятельно. И было три брата: «один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей — свое, а у славян в Новгороде — свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав.

Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей.

В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и

судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить

и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми всеми властвовал Рюрик.


1.2 Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хо­тели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рас­сеянные племена славянские основали государство, которое грани­чит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Велики народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господ­ствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убежденные —_говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться.

Держава трех владетелей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. -Петербургской, Эстляндской, Новгродской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.

Двое из единоземцев рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим князем, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь искать счастья; увидели на вы­соком берегу Днепра маленький городок и спросили: чей он? Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Сей городок был Киев: Аскольд и Дир завладели им: присоединили к себе многих варягов из Новгорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве. Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.

Рюрик княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, - 15 лет в Новгороде и скончался в 879 г.,, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.


1.3 Обратим теперь внимание на некоторые обстоятельства, встре­чающиеся в летописи при рассказе о призвании князей.

Первое обстоятельство — это соединение племен славянских и финских; что произвело этот союз? Без всякого сомнения, озна­ченные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведена, в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выра­зилась в дружном изгнании варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всей вероятности, и относительно большей степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода. Эта большая степень обществен­ного развития у северных племен ясно окажется впоследствии; мы увидим, что северные племена будут постоянно торжествовать над южными.

Второе обстоятельство в рассказе о призвании князей — это их расселение: старший брат, Рюрик, поселился у славян ильменских, второй, Синеус,—между чудью и весью на Белоозере, третий, Трувор,— у кривичей в Изборске. Но касательно города, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят: одни говорят — в Новгороде, другие — в Ладоге. Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в осно­вании государства — это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие; соединенные впервые силы начинают действовать.


1.4 Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государ­ство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов ва­рягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с мес­тным населением происходили с переменным успехом: то «находникам варягам» удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена «изгънаша варягы за море и не даша им дани». Единст­венный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно извес­тен только по походу на Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе кроме варягов участвовали войска девяти славянских племен. Поведение Олега после взятия контри­буции с греков крайне странно и никак не вяжется с обликом Строителя державы — он просто исчез с русского горизонта: сразу же после похода «иде Олег к Новугороду и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море и уклюну змиа в ногу и с того умре». Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил.

Варяги использовались на Руси в X—XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Варягов нанимали на грязные убийства: варяги убили князя Глеба. Против бесчинства наемных варягов в Новгороде была направлена Русская Правда, ставившая варяга-обидчика в неполноправное положение по сравнению с обиженным новгородцем: новгородцу суд верил на слово, а иноземец должен был представить двух свидетелей.

Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в Х веке писались на языках греческом и русском. Проверяя тенденциозно отобранные норманистами аргументы, следует обратить (внимание, что тенденциозность появилась в самих наших источ­никах, восходящих к «Повести временных лет» Нестора ) Как доказал в свое время превосходный знаток, русского летописания А. А. Шахматов58, историческое сочинение Нестора претерпело переработку. Нестор был киевлянином и в основу своих изысканий положил вопросы, связанные со славянским югом, с Киевом и Поднепровьем. Его редактором был князь Мстислав, внук английского короля, зять шведского короля, воспитанный новгородским боярством (и женившийся вторым браком на нов­городской боярышне). Для него эпические легенды о призвании князей были знакомым сюжетом, применявшимся к истории разных северных королевств. Для него Новгород и варяжский Север являлись естественной жизненной средой, а киевское боярство — враждебной силой. Переделывая русскую историю на свой лад, князь Мстислав искусственно выдвинул Новгород на первое место, заслонив им Киев, неправомерно перенес зарождение русской государственности на север и вплел в повествование варягов-завоевателей, варягов-организаторов. В привлечении к русской истории легенды о добро­вольном призвании варягов славяно-финскими племенами нельзя не видеть отголоска событий 1113 года, когда отец Мстислава Владимир Мономах был приглашен в Киев во время мятежа. Редактор-«норманист» многое исказил в тексте Нестора, ввел в его «Повесть» много грубоватых вставок. Так возникло нелепое отож­дествление варягов с русью, которое, ничего иного не означало, кроме того, что если варяги оказывались в столице Руси, в Киеве, если поступали на русскую службу, то их и считали русью.

Имя народа «РУСЬ» или «РОС» появляется в источниках впер­вые в середине VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов (Иордан) припоминает «мужей-росов» (росомонов), враждовавших с готским князем Германарихом в 370-е годы. Другой автор, писавший в Сирии, перечисляя степных кочевников Причерноморья, упомянул народ Рос, живший на северо-западе от амазонок, то есть в Среднем Поднепровье,(легендарных амазонок помещали у Меотиды— Азовского моря).

Две формы наименования народа (РОС и РУС) существуют с древнейших времен: византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы — форму РУС. В русской средневековой пись­менности употреблялись обе формы:- «Русьская земля» и «Правда Росьская». Обе формы дожили вплоть до наших дней: мы говорим РОСсия, но жителя ее называем РУСским '

«Русью», «русами», «росами» называли и славян, и тех инозем­цев, которые оказывались в Киеве или служили, киевскому князю. Появившиеся в Киеве через.300 лет после первого упоминания. «народа РОС» варяги стали тоже. именоваться русью. Вероятно, племя росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени.

Близость летописной легенды о призвании варягов к североев­ропейскому придворному фольклору не подлежит сомнению. Признав концепцию редакторов «Повести временных лет» искус­ственной, мы должны ответить на вопрос: какова же действительная роль варягов в ранней истории Руси?

Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока. Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.

Киевские князья в 870-е годы предприняли ряд серьезных мер (походы на кривичей и полочан) для противодействия варягам. Вероятно, в это же время строятся на севере такие опорные пункты, как Руса и Новгород.

Новгород долгое время уплачивал варягам дань-откуп, чтобы избежать новых набегов. Такую же дань Византия платила русским «мира деля».

Киевские князья (как и византийские императоры) широко использовали варяжские наемные отряды, специально посылая за ними в Северную Прибалтику — «за море». Одновременно с варя­гами нанимали и печенегов.

Часть варяжской знати


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: